Методические рекомендации, направленные на формирование семейных ценностей у старших дошкольников
статья

В статье даются методические рекомендации направленные на формирование семейных ценностей  у старших дошкольников. В современных семьях родители уделяют дошкольникам очень мало времени, не осознавая, того что малыш приобретает в семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто не будет любить так сильно своего малыша, заботится о нем как родители. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Происходящий в наше время перелом отношений родителей и детей означает падение родительской опеки и замену ее опекой общества и государства, постепенную утрату семьей ее учебно-воспитательной роли и приобретение этой роли детским садом. Время, проводимое ребенком в семье, все более и более сокращается.

Работа в дошкольном учреждении обогащает, уточняет, обобщает, конкретизирует представления детей о семье и семейном укладе. Формирует ценностные ориентации на основе приобщения к традиционному идеалу семьи, организовывает деятельность детей, в которой проявляются чувства малышей к родителям, другим членам семьи. Косвенно воздействует на содержание образа семьи у дошкольников через повышение психолого-педагогической культуры родителей. Все это можно донести детям с помощью сказок, пословиц, поговорок, пестушек, загадок, игр и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rekom.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации, направленные на формирование семейных ценностей  у старших дошкольников

 Автор

 Панюкова Людмила Ивановна- воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 общеразвивающего вида» с.Выльгорт

Анатация: в статье даются методические рекомендации направленные на формирование семейных ценностей  у старших дошкольников. В современных семьях родители уделяют дошкольникам очень мало времени, не осознавая, того что малыш приобретает в семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто не будет любить так сильно своего малыша, заботится о нем как родители. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Происходящий в наше время перелом отношений родителей и детей означает падение родительской опеки и замену ее опекой общества и государства, постепенную утрату семьей ее учебно-воспитательной роли и приобретение этой роли детским садом. Время, проводимое ребенком в семье, все более и более сокращается.

Работа в дошкольном учреждении обогащает, уточняет, обобщает, конкретизирует представления детей о семье и семейном укладе. Формирует ценностные ориентации на основе приобщения к традиционному идеалу семьи, организовывает деятельность детей, в которой проявляются чувства малышей к родителям, другим членам семьи. Косвенно воздействует на содержание образа семьи у дошкольников через повышение психолого-педагогической культуры родителей. Все это можно донести детям с помощью сказок, пословиц, поговорок, пестушек, загадок, игр и др.

Ключевые слова: семья, традиции, родословная

 В современных семьях родители уделяют дошкольникам очень мало времени, не осознавая, того что малыш приобретает в семье, сохраняется в течение всей последующей жизни. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто не будет любить так сильно своего малыша, заботится о нем как родители. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Происходящий в наше время перелом отношений родителей и детей означает падение родительской опеки и замену ее опекой общества и государства, постепенную утрату семьей ее учебно-воспитательной роли и приобретение этой роли детским садом. Время, проводимое ребенком в семье, все более и более сокращается.

Работа в дошкольном учреждении обогащает, уточняет, обобщает, конкретизирует представления детей о семье и семейном укладе. Формирует ценностные ориентации на основе приобщения к традиционному идеалу семьи, организовывает деятельность детей, в которой проявляются чувства малышей к родителям, другим членам семьи. Косвенно воздействует на содержание образа семьи у дошкольников через повышение психолого-педагогической культуры родителей. Все это можно донести детям с помощью сказок, пословиц, поговорок, пестушек, загадок, игр и др.

Компонент интеллектуального развития или умственного воспитания предполагает формирование у дошкольников представлений о семье как о явлении общественной жизни; о составе семьи, об отношениях родства; обогащение словарного запаса, характеризующего семейные и родственные отношения; развитие умения оперировать словами, обозначающими родство.

Представления детей о семье можно формировать на примере идеальной обобщенной модели семьи. Это может быть игровая модель семьи, возникающая в ходе сюжетно-ролевой игры «Семья», кукольная модель семьи, а также персонажи, изображенные на рисунках из наглядно-дидактических пособий, репродукциях семейных портретов. Демонстрационный материал для фронтальных занятий «Семья» позволяет описать современную модель семьи, а пособие «Славянская семья: родство и занятия» помогает рассказать о том, какими были семьи в старину, познакомить детей с моделью семьи, отнесенной в прошлое.

Согласно основной образовательной программы дошкольного воспитания предполагается формировать у детей шестого года жизни интерес к своей родословной.

Этапы работы по направлению ознакомления детей старшего дошкольного возраста с родословной:

  • Овладение педагогами ДОУ основами составления родословной.
  • Работа с родителями: разработка консультаций с рекомендациями, но составлению родословной; создание эскизов оформления родословной.
  • Осуществление семейных проектов: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Образ моей семьи».
  • Организованнная образовательная деятельность с детьми, беседы воспитателя со старшими дошкольниками вне занятий.

Приступая к работе с детьми старшего дошкольного возраста, педагогам необходимо иметь четкие научно обоснованные представления о том, что такое родословная, попробовать составить свою собственную родословную. Личный опыт составления родословной поможет воспитателю заинтересовать этой деятельностью родителей, членов семей воспитанников. Целесообразно подготовить серию консультаций для родителей: «Родословная - традиция российской культуры», «Как составить свою родословную?», «Термины родства» и др. Затем можно предложить родителям семейный проект по составлению родословной. Ознакомление дошкольников с семьей как явлением общественной жизни предоставляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. В группе реализовать проект по составлению семейного альбома дома и в группе.

