Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." ( для детей 4-5, 5-7 лет)
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лисянская Светлана Юрьевна

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовлен по разным направлениям речевого развития: лексики, грамматики, связной речи, данные игровые упражнения можно использовать для детей от 4 до 7 лет. Желаю успеха в совместной деятельности с ребёнком!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОМАШНЯЯ ЛОГОТЕКА

от  учителя – логопеда Лисянской С.Ю.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Домашние птицы. Труд на птичьем дворе».

(для детей среднего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)

D:\2019-20\дистант\учитель - логопед Лисянская С.Ю\папка для родителей\Домашние птицы\domashnie_pticy_i_detenyshi.jpg

ЛЕКСИКО –ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1.Беседа  «В гости пришли птицы». Обогащение знаний детей по теме.

Взрослый показывает детям картинки и говорит: «К нам в гости пришли птицы: петух, курица, утка, гусь. Кто это? Да, это домашние птицы. Они живут около дома. Они приносят пользу человеку: несут яйца, дают нам мясо. Какую пользу домашние птицы приносят нам? (Ребёнок повторяет.) Посмотри внимательно на курочку: какая она, что у нее есть? Правильно, у курочки есть голова, хохолок, клювик, глаза, лапки, хвостик, перышки. А теперь скажи сам, что есть у курочки?»

2.Игровое упражнение: «Что умеют птицы?» Расширение словаря по теме.

  Курица умеет кудахтать, клевать, бегать, ходить, летать, пить.

 Утка умеет крякать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.

Гусь умеет гоготать, клевать, бегать, ходить, летать, плавать, пить.

Петух умеет кукарекать, клевать, бегать, летать, драться.

3. Игровое упражнение: «Один много». Образование множественного числа существительных.

Инструкция: взрослый говорит: «У курицы не цыпленок, а... (цыплята). У утки не утенок, а... (утята). У гуся не гусенок, а... (гусята).

Игра повторяется. Взрослый  спрашивает у детей: «Кто у курицы? Кто у утки? Кто у гуся?»

Взрослый  подводит итог игры: «Цыплята, утята, гусята — это детеныши, они маленькие».

РАБОТА НАД ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ( С 4 ЛЕТ)

«Разложи полоски». Слоговой анализ слов.

Используются картинки: утка, курица, гусь, петушок, утенок. Взрослый  дает ребёнку  три картонные полоски. Ребёнок хлопками в ладоши определяет количество слогов в слове и выкладывает схему на столе.

РАЗВИТИЕ РИТМИКО - ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И КООРДИНАЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ

1.Физкультминутка-логоритмика «Как у наших у ворот». Импровизация движений в такт потешке.

Как у наших у ворот

Петух зернышки клюет,

Петух зернышки клюет,

К себе курочек зовет.

2. Речевая игра  «Вышли уточки на луг» - координации речи и движения 

Вышли уточки на луг, 

Кря-кря-кря!(Шагаем.) 

Пролетел веселый жук, 

Ж-ж-ж!(Машем руками-крыльями.) 

Гуси шеи выгибают, 

Га-га-га!(Круговые вращения шеей.) 

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) 

Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.) 

Шарик тоже зарычал, 

Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) 

Зашептал в воде камыш, 

Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) 

И опять настала тишь, Ш-ш-ш. (Присели.)

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ 

«Расскажи о курочке» Развитие пространственного восприятия.

«Впереди у курочки — голова с клювом. Сзади — хвостик. Посередине — туловище. С одной стороны — крыло, с другой стороны — тоже крыло, у курочки два крыла. Внизу у курочки — две лапки».

Рассказ о курочке повторяется с помощью вопросов.

РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

 

Пальчиковая гимнастика «Цыплята»
Раз, два, три, четыре пять
(соединяют пальцы обеих рук, образуя шар)
Будем мы цыплят считать
(ритмично сжимают и разжимают кулачки)
Раз — цыпленок на крыльце,
(загибают по одному пальчику на обеих руках, начиная с больших, на каждый счет)
Два — еще сидит в яйце,
Три — цыпленок самый смелый,
А четыре — самый белый,
Пятый — маленький цыпленок,
(загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу)
Кушать захотел спросонок.
(стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони)

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 

  1. Чтение с выражением рассказа К.Д. Ушинского «Петушок с семьей».

«Ходит по двору петушок: на голове красный гребешок, под носом красная бородка... Хвост у Пети колесцом, на хвосте узоры, на ногах шпоры. Лапами Петя кучу разгребает, курочек с цыплятами созывает: — Курочки -хохлатушки, пестренькие -рябенькие, черненькие -беленькие! Собирайтесь с цыплятками, с малыми ребятками, я вам зернышко припас! Курочки с цыплятами собрались, раскудахталися; зернышком не поделились, передрались. Петя-петушок беспорядков не любит — сейчас семью помирил: ту за хохол, того за вихор, сам зернышко съел, на плетень взлетел, крыльями замахал, во все горло заорал: «Ку-ка-ре-ку!»

2.Пересказ рассказа В. Сутеева «Добрая утка» по серии сюжетных картинок. Можно изготовить силуэты птиц из картона.

«Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли и к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали-думали и придумали!

Речку переплыли ровно в полминутки:

Цыпленок на утенке, цыпленок на утенке,

Цыпленок на утенке, а курица на утке!»

3. Составить рассказ о домашней птице  по плану и нарисовать в логопедической тетради описываемую птицу.

- Почему этих птиц называют домашними?

 - Чем питается домашняя птица?

 - Где можно увидеть домашних птиц?

 - Как  называется  семья  домашней птицы?  (Например: селезень, утка, утенок).

 - Назовите характерные особенности внешнего вида птицы.

 - Какую пользу  домашняя птица приносит человеку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности." для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности" представлены игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развитие связной речи. усвоение граммат...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Лето. Насекомые." (для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Лето. Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста, для совместных занятий с ребёнком Вы найдёте разные, увлекательные, речевые, игровые упраж...

Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Огород. Овощи. Труд овощевода" ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме "Огород. Овощи. Труд овощевода." представлены занимательные игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развития сязной речи и гра...

Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Сад. Фрукты. Труд садовода." ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения для обогащения и активизации словаря, развития грамматического строя речи,  темпо-ритмической стороны речи, связной речи и мелкой моторики по л...

Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Деревья и кустарники в осенний период" ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения и задания для активизации речевой деятельности, обогащении словарного запаса,  развития грамматического строя и связной речи, а также мелкой мо...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Домашние животные и их детёныши. Забота о человеке" ( для детей 4-5, 5-7 лет)

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Домашние животные и их детёныши. Забота человека." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы" ( для детей 4-5, 5-7 лет)

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы" представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовлен п...