Возрастные особенности слуха и голоса детей раннего возраста
консультация

Ярчеева Нина Миньевна

Консультация для родителей по вопросам особенностей развития музыкального слуха  и голоса, охране голоса детей раннего возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные особенности слуха и голоса детей раннего возраста

Пение — особый вид творчества, который сопровождает ребенка от колыбели до взрослой жизни. Приобщение детей к музыкальному искусству через пение - один из важных этапов в жизни развития маленького человека.

Дети раннего возраста подражают речевой и певческой интонации взрослых людей, пытаются воспроизвести звуки, издаваемые домашними животными, птицами.  Ребенок слушает, затем поет вместе с взрослым, как бы «подравниваясь» к вокальной интонации. Постепенно вырабатывается устойчивость слухового внимания. Поэтому примером всегда служит выразительное, правильное пение взрослого. Дети раннего возраста ещё не могут самостоятельно петь, поэтому в музыкально-игровое общение малышей вовлекают взрослые: воспитатели, музыкальные руководители, родители.

Голосовой и дыхательный аппарат детей раннего дошкольного возраста в 2–3 года жизни развит очень слабо. Объём лёгких ещё очень мал, глубина дыхания значительно ниже, поэтому частота дыхания ускорена. Поэтому  с малых лет надо начинать работать над выработкой певческого дыхания, так как певческое дыхание является главным звеном певческого процесса. Это могут быть различные дыхательные упражнения: «сильный ветер – слабый ветерок»; дуем на снежинки; сдуваем с одуванчика волшебные зонтики и т. д.  

У детей раннего возраста недостаточно развит речевой аппарат: звуки находятся в процессе формирования.  Обращаем внимание на правильное формирование гласных звуков, учим хорошо раскрывать рот, не зажимать звук. Требуется работать и над протяжным пением, потому что в этом возрасте многие дети поют говорком. Пропеваем долгие звуки и просим детей помочь, решаем так же задачи: петь без напряжения, естественным голосом, светлым, высоким звуком, без крика. Дети с удовольствием соглашаются.
Игровые приёмы в работе с детьми раннего возраста используются постоянно. Все детские песенки можно обыграть, так как они содержат какой – либо сюжет. Например, знакомя детей с песней «Собачка», музыка М. Раухвергера, слова Н. Комиссаровой, музыкальный руководитель вносит в музыкальный зал мягкую игрушку – собачку. Спрашивает: «Кто же к нам пришёл? Да это собачка – маленькая, красивая, пушистая!» И предлагает малышам погладить собачку, обращает внимание на хвостик-закорючку, весёлые глазки, острые ушки. Может прочитать стихотворение:

Вот собачка лает:

Гав-гав-гав!

Нас она пугает:

Гав-гав-гав!

Ты, собаченька, не лай –

Лучше с нами поиграй!

Собачка маленькая лает высоким, звонким  голосом: «Гав-гав-гав!»

Педагог поёт песенку и спрашивает у детей: как собачка лаяла? Предлагает «полаять» всем вместе. Педагог поёт песню еще раз, а дети помогают подпевать «гав-гав». А после, собачка в руках воспитателя «пляшет», дети хлопают. Затем собачка может дать всем детям цветные платочки и предложить  поплясать  с ними. Занятие продолжится игрой в прятки. Таким образом, у детей развивается внимание, формируется эмоциональное восприятие, происходит обучение звукоподражания.

Гортань, у детей раннего возраста, располагается выше, вследствие чего голос у детей этого возраста тоже выше, но в пении диапазон очень ограничен из-за недостаточной эластичности связок. Поэтому диапазон музыкального репертуара для 2–3 лет не должен превышать «ми» — «ля» первой октавы.

Находящийся на начальной стадии формирования детский певческий аппарат требует исключительно бережного отношения. Работники дошкольного образования и родители  должны знать о возрастных особенностях детского голоса и учитывать их.

  • Необходимо строго следить за голосовой нагрузкой, не следует перегружать выступлениями, а самое главное – не форсировать голос ребёнка.
  • Необходимо исключить разговор и пение взрослых на форсированных звуках, общение с детьми на фоне радио - телепередач, аудио записей.
  • Звуковая атмосфера дома и в группе должна быть спокойной.
  • Основные задачи охраны детского голоса, предупреждение его нарушений сводятся к следующему:

- соблюдение элементарных правил гигиены голоса и слуха,

- организация благоприятной  звуковой атмосферы  в группе и вне её

- подбор репертуара детских песен соответственно возрасту и физиологическим особенностям дошкольников.

- устранение причин, вызывающих нарушения нормального голосообразования: своевременное лечение ринитов, заболевания ушей, верхних дыхательных путей.

    Для правильного развития и охраны детского голоса родителям и педагогам необходимо знать особенности развития детского голоса в разные периоды и соблюдать приведенные выше советы. Только совместные усилия помогут решить задачи развития детского голоса и его  охраны.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста. Охрана детского певческого голоса.

В данной статье освещаются возрастные физиологические особенности строения голосового аппарата детей. Задачи педагога по вокалу. Правила по охране детского певческого голоса...

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста.

Очень важно, чтобы ребенок при пении чувствовал себя комфортно, т.е. пел свободно, легко и с удовольствием.Непринужденность является важнейшим физиологическим критерием работы голосового аппарата.Детс...

Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста

Консультация для родителей и педагогов по охране детского голоса...

«Возрастные особенности слуха и голоса детей дошкольного возраста»

Доктор Е. И. Алмазов, изучающий природу детского голоса, в своих исследованиях отмечал, что общее развитие ребенка на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности, о...