Консультация «Логоритмика - современная образовательная технология»
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Журавлёва  Светлана Лукьяновна

                                                                                          воспитатель: Журавлёва С.Л.

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой  речепроизношения; правильность речи, ее выразительность, четкая дикция, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. А так как ведущим видом деятельности детей является игра,   игровая технология - логоритмика , благодаря своей высокой эмоциональной насыщенности, является очень эффективной  в  развитии  речи. А включение элементов логоритмики в процесс овладения звуковой стороной речи способствует  непосредственному развитию речи детей и согласованности движений с речью. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка и т.д.

          Что же такое логоритмика?  Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение речевых, образовательных и оздоровительных задач.  Под влиянием занятий логоритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Профессор В.А. Гиляровский считал, что логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная). Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей:  слуховое внимание, фонематический слух;  правильное дыхание и звукопроизношение;  тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух; мелкую моторику;  координацию и умение ориентироваться в пространстве ;умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку; коммуникативность  и эмоциональность. В процессе  логоритмических  игр, упражнений  происходит активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Немаловажно, что логоритмические упражнения включают элементы, имеющие оздоровительную направленность .

       Что включает в себя логоритмика?                                                                                                                     

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

Включать логоритмические упражнения можно практически в любой вид детской деятельности, важно связать это с изучаемой лексической темой и учесть возраст детей.

Пример:1Утренний сбор, тема : «Овощи»  

Как-то вечером на грядке                Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук                центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки,           завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:                Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,      Разбегаются,   приседают,   водящий   их

Ну а ты иди искать.                                ищет.

Тема: «Домашние животные».

Упражнение «Лошадка»:

                                     Цок, цок, цок, цок!

                                     Я – лошадка – серый бок!

(поочередное топанье ногами)

                                     Я копытцем постучу,

(ходьба на месте)

                                     Если хочешь – прокачу!

(легкий бег на месте)

                                     Посмотри, как я красива,

(наклоны туловища вправо – влево)

                                     Хороши и хвост, и грива.

(повороты  туловища)

                                     Цок, цок, цок, цок!

                                     Я – лошадка – серый бок!

(кружатся на месте)

 

Утренняя гимнастика с речевыми и двигательными подражаниями. «Котята»,  «Медвежата», «Хомка-хомка,хомячок».

 2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.                                                                Пример: во время умывания  «Умывалочка»

 Знаем, знаем да, да, да

 

 Где тут прячется вода!

 

 Выходи, водица,

 

 Мы пришли умыться!

 

Моем руки дружно,

.

Нам обедать нужно.***Кран, откройся! Нос,  умойся! Мойтесь сразу, Оба глаза! Мойтесь, уши, Мойся, шейка! Шейка, мойся Хорошенько! Мойся, мойся, Обливайся! Грязь,                        С помощью чистоговорок  автоматизируются звуки ,отрабатывается чёткое ритмичное произношение фонем и слогов.

 Са-са-са - в лесу бегает лиса.

Со-со-со - у Сони колесо.

Су-су-су - ягоды в лесу смывайся! Грязь, смывайся!!!

 

 3. Динамические паузы между НОД.

4. Логоритмические физкультминутки во время проведения образовательного процесса.

Пример: ФЭМП

 Раз - поднялся, потянулся,

 Два - согнулся, разогнулся,

 Три - в ладоши три хлопка,

 Головою три кивка.

 На четыре - руки шире,

 Пять - руками помахать

 Шесть - на стульчик сесть опять,

 (дети выполняют соответствующие  движения).

5.Гимнастика после сна со звукоподражанием.

 “Котята просыпаются”, «Покажите мне ребята, как в лесу живут зверята».                             

6. Подвижные игры с речитативом и движениями. «Эй ребята не зевайте»,»  «Медведь и пчёлы», «Кот и мыши», « У Маланьи, у старушки».

