Тренинг "Роль художественной литературы в воспитании малышей"
материал (младшая группа)

Воронова Ирина Владимировна

Сформировать положительный настрой и устойчивый интерес у родителей (законных представителей) к приобщению младших дошкольников к миру художественной литературы;  дать рекомендации по вопросам  организации семейного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_s_roditelyami.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Роль художественной литературы в воспитании малышей»

Цель: Раскрытие значение художественной литературы во всестороннем развитии ребёнка.

Задачи: активизировать педагогический опыт родителей по теме; предложить список литературы для чтения детям младшего дошкольного возраста; дать рекомендации как  организовать семейное чтение.

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами, тема которой: «Роль художественной литературы в воспитании малышей». Компасом нашей встречи будут служить следующие строки:

Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя

(Василий Александрович Сухомлинский)

В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из наших с вами задач.

О роли книги, художественного текста в развитии человека говорят с давних пор, но только в Новое время, которое началось приблизительно полтора века назад, эти разговоры стали касаться литературы, адресованной детям дошкольного возраста.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. А именно, художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.  Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, речь ребенка обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Воспитательная функция литературы осуществляется силой воздействия художественного образа. Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста. Все это расширяет кругозор детей, развивает способность понимать речь взрослого, овладевать родным языком.

На третьем году малыши могут не только слушать, но и понимать литературные произведения. При восприятии литературного произведения малыши прежде всего обращают внимание на героев, их интересуют внешность персонажа, его действия, поступки. Они эмоционально активно переживают все, что происходит с героем: бурно радуются победе положительного персонажа, благополучному исходу событий, торжеству добра над злом.

Характерной особенностью детей от двух до пяти лет является необычайная тяга к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации. Дети любят слушать и читать стихи, явно предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к ритмам динамичным, мелодике радостной, плясовой.

Круг чтения в связи с этим у малышей составляют главным образом произведения русского фольклора  — частушки, потешки, песенки, игры. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. Его изумительно красивая, отточенная до изящества форма, богатый язык, постоянное обращение к миру природы создали необычайно красивый, фантастичный мир.

Дедушка Ежок,                                                       Заяц Егорка

Не ходи на бережок;                                                Свалился в озерко

Там растаял снежок,                                               Бегите под горку!

Заливает лужок,                                                      Спасайте Егорку!

Ты промочишь ножки,
Красные сапожки.

Этот безбрежный мир устного народного творчества воссоздан и прекрасно иллюстрирован (вспомните чудесные картинки Ю. Васнецова). Читайте малышам потешки, считалочки, небылицы, пойте колыбельные.

Какая мелодика в вятской колыбельной (прислушайтесь к звучанию: «Люлечку... Ванечку...») и одновременно — симпатия к доброму сказочному        котику, всю ночь качающему колыбель...

Пошел Котик во лесок, нашел Котик поясок

Чем люлечку подцепить, да Ванюшку положить.

Леля — спать-почивать, Котик — люлечку качать!

Ваня будет спать,  Котик Ванечку качать.

 Будет серенький качать, да Ванюшку величать.

Сон да дрема, усыпи мое дитя.

Баю баюшки баю, баю деточку мою.

Благодарность и нежность к курочке слышится в английской песенке в переводе К.Чуковского «Курица»

Курица-красавица

У меня жила.

Ах, какая умная

Курица была!

Шила мне кафтаны,

Шила сапоги,

Сладкие, румяные

Пекла мне пироги.

А когда управится,

Сядет у ворот -

Сказочку расскажет,

Песенку споет.

Дети этого возраста знакомятся с народными сказками, прежде всего со сказками о животных: «Колобок», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Курочка ряба» и др.

Малышам  читают доступные их пониманию рассказы, сказки и особенно стихи современных авторов: Е.Благининой, А.Барто, К.Чуковского и др. Слушая стихотворение В.Берестова «Больная кукла», дети проникаются сочувствием к больной кукле, у них возникает чувство заботы по отношению к ней, желание сделать приятное.

Тихо, тихо, тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна.

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится -

И она поправится.

 Читайте малышу классиков. Симпатия, сострадание к животным, понимание их жизни проглядывает в лучших детских стихах В. Жуковского «Котик и козлик», А. Фета  «Кот поет, глаза прищуря...»

Стихотворение  «Жеребенок» Саши Черного  несет такое живое восхищение, умиление к маленькому, не смышленому животному:

Хвост — косичкой;

Ножки — спички,

Оттопырил вниз губу...

Весь пушистый,

Золотистый,

С белой звездочкой во лбу.

