"Рисование пальчиками как способ активации умственной деятельности младших дошкольников"
статья

Кудинова Надежда Петровна

В статье поднят вопрос: почему важно заниматься с младшими дошкольниками рисованием пальчиками, и описаны приёмы данного способа рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл risov_palch.docx16.31 КБ

Предварительный просмотр:

Рисование пальчиками как способ активизации умственной деятельности младших дошкольников

Пальчиковое рисование — это увлекательный творческий процесс, который приносит огромную пользу ребёнку. Во-первых, это отличный способ развития мелкой моторики. Во-вторых, малыш знакомится с цветами и их оттенками. И, наконец, это терапевтический процесс, с помощью которого можно понять психологическое состояние ребёнка.

Мелкая моторика — это разновидность движений, в которых участвуют мелкие мышцы. И если ходьба, бег и прыжки в нас заложены на уровне безусловных рефлексов, то мелкую моторику необходимо развивать. Для чего это нужно? Проведено множество исследований, которые доказывают, что наши руки взаимосвязаны с  мышлением, памятью и другими важными функциями сознания. Для психологов степень развития мелкой моторики — это показатель развития ребёнка, а в дошкольном возрасте и подавно, ведь перед школой начинается активное расширение умственной и физической деятельности. Учёные, физиологи, психологи и другие специалисты изучали взаимосвязь мозга и тонких движений рук. Например, Мария Монтессори заметила, что, если у малыша проблемы с речью, скорее всего, виновата именно мелкая моторика: в нашем мозге центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся очень близко друг к другу. Когда начинаешь заниматься и развивать эту сферу, речь нормализуется, так как активность одной зоны в мозге заставляет работать центры, расположенные рядом.

Первый учитель — мама, инструменты — пальцы, ладошки и специальные краски. У них особая консистенция, которая не требует разбавления водой.  Цвета для первых художественных уроков лучше выбирать яркие, насыщенные. Ребёнка завораживает волшебство рисования: превращения форм, неожиданные изменения цвета. Можно показать малышу, как поставить кляксу, провести линию, сделать ручеёк краски от одного пятна к другому. Как мизинчиком сделать следы маленького зайчика, а ладонью или кулаком след косолапого медведя.  Вместе с родителями можно рисовать настоящие шедевры: семью осьминожек на морском дне, где вокруг маленькие рыбки и ракушки. Рисование пальчиками – это весёлое и увлекательное занятие как для детей, так и для взрослых. К отпечатанным элементам можно дорисовывать разные детали, чтобы воплотить любую идею.

Малышу очень полезно изучать возможности своих рук, ведь с помощью всего одной ладошки можно получить столько разных отпечатков! Этот процесс развивает фантазию, образное и пространственное мышление, ребёнок получает первое представление о фигурах, растениях, животных.

В этом виде творчества существуют разные техники и приёмы.

Рисование кончиками пальцев

Таким способом можно поставить на листе точки разного размера, которые превращаются в гусеницу, виноград или рябину. Можно рисовать линии и геометрические фигуры. Если сложить пальцы в пучок и приложить к бумаге, получится снежинка или цветы. Одними кончиками пальцев можно создать целый пейзаж. Многие художники, например, Айрис Скотт или Зария Форман, используют эту технику в своих полотнах, которые сейчас можно увидеть на выставках и в музеях.

Рисование ладошкой

Можно просто отпечатывать свою ладонь разными цветами на листе. А можно рисовать полноценные образы, для этого пальцы должны быть сомкнуты. Например, чтобы нарисовать бабочку, приложите разукрашенную ладошку к бумаге вертикально, рыбку — горизонтально, а осьминога — пальчиками вниз.

Рисование кулачком

Полураскрытый кулак даёт возможность нарисовать бананы, холмы, радугу и другие изогнутые предметы. Сжатым кулачком со стороны большого пальца легко нарисовать красивые розы, улитку или морские ракушки.

Такие простые упражнения отлично развивают координацию, особенно если рисовать сразу двумя руками. Занятия особенно важны для левшей, так как они стимулируют правое полушарие, а также ненавязчиво развивают правую руку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме "Активация умственной деятельности дошкольников посредством использования элементов мнемотехники и моделирования сказочных сюжетов

Здесь представлен опыт моей работы.  Если кого то заинтересовал мой материал . то приглашаю к сотрудничеству . Пишите , буду рада общению....

Публикация на тему: "Рисование пальчиками как способ творческого развития детей младшего дошкольного возраста"

Статья, посвященная нетрадиционным методам рисования с детьми младшего дошкольного возраста....

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников

Развивающие игры математического содержания как средство формирования умственных способностей младших дошкольников с перспективным планом работы на год....

Способы активации и удержания внимания дошкольников

В материале рассказывается о способах активации и удержания внимания дошкольников...

Сюжетно – ролевая игра - средство активации словаря у младших дошкольников Из опыта работы

Дошкольное детство - большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир челов...

Конспект ООД по нетрадиционной технике рисования ( рисование пальчиками) "Осень вновь пришла" в первой младшей группе.

Цель: Познакомить детей с красками и простыми способами получения изображений, используя нетрадиционную технику рисования пальчиками.Задачи: - Развивать воображение, эстетический вкус.- Разв...

Рисование как неотъемлемая часть в умственном развитии старшего дошкольника.

Рисование как неотъемлемая часть в  умственном развитии старшего дошкольника. В старшей группе много внимания уделяется развитию самостоятельного творчества детей. Рисование играет...