У Маланьи, у старушки - показываем движениями завязывание платка

Жили в маленькой избушке - руками показываем крышу

Семь сыновей - показываем семь пальцев

Все без бровей - закрываем руками брови

с такими ушами - показываем уши как у слона, описывая круг в воздухе

с такими носами - приставляем к носу кулачки

с такими усами - рисуем в воздухе длинные усы

С такой головой - сцепляем руки над головой

С такой бородой - рисуем в воздухе бороду от подбородка до пола

Ничего не ели - жест отрицания

Целый день сидели - руки складываем как ученики за партой

На Маланью глядели - складываем бинокль

Делали вот так - разводим руки

         Стихотворения (речевые упражнения) необходимо подбирать так, чтобы дети  могли соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

Музыка и музыкальные инструменты – неотъемлемый атрибут в логоритмике.                                                           Как правило, дети любят, когда шумно и весело. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова. Многие из таких игр нам известны, например : знакомые   игры  в младшем возрасте «Заинька  попляши. серенький попляши», «Где же наши ручки»,  « Мы ногами топ-топ»; в среднем и старшем возрасте  «Мы в автобусе сидим…», « Мы руки поднимаем».

(«Сказка  о весёлом языке» ,  «Баба яга»)

1.Е.А. Алябьева «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения».

2.М.М. Савицкая « Логоритмика для малышей 4 - 5 лет»». Санкт - Петербург. Издательство « Каро»

3. М.Ю. Картушина . «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.»

4. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях

практическое пособие для педагогов и родителей»

Автор: Новиковская Ольга Андреевна

 Книга поможет в проведении занятий с детьми воспитателям, музыкальным работникам детских садов, логопедам, а также родителям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx49.52 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  «Логоритмика - современная образовательная технология»

   

                                                                                          воспитатель: Журавлёва С.Л.

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой  речепроизношения; правильность речи, ее выразительность, четкая дикция, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. А так как ведущим видом деятельности детей является игра,   игровая технология - логоритмика , благодаря своей высокой эмоциональной насыщенности, является очень эффективной  в  развитии  речи. А включение элементов логоритмики в процесс овладения звуковой стороной речи способствует  непосредственному развитию речи детей и согласованности движений с речью. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка и т.д.

          Что же такое логоритмика?  Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение речевых, образовательных и оздоровительных задач.  Под влиянием занятий логоритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Профессор В.А. Гиляровский считал, что логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, на настроение, она способствует тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы. Основа логоритмики – игра (пальчиковая, артикуляционная, музыкально-ритмическая, коммуникативная). Сочетание трех компонентов логоритмики позволяет развить у детей:  слуховое внимание, фонематический слух;  правильное дыхание и звукопроизношение;  тембровый, ритмический, мелодический, динамический слух; мелкую моторику;  координацию и умение ориентироваться в пространстве ;умение красиво, выразительно, ритмично двигаться под музыку; коммуникативность  и эмоциональность. В процессе  логоритмических  игр, упражнений  происходит активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Немаловажно, что логоритмические упражнения включают элементы, имеющие оздоровительную направленность .

       Что включает в себя логоритмика?                                                                                                                      

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
  • ритмические упражнения;
  • пение;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

Включать логоритмические упражнения можно практически в любой вид детской деятельности, важно связать это с изучаемой лексической темой и учесть возраст детей.

Пример:1Утренний сбор, тема : «Овощи»  

Как-то вечером на грядке                Дети идут по кругу, взявшись за руки, в

Репа, свекла, редька, лук                центре на корточках сидит водящий с

Поиграть решили в прятки,           завязанными глазами.

Но сначала встали в круг.

Рассчитались четко тут же:                Останавливаются, крутят водящего.

Раз, два, три, четыре, пять.

Прячься лучше, прячься глубже,      Разбегаются,   приседают,   водящий   их

Ну а ты иди искать.                                ищет.

Тема: «Домашние животные».

Упражнение «Лошадка»:

                                     Цок, цок, цок, цок!

                                     Я – лошадка – серый бок!

(поочередное топанье ногами)

                                     Я копытцем постучу,

(ходьба на месте)

                                     Если хочешь – прокачу!

(легкий бег на месте)

                                     Посмотри, как я красива,

(наклоны туловища вправо – влево)

                                     Хороши и хвост, и грива.

(повороты  туловища)

                                     Цок, цок, цок, цок!

                                     Я – лошадка – серый бок!

(кружатся на месте)

Утренняя гимнастика с речевыми и двигательными подражаниями. «Котята»,  «Медвежата», «Хомка-хомка,хомячок».

 2. Проговаривание потешек, приговорок, чистоговорок во время режимных процессов - умывания, одевания на прогулку, подготовки к занятиям.                                                                Пример: во время умывания  «Умывалочка»

 Знаем, знаем да, да, да

 Где тут прячется вода!