Юбку, палку,

Клок мочалки —

Что ни видит — все сосет.

Ходит сзади

Тети Нади,

Жучку дразнит у ворот.

Выйдет в поле —

Вот раздолье!

Долго смотрит вдаль — и вдруг

Взвизгнет свинкой,

Вскинет спинкой,

И галопом — к маме в луг.

Детская проза для самых маленьких — благодатный материал для воспитания. Читайте малышам книги Е. Чарушина, рассматривайте его славных зверей. Эту технику изображения не спутаешь ни с одной — каждую шерстинку видно, и глазки блестят, как живые. Крохотные запоминающиеся рассказы про Тюпу («Почему Тюпу прозвали Тюпой», «Тюпа и Непунька», «Почему Тюпа не ловит птиц») проникнуты юмором и огромной любовью. Литературный текст выразителен, легко запоминается. Читая о медвежатах, обязательно подчеркните, что маленьким мишкам лучше в лесу, чем в клетке.

Ваша задача, дорогие родители, — открыть ребенку мир словесного искусства, воспитать интерес и любовь к книге, умение ее слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, «содействовать» и сопереживать героям, т. е. заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей. Осуществление этой задачи связано с воспитанием у детей способностей и умений эстетически воспринимать произведения литературы, с развитием их художественно-речевой деятельности.

Сейчас мы познакомимся с основными методами литературного развития детей младшего возраста. Это:

Чтение взрослого. Многие молодые родители сейчас увлекаются видео- и аудиосказками. Конечно, они важны всем, в том числе и взрослым: воспроизведенные в художественных образах мастерами слова, кино, и театра эти сказки сильно действуют на воображение детей и многому их учат. Но всё же ребенок тут лишь зритель. А вот читает мама сказку вслух или папа что-то рассказывает, и тут же раздается то смех, то вопрос, то реплика. Особенно понравившиеся места можно перечитывать много раз. 

Теплота этих минут остаются с человеком на всю жизнь. И даже если сказка, рассказ совсем простые, важно, что они рассказываются родным человеком, родным голосом. Это живое общение с ребенком, которое не может заменить никакое техническое.

Для ребенка младшего возраста предпочтительным будет утрированно выразительное рассказывание, при котором вы  голосом «рисуете» образы и картины происходящего.

Задание 1: Утрированное чтение потешек и стихотворений.

Следующий метод литературного развития – инсценирование произведений.

При повторном рассказывании сказки или потешки ее можно проинсценировать с помощью игрушек и театральных кукол.

Задание 2: Обыгрывание стихотворений, сказок.

Еще одним методом литературного развития является – беседа, которая после чтения помогает детям глубже воспринять произведение. Для этого в нее включаются разные группы вопросов: на выявление эмоционального отношения к содержанию произведения и его героям, вопросы проблемного характера о мотивах поступков персонажей, о последовательности событий, вопросы и задания, обращающие внимание детей на наиболее традиционные средства языковой выразительности.

«Спи, младенец мой прекрасный ...»

М. Ю. Лермонтов из стихотворения «Казачья колыбельная»

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

  • Кто укладывает спать младенца? (Мама.)
  • Как мама поет песенку своему сыночку?
  • «Спи младенец, мой прекрасный». Как вы думаете, мама любит своего сыночка?

Задание 3. Придумайте вопросы к данному произведению.

Следующий метод литературного развития это - рассматривание иллюстраций. Малышам для правильного восприятия текста необходимо наглядно увидеть героя, каждый фрагмент сюжета, поэтому предпочтение следует отдавать книжкам-картинкам, в которых иллюстрации пошагово передают сюжет, смену настроений героев (например, «Колобок» и «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова, «Цирк», «Усатый - полосатый» С.Маршака с рисунками В.Лебедева, «Цыпленок и утенок», «Под грибом» В. Сутеева с иллюстрациями автора и т. п.). Важно побуждать детей внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, рассказывать о событиях, вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды, а затем и целиком произведения, ориентируясь на иллюстрации.

Игры-драматизации (игры имитации, двигательные импровизации по ходу рассказывания воспитателем литературных текстов) стимулируют творческие способности детей, привлекают их и дают возможность «выплеснуть» эмоции от услышанного. 

Задание 4. Двигательная импровизация по тексту стихотворения И.Токмаковой «Поиграем»

Участие в постановках мини-спектаклей по знакомым народным сказкам для взрослых зрителей (родителей, бабушек и дедушек, старших братьев и сестер).

Уважаемые родители! Несомненно, у каждого из вас на полке — стопка книг в ярких обложках, новеньких и пахучих... Постарайтесь, чтобы эти книги стали для ребенка чем-то очень дорогим и значимым. Как этого добиться?

