Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Домашние животные и их детёныши. Забота о человеке" ( для детей 4-5, 5-7 лет)
учебно-методический материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Лисянская Светлана Юрьевна

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Домашние животные и их детёныши. Забота человека." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовлен по разным направлениям речевого развития: лексики, грамматики, связной речи, данные игровые упражнения можно использовать для детей от 4 до 7 лет. Желаю успеха в совместной деятельности с ребёнком!

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОМАШНЯЯ ЛОГОТЕКА

от  учителя – логопеда Лисянской С.Ю.

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА:

«Домашние животные и их детёныши. Забота человека».

(для детей среднего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)

D:\2019-20\дистант\учитель - логопед Лисянская С.Ю\папка для родителей\Домашние животные и их детёныши\д.животные.jpg

ЛЕКСИКО –ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

1.Игровое упражнение: «Кто это?» (с 4 лет)

 Инструкция: Взрослый показывает по три картинки с изображением домашних животных и спрашивает ребёнка: «Кто это?» «Это животные?» «Где они живут?», ребёнок отвечает:

«Это кошка, собака и лошадь. Это животные. Они живут с человеком.

Это корова, свинья и кошка. Это животные. Они живут с человеком.

Это лошадь, собака и корова. Это животные и т. д.

2. Игровое упражнение: «Кто чем питается?» Усвоение категории творительного падежа.

Инструкция: взрослый спрашивает: «Кто чем питается?» Ребёнок отвечает:

 «Лошадь питается овсом. Коза питается травой. Собака питается мясом. Кошка питается молоком и рыбой. И т. д.

3. Игровое упражнение:  «Кто кем будет?» усвоение категории творительного падежа. Закрепление названий детенышей животных.

Инструкция: взрослый спрашивает: «Кем будет щенок…котёнок…жеребёнок…ягнёнок…козлёнок…телёнок…поросёнок?» Ребёнок отвечает: Щенок будет... (собакой). Котенок будет... (кошкой). Жеребенок будет... (лошадью). Ягненок будет... (овцой). Козленок будет... (козой). Теленок будет... (коровой). Поросенок будет... (свиньей).

4. Игровое упражнение: «Предложение договори и его ты повтори». Употребление глаголов в единственном и множественном числе. Закрепление названий детенышей животных.

Инструкция: взрослый начинает предложение: Котенок лакает, а котята... (лакают). Теленок мычит, а телята... (мычат). Щенок бежит, а щенята... (бегут). Козленок скачет, а козлята... (скачут). Поросенок ест, а поросята... (едят). Жеребенок прыгает, а жеребята... (прыгают). Ягненок жует, а ягнята... (жуют).

5. Игровое упражнение «Кто за кем бегает?» - употребление конструкции с предлогом за (с 5 лет).

Инструкция: взрослый спрашивает:  «Щенок…котёнок…телёнок…жеребёнок…козлёнок…поросёнок бегает за кем?» Ребёнок отвечает полным предложением: Щенок бегает за... (собакой). Котенок

бегает за... (кошкой). Теленок бегает за... (коровой). Жеребенок бегает за...

(лошадью). Поросенок бегает за... (свиньей). Козленок бегает за... (козой).

РАБОТА НАД ЗВУКОВОЙ И СЛОГОВОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ ( С 4 ЛЕТ)

Заучивание потешки (4 лет).

Взрослый  артикуляцией и голосом выделяет в глаголах ай.

Слушай меня, мой пес:

На вора лай,

К нам в дом не пускай,

А детей не пугай

И с ними играй.   Л. Н. Толстой

РАЗВИТИЕ РИТМИКО - ИНТОНАЦИОННОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ И КООРДИНАЦИИ РЕЧИ И ДВИЖЕНИЯ

1.Физкультминутка-логоритмика Импровизация движений в такт стихотворения.

У коровы есть ребенок:

Брык-брык, скок-скок,

А зовут его теленок,

А зовут его бычок.

2.Речевая подвижная игра «Кошка». Импровизация движений: сесть на корточки, похлопать себя по животику, встать, потянуться и погладить руками живот.

          Села кошка под кусточек,

          Сыра скушала кусочек,

          Встала кошка, потянулась,

           Ее шерстка развернулась.

3. Считалка под мяч «Коза»:

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком,

             За перила зацепила,

Прямо в речку угодила.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ 

Игровое упражнение «Кто больше?» Учить сравнивать два предмета разной величины. Используются картинки с изображением домашних животных и их детенышей.