 Выходи, водица,

 Мы пришли умыться!

Моем руки дружно,

.

Нам обедать нужно.***Кран, откройся! Нос,  умойся! Мойтесь сразу, Оба глаза! Мойтесь, уши, Мойся, шейка! Шейка, мойся Хорошенько! Мойся, мойся, Обливайся! Грязь,                        С помощью чистоговорок  автоматизируются звуки ,отрабатывается чёткое ритмичное произношение фонем и слогов.

 Са-са-са - в лесу бегает лиса.

Со-со-со - у Сони колесо.

Су-су-су - ягоды в лесу смывайся! Грязь, смывайся!!!

 3. Динамические паузы между НОД.

4. Логоритмические физкультминутки во время проведения образовательного процесса.

Пример: ФЭМП

 Раз - поднялся, потянулся,

 Два - согнулся, разогнулся,

 Три - в ладоши три хлопка,

 Головою три кивка.

 На четыре - руки шире,

 Пять - руками помахать

 Шесть - на стульчик сесть опять,

 (дети выполняют соответствующие  движения).

5.Гимнастика после сна со звукоподражанием.

 “Котята просыпаются”, «Покажите мне ребята, как в лесу живут зверята».                             

6. Подвижные игры с речитативом и движениями. «Эй ребята не зевайте»,»  «Медведь и пчёлы», «Кот и мыши», « У Маланьи, у старушки».

У Маланьи, у старушки - показываем движениями завязывание платка

Жили в маленькой избушке - руками показываем крышу

Семь сыновей - показываем семь пальцев

Все без бровей - закрываем руками брови

с такими ушами - показываем уши как у слона, описывая круг в воздухе

с такими носами - приставляем к носу кулачки

с такими усами - рисуем в воздухе длинные усы

С такой головой - сцепляем руки над головой

С такой бородой - рисуем в воздухе бороду от подбородка до пола

Ничего не ели - жест отрицания

Целый день сидели - руки складываем как ученики за партой

На Маланью глядели - складываем бинокль

Делали вот так - разводим руки

         Стихотворения (речевые упражнения) необходимо подбирать так, чтобы дети  могли соотнести движения рук, ног, туловища с ритмом речи. Здесь важна правильная последовательность: сначала дети выполняют действие «по показу», затем самостоятельно, в нужном ритме, одновременно проговаривая или пропевая в том же ритме слова.

Музыка и музыкальные инструменты – неотъемлемый атрибут в логоритмике.                                                           Как правило, дети любят, когда шумно и весело. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова. Многие из таких игр нам известны, например : знакомые   игры  в младшем возрасте «Заинька  попляши. серенький попляши», «Где же наши ручки»,  « Мы ногами топ-топ»; в среднем и старшем возрасте  «Мы в автобусе сидим…», « Мы руки поднимаем».

(«Сказка  о весёлом языке» ,  «Баба яга»)

1.Е.А. Алябьева «Логопедические упражнения без музыкального сопровождения».

2.М.М. Савицкая « Логоритмика для малышей 4 - 5 лет»». Санкт - Петербург. Издательство « Каро»

3. М.Ю. Картушина . «Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет.»

4. «Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях

практическое пособие для педагогов и родителей»

Автор: Новиковская Ольга Андреевна

 Книга поможет в проведении занятий с детьми воспитателям, музыкальным работникам детских садов, логопедам, а также родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Деловая игра: «Использование современных образовательных технологий (технология исследовательской деятельности, технология обучение в сотрудничестве (групповая, командная) в условиях введения ФГОС в образовательном процессе»

Разрабока направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов по освоению  и использованию  современных  образовательных  технологий - исследовательской деятель...

Консультация «Логоритмика - современная образовательная технология»

Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой  речепроизношения; правильность речи, ее выразительность, четкая ди...

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего возраста с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, здоровьесберегающая технология). «Это чудо - транспорт»

Цель занятия: Расширить представления о транспорте. Задачи: 1.Образовательные : Расширять знания детей о транспорте: название транспортного средства, назначение. Закреплять умения ...

Выступление на семинаре «Использование современных образовательных технологий в ДОУ» на тему: «ИКТ как современная педагогическая технология».

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распростр...