Прежде всего, демонстрируйте свое собственное уважение к книге. Даже в спешке не обращайтесь с ней грубо или небрежно — малыш замечает и впитывает все.

Перед началом чтения покажите ребенку, где книжкин домик для его детских книжек (полочка), где домик для маминых и папиных книг (стеллаж), объясните, что у книги есть обложка, листочки, расскажите, откуда и как мы начинаем читать и смотреть картинки... «Кладем обложкой кверху и глядим: картинки правильно лежат, не перевернуты — значит, можно открывать и смотреть, перелистывать, не пропуская страницы». Покажите закладку, объясните, для чего она. Пусть закладка будет красивой — это тоже часть культуры чтения. Можно смастерить ее с малышом.

«А это — буквы, здесь написано, и я тебе почитаю. Когда ты подрастешь, то сам будешь читать. У нас много красивых больших книг!» То есть ребенок должен хорошо представлять сам феномен книги и владеть соответствующим словарем. Разумеется, не надо заставлять запоминать книжную терминологию — просто для того, чтобы уважать, надо быть близко знакомым, не правда ли?

Малыш должен испытывать интерес, предвосхищение перед встречей с книгой. Поэтому лучше, если полочка с детскими книжками будет на виду и в распоряжении ребенка, но и не в самом доступном месте.

Вот маленькие правила маленького читателя. Разумеется, вы сообщаете их исподволь, к месту и очень доброжелательно:

  • Не бери и не поднимай книжку за один листок или обложку.
  • А у тебя чистые руки?
  • Переворачивай книжечку за нижний уголок, не дергай страничку — она может порваться.
  • Не бросай книгу, где попало. Посмотрел — положи на стол или отдай маме.

А вот рекомендации для взрослых:

Разложите книги ребенка по темам. Конечно, книжки о природе займут почетное место. Такая систематизация позволит ребенку легче выбрать книжку, когда вы подойдете к полочке, и книги в глазах крохи будут выглядеть куда привлекательнее и заманчивее.

После чтения обсуждайте книги с малышом, комментируйте их, обыгрывайте. Используйте эффект «отсроченного впечатления», связывайте материал книги с действительностью. Увидели кошку с котенком во дворе: «Посмотри, совсем как Тюпа и Непунька, помнишь, мы читали?» Узнавайте книжных персонажей в каракулях ребенка или совместно с ребенком рисуйте то, что понравилось в книжке.

Даже если у вас много литературы дома, запишите трехлетку (а умницу — еще пораньше) в библиотеку и обязательно берите с собой туда. Неповторимый запах книг, торжественная процедура сдачи книги и записи новой, волнующий поиск книги, которую выберешь сам... Обыграйте как важное и значительное событие поездку в книжный магазин, выбор и покупку книги. Пусть книга станет ожидаемым и самым желанным подарком.

С вашей помощью малыш войдет в тот мир, который останется с ним навсегда. «Нет лучше фрегата, чем книга — домчит до любых берегов...» (Эмили Дикинсон).

Я надеюсь, что волшебные фрегаты книжных страниц «домчат» вашего кроху к берегам милосердия и любви.

Рефлексия:

Родители письменно отвечают на вопросы:

  • «Чем полезна именно для вас данная встреча?»
  • «Что нового, интересного вы узнали сегодня?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитие речи детей"

Воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка, её роль в воспитании чувств и развитие речи детей....

Значение художественной литературы в воспитании добрых чувств.

Нынешняя семейная атмосфера, а также социально-экономические условия жизни мало располагают к воспитанию очень важного человеческого качества, как доброта.Родителям некогда  любить, некогда воспи...

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей

Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению р...

доклад к родительскому собранию во 2 младшей группе "Роль художественной литературы в воспитании уважения к труду взрослых

           Воспитание в детях уважения к человеку труда во многом определяет идейную направленность формирования личности строителя будущего. И главный компонент э...

Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется её общественной, а также воспитательно-образовательной ролью в жизни нашего народа...

Роль художественной литературы в воспитании и развитии речи детей раннего и дошкольного возраста

Трудно представить себе дошкольное детство без книги. Сопровождая человека с самых первых лет его жизни, художественная литература оказывает большое влияние на развитие и обогащение речи ребенка: она ...

чтение художественной литературы "Мамы и малыши"

чтение художественной литературы "Мамы и малыши"Цель: Развитие познавательного интереса к окружающему миру, формирование представлений о домашних животныхпрограммное содержание:- учить детей...