«Особенности творческого развития детей раннего возраста»
статья (младшая группа)

Леонова Ирина Евгеньевна

«Особенности творческого развития детей раннего возраста»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorchestvo.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности творческого развития детей раннего возраста»

                                                                                                                                    

В раннем возрасте в рамках предметной деятельности и в процессе общения у ребенка развиваются познавательные способности, речь, игровая деятельность, он учится общаться со сверстниками, складываются основные личностные новообразования.

Творчество – психологически сложный процесс. Оно не исчерпывается какой-либо одной стороной, но существует как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Творчество тесно связано со свойствами личности (характером, способностями, интересами и др.).

При всей многогранности творческого процесса особое место в нем занимает воображение. Оно как бы центр, фокус, вокруг которого, образно говоря, теснятся другие психические процессы и свойства, которые обеспечивают его функционирование.

О появлении воображения у ребенка мы можем говорить тогда, когда он начинает действовать не на основе реальности, а на основе возникающих у него собственных представлений. Воображение в раннем детстве носит воссоздающий характер. Вместе с тем его нельзя назвать активным: оно возникает непроизвольно, без специального намерения, под влиянием интереса к окружающим предметам и явлениям и вызываемых ими чувств.

В своих играх ребенок воспроизводит действия и ситуации, показанные взрослым (или усвоенные по подражанию), не строя собственного замысла. Создавая рисунки, конструкции, он исходит не из образов воображения, а из усвоенных действий, и только полученный результат может вызвать у него соответствующий образ.

Слушая рассказы и сказки, ребенок начинает представлять себе их персонажей, описанные в них ситуации и события. Однако запас его жизненных впечатлений чрезвычайно ограничен, а главное он еще не стремится и не умеет перерабатывать их в соответствии с описанием. Дети раннего возраста склонны устанавливать «прямое замыкание» между тем, о чем они слышат от взрослых, и образами конкретных предметов, взятыми из личного опыта. Слушая сказку про деда и бабу, они «подставляют» на их место собственных дедушку и бабушку, а слушая про петушка, представляют себе свою игрушку.

Иногда при наблюдении за маленькими детьми возникает впечатление, что их воображение отличается богатством и творческим характером. Такое впечатление основано на легкости, с которой дети «продуцируют» образы, довольствуясь малейшим намеком на сходство одних предметов с другими.

В действительности здесь проявляется не богатство воображения, а его недостаточная управляемость, расплывчатость, склонность связывать «все со всем» по случайным основаниям.  

К концу раннего возраста дети нередко начинают «сочинять» собственные сказки, рассказы. Это, однако, не более чем «Склеивание» кусочков из знакомых произведений.

Отличительной чертой воображения во всех видах деятельности ребенка раннего возраста является полное отсутствие предварительного замысла. Также как предмет часто направляет игру малыша, линии, проведенные им на бумаге, изменяют и ведут за собой замысел рисунка, а положенные так или иначе кубики – замысел постройки.

Занятия рисованием, лепкой, конструированием – одни из самых больших удовольствий для ребенка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Нельзя забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и благополучия детей. А поскольку изобразительная деятельность является источником хорошего настроения, следует поддерживать и развивать интерес ребенка к творчеству.

Развитие творческих способностей у детей раннего возраста совершается в процессе приобщения к театрализованной деятельности. Она способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Театрализованная деятельность близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их. Театрализованная игра развивает память, внимание, художественно-образное восприятие, воображение, совершенствует речь и пластику движений.

С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Педагог должен использовать разные возможности для того, чтобы обыграть какой-либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребенка. Малышам предлагают изобразить, как топает медведь, прыгает зайчик, летает самолет, качаются веточки деревьев, шелестят листочки. Желательно сопровождать такие действия подходящими стихами и песенками.  

С помощью теневого, пальчикового, настольного, театра на фланелеграфе можно инсценировать знакомые детям стихи и сказки («Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба» и др.), привлекать детей к посильному участию в инсценировках, обсуждать с ними увиденное. Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, но они в состоянии проговаривать некоторые фразы, изображать действия персонажей. Например, при инсценировании сказки «Репка» малыши могут «тянуть репку», при разыгрывании сказки «Курочка Ряба» изображать плач деда и бабы, показывать, как мышка махнула хвостиком и пищать за нее. Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В процессе таких игр-инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствовать свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация.

Привлекая детей к игре-инсценировке, не следует ждать от них точной передачи особенностей персонажа, гораздо важнее желание ребенка участвовать в ней, его эмоциональное состояние. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает ему осваивать азбуку взаимоотношений. Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребенка, представления о плохих и хороших человеческих качествах.

 Занятия театрализованной деятельностью с детьми развивают не только психические функции ребенка, художественные способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя успешным. Взрослый призван  помогать ребенку открывать черты прекрасного в окружающем мире, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности речевого развития детей раннего возраста

Информация для родителей "Особенности речевого развития детей раннего возраста"...

Особенности речевого развития детей раннего возраста

Ранний возраст – особый период в жизни каждого человека, отличающийся интенсивностью развития всех психических процессов. Неслучайно в последние десятилетия во всём научном мире появился особый интере...

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ОСОБЕННОСТИ  МУЗЫКАЛЬНОГО  РАЗВИТИЯ  ДЕТЕЙ РАННЕГО  ВОЗРАСТА...

Особенности речевого развития детей раннего возраста.

Статья для родителей и воспитателей детей 2-3 лет....

«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», консультация для воспитателей. Автор: воспитатель Зуй З.И.

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном р...

«Наш малыш, какой он?» (особенности психического развития детей раннего возраста)

Родившись ,ребёнок отделяется от матери физически , но биологически связан с ней ещё долго .В конце года жизни , приобретая некоторую самостоятельность , он становится биологически независимым .А псих...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Значение для всестороннего развития.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей дейст...