Кто больше — лошадь или жеребенок? (Лошадь больше жеребенка) и так далее.

РАЗВИТИЕ  МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

1.Пальчиковая гимнастика «Котята». (Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

2. Самомассаж «Котенок»

Кусается сильно котенок-глупыш, (Смена рук)

Он думает:  это не палец, а мышь. (Смена рук)

Но я, же играю с тобою, малыш, (Смена рук)

А будешь кусаться-

Скажу тебе: «Кыш!» Указательным и большим пальцами правой руки

«кусаем» (щипаем) ногтевые фаланги другой руки.

Каждый палец поочередно, на каждое слово. Затем смена рук.

3. Пальчиковая гимнастика  «Домашние животные»

Раз, два, три, четыре, пять,

Как животных нам назвать? (поочередно загибаем пальчики на левой руке)

Самых близких, самых верных —

Каждый знает их, наверно (хлопаем в ладоши).

Лошадь, корова, собака и кошка (указательным пальцем левой руки загибаем пальцы на правой руке).

Как назовем их?

 Подумай немножко (разводим руки в стороны, как бы спрашивая у окружающих).

В доме с хозяином дружно живут (изображаем руками крышу дома над головой),

Значит, домашними все их зовут.

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ 

  1. Рассказ «Найда». Формирование навыка составления короткого рассказа по опорным предметным картинкам (5-7лет):D:\2019-20\дистант\учитель - логопед Лисянская С.Ю\папка для родителей\Домашние животные и их детёныши\slide_21.jpg

«Это — собака Найда. У нее пушистый хвост, острые зубы. У Найды есть щенята: один щенок черный с белыми пятнышками, а другой — белый с черными пятнышками. Найда и щенята живут в конуре».

  1. Составление рассказа «Лошадь» по опорным картинкам (5-7 лет):

«Лошадь — это домашнее травоядное животное. Она питается травой и овсом. У нее есть туловище, голова, грива, морда, хвост, четыре ноги, на ногах — копыта. Тело лошади покрыто шерстью.

Лошадь — друг человека. Она помогает ему перевозить грузы, работать в поле».

  1. Чтение и пересказ с опорой на вопросы сказки Л. Н. Толстого «Жучка и кошка» (4-5 лет). Используются игрушки: собака и кошка. Во время чтения сказки рекомендуется демонстрация действий, описываемых в произведении.

«Была драка между Жучкой и кошкой. Кошка стала есть, а Жучка пришла. Кошка Жучку лапой за нос. Жучка кошку за хвост. Кошка Жучке в глаза. Жучка кошку за шею. Тетя шла мимо, несла ведро с водой и стала лить на кошку и Жучку водой».

  1. Заучивание стихотворения «Кискино горе». Б. Заходер

«Плачет киска в коридоре.

            У нее

            Большое горе:

           Злые люди

           Бедной Киске

          Не дают

         Украсть

           Сосиски!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Я живу в Прибайкалье. Животный и растительный мир Байкала".

В домашней ЛОГОтеке представлен материал для родителей и детей  старшего дошкольного, подготовительного к школе возраста по лексической теме "Я живу в Прибайкалье. Животный и растительный ми...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности." для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста.

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Школа. Школьные принадлежности" представлены игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развитие связной речи. усвоение граммат...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме: "Лето. Насекомые." (для детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме: "Лето. Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста, для совместных занятий с ребёнком Вы найдёте разные, увлекательные, речевые, игровые упраж...

Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Огород. Овощи. Труд овощевода" ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке по лексической теме "Огород. Овощи. Труд овощевода." представлены занимательные игровые упражнения на активизацию и обогащение словаря по теме, развития сязной речи и гра...

Домашняя ЛОГОТЕКА по лексической теме: "Сад. Фрукты. Труд садовода." ( для детей среднего, старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста)

В домашней ЛОГОтеке представлены игровые упражнения для обогащения и активизации словаря, развития грамматического строя речи,  темпо-ритмической стороны речи, связной речи и мелкой моторики по л...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме" ( для детей 4-5, 5-7 лет)

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Дикие животные и их детёныши. Подготовка к зиме." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал ...

Домашняя ЛОГОтека по лексической теме : "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." ( для детей 4-5, 5-7 лет)

В домашней ЛОГотеке по лексической теме: "Домашние птицы. Труд на птичьем дворе." представлен речевой материал для закрепления данной темы родителями в домашних условиях. Материал подготовле...