«Психологическая готовность ребенка к школьному обучению»
консультация (подготовительная группа)

Бондарева Людмила Анатольевна

Консультация для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ЖУРАВЛЁНОК» Г. НАДЫМА»

Консультация по теме

«Психологическая готовность ребенка

к школьному обучению»

Выполнила: педагог-психолог Бондарева Л.А.

I:\картинный материал по темам\картинки 1 кл\images (12).jpg

Надым

Ваш ребенок уже посещает подготовительную группу, а это значит, что он готовятся к поступлению в школу. Готовность к обучению в школе – важнейший итог воспитания и обучения в дошкольном учреждении и семье. Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка, связанный с изменением привычного распорядка дня, отношений с окружающими, когда центральное место занимает учебная деятельность. Современная школа требует от детей не столько каких-либо знаний и умений, сколько более сложных форм умственной деятельности, большей способности к управлению своим поведением, большей работоспособности.  Часто родители слышат такое понятие как «психологическая готовность к школе». В структуре понятия «психологическая готовность к школе» выделяются следующие аспекты.

  • интеллектуальная;
  • личностная;
  • эмоционально-волевая;
  • социальная;
  • речевая;
  • физиологическая.

1.Интеллектуальная готовность - это способность концентрировать внимание, умение сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать; это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации.

Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребёнка, словарный запас, кругозор. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Таким образом, интеллектуальная готовность включает в себя:

  • Развитие восприятия  (восприятие цвета, формы, величины; слуховое восприятие (нарисуй в правом углу треугольник синего цвета); зрительное (покажи круг синего цвета); ориентировка в пространстве (право-лево); временная ориентировка, ориентировка на листе);
  • Развитие внимания (концентрация, переключаемость, «Найди отличия», «Лабиринт», «Пазлы»);
  • Развитие памяти (слуховая, зрительная) («Какой игрушки не хватает?», «Запомни»;
  • Развитие мышления («Четвертый лишний», «Составь рассказ по картинке», «Лото» и т.д.); 
  • Развитие воображения («Дорисуй предмет», придумывание нового продолжения сказки);
  • Развитие любознательности (возраст «почемучек» - отвечайте на вопросы детей, не отталкивайте).

2. Личностная готовность к школьному обучению.

Личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.

Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не с внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания. Будущему школьнику необходимо научиться управлять своим поведением.

О личностной готовности ребенка к школе обычно судят по его поведению на групповых занятиях и во время беседы с психологом.

Наличие внутренней позиции школьника обнаруживается в том, что ребенок проявляет ярко положительное отношение к школьно-учебной деятельности.

3. Эмоционально-волевая готовность - это умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, а также наличие познавательной мотивации.

Под эмоционально-волевой зрелостью мы понимаем умение ребёнка распознавать свои и чужие эмоции (по мимике, интонации, жестам, в различных ситуациях), а также умение их регулировать. Данный параметр столь необходим для определения готовности к обучению в связи с тем, что в школе ребёнок будет сталкиваться с разными жизненными ситуациями, не всегда приятными (оценки, неуспех, некоторые аспекты взаимоотношений с учителями и сверстниками). Не принимая свои эмоции, и не умея с ними справляться, а также адекватным образом реагировать на эмоции других людей, ребёнку будет достаточно сложно воспринимать неуспех и корректировать своё поведение в связи с ним, а также устанавливать социальные контакты. Для развития эмоциональной зрелости дошкольников знакомят с различными эмоциями, определяют, как в разных ситуациях меняется мимика.

Отдельной темой является выработка адекватных способов реагирования на эмоциональное состояние других людей.

4. Социальная готовность. К социальной готовности  относится потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение общаться со сверстниками и взрослыми, а также способность понимать и исполнять новую социальную позицию (т.е. позицию школьника, ученика).

5. Речевая готовность. Под речевой готовностью понимается сформированность звуковой стороны речи, словарного запаса, монологической речи и грамматическая правильность.

6. Физиологическая готовность -  это нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в стране. Физиологический критерий предполагает достаточно развитую мускулатуру, точность движений, готовность руки к выполнению мелких, точных и разнообразных движений, согласованность движения рук и глаз, умение владеть ручкой, карандашом, кисточкой.

Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и физическая. Меняющийся уклад жизни, нарушение старых привычек, возрастание умственных нагрузок, установление новых взаимоотношений с учителем и сверстниками – факторы значительного напряжения нервной системы и других функциональных систем детского организма, что сказывается на здоровье ребенка в целом. Не случайно на первом году обучения в школе у многих детей возрастает заболеваемость.

Достаточная физическая подготовка предполагает высокий уровень закаленности и общего физического развития, бодрое и активное состояние организма. Сформированные соответственно возрасту разнообразные движения, двигательные качества и трудовые навыки должны сопровождаться соответствующей тренированностью различных функциональных систем, высокой работоспособностью нервной системы и др.

Хорошая закалка помогает без особого труда, с интересом работать на уроках, своевременно и прочно овладевать знаниями, умениями и навыками.

Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные отношения, обобщать, делать выводы. У дошкольников часто эти знания приходят из опыта. Но если нет рядом понимающего взрослого, то сведения об окружающем мире разрозненны, поверхностны, не включены в общую картину. Поэтому будет нелишним обсудить с ребенком просмотренный фильм и даже мультфильм, задать несколько вопросов о прочитанном, чтобы убедиться, что ребенок понял определенное явление природы, поступки животных, людей.

Итак, как мы уже выяснили, психологическую готовность дошкольников к обучению в школе определяют:

• личностная готовность — отношение к учению;

• интеллектуальная готовность — развитие познавательных процессов;

• социально-психологическая готовность — развитие потребности в общении с другими, умение подчиняться интересам и обычаям детской группы;

• физическая готовность — норма физического развития;

• речевая готовность — звуковая сторона речи, словарный запас и грамматическая правильность;

• эмоционально-волевую готовность — умение ставить цель, принимать решение, преодолевать препятствия.

Соответственно для подготовки дошкольников к обучению в школе необходимо развивать все эти стороны до момента поступления ребенка в школу. Но только целенаправленная работа педагогов и родителей является основным условием подготовки детей к школьному обучению.

Но при этом важно при подготовке дошкольника не переходить грань между готовностью к школе и излишней информированностью ребенка.

Надеюсь, что сотрудничество педагогов и родителей будет плодотворным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Диагностика психологической готовности к школьному обучению детей с речевыми нарушениями».

Дети с нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, граммат...

Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению.  Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...

Статья "Психологическая готовность к школьному обучению"

Психологическая готовность к школьному обучению.  Обычно, когда говорят о «школьной» готовности малыша, имеют ввиду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть еще одна, не ...

КОМПЛЕКС ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ И РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

Комплекс тренинговых занятий по подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на формирование психологической готовности и развитию познавательных процессов детей в период подготовки к шко...

Интеллектуальная готовность к школе как один из компонентов психологической готовности к школьному обучению.

Конспект и презентация для  родительского собрания в подготовительной группе....