Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы" ( для детей 4-5, 5-7 лет)
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лисянская Светлана Юрьевна

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы" представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовлен по разным направлениям речевого развития: лексики, грамматики, связной речи, данные игровыеупражнения можно использовать для детей от 4 до 7 лет. Желаю успеха в совместной деятельности с ребёнком!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОМАШНЯЯ ЛОГОТЕКА

от  учителя – логопеда Лисянской С.Ю.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы».

(для детей среднего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)

D:\2019-20\дистант\учитель - логопед Лисянская С.Ю\папка для родителей\Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы\10.jpg

ЛЕКСИКО –ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

  1. Игровое упражнение: «Какая?» Подбор однородных определений к слову зима.

Инструкция: Взрослый спрашивает: «Зима - какая?». Ребёнок отвечает: «Зима холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.»

  1. Игровое упражнение: «Назови  слова - родственники». Образование родственных слов.

Инструкция: Взрослый спрашивает: «Назови слова – родственники к слову «снег».  Ребёнок отвечает:  снег — снежок — снежочек — снежинка — снегопад — снеговик — сне-говичок — снежки — снегоход — снегокат — снежный — заснежило — снежище — снегурочка — снегирь — белоснежный — Белоснежка — подснежник.

  1. Игровое упражнение: «Что делает?» Подбор однородных сказуемых к слову

снег.

Инструкция: Взрослый спрашивает: «Что делает снег?» Ребёнок отвечает: «Снег - идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.

Взрослый уточняет, что еще может идти (часы, поезд), таять (мороженое, лед), летать (самолет, бабочка), падать (яблоко, камень) и т. д.

  1. Игровое упражнение: «Чего не бывает?» Усвоение категории родительного падежа.

 Инструкция: Взрослый спрашивает:  «Чего не бывает зимой?» Ребёнок  составляет предложения, в которых говорится о том, чего не бывает зимой: «Зимой не бывает жары (листьев, листопада, цветов, травы, ледохода, перелетных птиц, насекомых)».

  1. Игровое упражнение: «Скажи наоборот»

Воробей маленький, а ворона ...
У синицы хвост короткий, а у сороки ...
Голубь тяжелый, а воробей ...
У синицы клюв тонкий, а у вороны ...


 6. Игровое упражнение:  "Скажи, одним словом".
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая сорока.
У сороки длинный хвост, поэтому её называют ...
У синицы грудка жёлтая, поэтому её называют ...
У вороны черные крылья, поэтому её называют ...
У дятла длинный клюв, поэтому её называют ...

РАБОТА НАД ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ( С 4 ЛЕТ)

  1. «Отшагай скороговорку».

«Верещунья — белобока,

Все зовут ее сорока».

  1. «Повтори слова». Игра со словами - рифмами.

Повторение рифмующихся слов: птичка — синичка; сорока — белобока; сова — голова; совушка — головушка; птичка — невеличка; воробьишка — трусишка.

РАЗВИТИЕ РИТМИКО - ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И КООРДИНАЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ

1.Физкультминутка-логоритмика «Зимние месяцы». Импровизация движений в такт чистоговорке.

«Декабрь, январь, февраль

проходят чередою,

с морозом, со снежком,

с Рождественской звездою».

2. Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.

 По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.

И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

 Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

1,2,3,4-мы с тобой снежок слепили!

Круглый, крепкий, очень гладкий и совсем, совсем не сладкий!

Раз – подбросим, два – поймаем, три – уроним и поймаем!

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 

  1. Заучивание стихотворений о зиме

***

Снег пошёл,
Снег пошёл —
Это очень хорошо!
Снег пушистый, беленький
Закружился в ельнике.
Все на улицу, друзья.
Дома нам сидеть нельзя.
Мы из снега слепим деда,
Будем бегать до обеда.
Снег пошёл.
Снег пошёл —
Это очень хорошо!

 Молчанов-Сибирский И.И.    

                         

***

«Мы в холодильнике живём,

мы так Сибирь свою зовём!»

Г. Граубин

***

Как на горке — снег, снег,

И под горкой — снег, снег,

И на елке — снег, снег,

И под елкой — снег, снег,

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

И. Токмакова

  1. Игровое упражнение: «Закончи предложение». Составление сложных предложений со значением противопоставления.

Инструкция: Взрослый я начну предложение, а ты закончи, а затем повторить его полностью.

Зимой бывает снегопад, а осенью...

Зимой бывает снег, а летом...

Зимой снег падает, а весной...

Зимой катаются на санках, а летом...

Зимой лес спит, а весной...

Зимой катаются на коньках, а летом...

Зимой бывает холодно, а летом...

Зимой деревья белые, а осенью...

Зимой растут сугробы, а летом растут...

Зимой лепят снеговика, а летом...

Зимой насекомые прячутся, а весной...

  1. Пересказ рассказ «Гостья-зима» с опорой на вопросы взрослого. Усвоение переносного значения слов.

«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это — зимние забавы. Мы очень любим зиму».

Вопросы для пересказа: Кто пришел к нам в гости? Какое время года было до этого? Чем зима накрыла землю? Что делает метель (вьюга, ветер, мороз)? Какие подарки принесла зима? Для чего людям нужны эти подарки? Что такое зимние забавы?

  1. Пересказ с опорой на вопросы (6-7 лет). Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.

Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму.

Вопросы:
Какое было время года?

Кого нашли дети на снегу в парке?

Какой был воробышек?

Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?

Когда дети выпустили воробья на волю?

Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

План воспитательно-образовательной работы на неделю в коррекционной подготовительной к школе группе с задержкой психического развития. На основе Нищевой Н.В....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме" ( для детей 4-5, 5-7 лет)

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал ...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." ( для детей 4-5, 5-7 лет)

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовле...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Зима. Зимние забавы" ( для детей 4-5, 5-7 лет)

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Зима. Зимние забавы" представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовлен по разным направл...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности в старшей, подготовительной группе по теме: «ЗИМА. ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»

Цель: актуализация и расширение словаря детей старшей группы по теме “Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы” на логопедическом занятии....