Помимо материалов консультаций по теории и истории генеалогии можно предложить родителям памятку по составлению родословной, включающую эскизы возможного оформления родословной таблицы. Памятка должна обязательно включать цели и задачи деятельности по составлению родословной. Основной целью является воспитание в детях любви к своим родным, к своей семье.

Важно обратить внимание родителей и членов семей воспитанников на то, что составление родословной служит сплочению членов семьи, создает благоприятную эмоциональную атмосферу, необходимую для нормального развития ребенка. Изучение истории своей семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, желания стать продолжателями лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве закладываются основы формирования чувства ответственности перед памятью своих предков, имеющего существенное педагогическое значение и несущего в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Диагностику знаний и представлений детей, используя вопросы и задания, целесообразно проводить 2 или 3 раза в год, например, в начале, в середине и в конце учебного года. Как правило, такая диагностика проводится в форме индивидуальной беседы с ребенком. Помимо специально проводимой диагностики важную роль в оценке знаний и представлений дошкольников о явлениях общественной жизни играют наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности, занятий, выполнения трудовых поручений и т.п.

Предлагаю познакомить с произведениями художественной литературы на тему: «Моя семья. Человек»:

1.     Г. Браиловская «Наши мамы, наши папы».

2.     В. Осеева «Просто старушка»

3.     Я Сегель «Как я был мамой»

4.     П. Воронько «Мальчик Помогай»

5.     Д.Габе «Моя семья».

6.Е.. Благинина «Посидим в тишине» 

7.Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша» .

Таким образом, основное внимание при формировании представлений о семье следует уделять расширению представлений детей о том, что такое семья, о родственных отношениях, терминах родства, правилах общения и поведения с родными; закреплению знаний имен и отчеств не только родителей, но и дедушек и бабушек. Работу необходимо проводить комплексно. Наряду с традиционными занятиями по развитию речи и ознакомлению с окружающим, важную роль в накоплении впечатлений, образов и представлений детей играют изобразительная деятельность, знакомство с произведениями художественной литературы, живописи и графики, относящимися к жанру семейного портрета, например, рассматривание репродукции картины И.Хруцкого «Семейны        й портрет» .

Список литературы

  1. Акчурин Т.Ф. Семья, семейные ценности и вопросы воспитания: сборник научно-методических материалов – М.: Федеральный институт развития образования, 2008 г.
  2. Гаспарян Ю.А. Семья на пороге 21 века СПб: Питер, 2008 г.
  3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / Рос. акад. Образования – М.: Просвещении, 2009 г.
  4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие – М.: Гайдарики, 2005 г.
  5. Киндерова О.И. Пути формирования семейной принадлежности старших дошкольников в условиях реализации ФГТ // Теория и практика образования в современном мире: материалы III международной научной конференции (г. Санкт-Петербург, май 2013 г.) – СПб: Реноме, 2013 г.
  6. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру/

С.А. Козлова. Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками/ Л.И. Катаева. – М.: Линка-Пресс, 2000.

  1. Кондратьева О.В., Серкова Е.С. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста – Тольятти, ТолВики, 2009г.
  2. Красова Т.Д. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста // Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения, Выпуск № 26 – Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2012 г.
  3. Кузина А.Ю. Формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста интереса к семейным традициям и обычаям посредством метода проектов // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации // Материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) Часть 1 – Ульяновск: УлГУ, 2012 г.
  4. Кузьмин К.В. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции 22-23 апреля 2008 г. // Созонова Г.С., Шихова Е.П. Социально-психологическая характеристика современной семьи // Уральская государственная медицинская академия – Екатеринбург, 2008 г.
  5. Левикова С.И. Молодежная субкультура: Учебное пособие – М.: Фаир-Пресс, 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления старших дошкольников на занятиях ФЭМП

Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления  старших дошкольников на занятиях ФЭМП   Целенаправленное развитие наглядного мышления должно осуществляться на протяже...

Методические рекомендации по коррекции антонимии и синонимии старших дошкольников.

Методические рекомендации по развитию антонимии и синонимии у дошкольников старшего возраста...

Методические рекомендации «Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи путем обучения рассказыванию».

Построение системы работы по развитию монологической речи у старших дошкольников с ОНР требует совершенствования традиционных приемов и методов диагностики и коррекции нарушений связной речи, взаимоде...

Методические рекомендации по развитию функции словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Как показывает практика, дети с общим недоразвитием речи испытывают значительные трудности в словоизменении. В данных методических рекомендациях предлагаются различные виды заданий и упражнений для ра...

Игровые приемы, направленные на формирование связной речи старших дошкольников

Дошкольный возраст – это время активного развития речи и, основном, овладение правильным звукопроизношением. Именно поэтому большая ответственность лежит на педагогах, занимающихся развитием речи...

Методические рекомендации для воспитателей "Формирование экологической культуры у дошкольников"

цель Цель экологического воспитания — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам...

Методические рекомендации для воспитателей «Формирование экологической воспитанности у дошкольников 5–6 лет»

МАДОУ Детский сад №27 «Маяк»         Методические рекомендации для воспитателей «Формирование экологической воспитанности...