Детская агрессия. Почему и что делать?
консультация
Консультация для родителей о возможных причинах детского агрессивного поведения и способах выхода из сложившейся ситуации
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 498.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Детская агрессия. Почему и что делать?
Педагог-психолог
Хижина А. Н.
Повышенная агрессивность является одной из наиболее острых проблем воспитания детей. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей с таким поведением стремительно растет. Причин тому может быть много:
-кризис семейного воспитания
-современный темп жизни и бешеный поток информации
-возрастающие требования к детям
-отсутствие у взрослых достаточных знаний о возрастных особенностях детского развития
-отсутствие у взрослых знаний о психопрофилактике, способах саморегуляции и снятия нервного напряжения
-негативное влияние кино-видео-игроиндустрии
-пережитые сильные потрясения
-нарушения нервной системы
Тем не менее с конфликтным поведением ребенка можно и нужно бороться. Для этого в первую очередь важно определить причины агрессивного поведения.
1.Частой причиной детской агрессивности являются нарушения внутрисемейных отношений, нарушения семейного воспитания.
-Сами взрослые, перегруженные своими заботами, тревогами и стрессами, не способны справляться со своим раздражением и нервозностью и демонстрируют конфликтное поведение.
-К повышенной агрессивности ребенка приводит разрушение положительных эмоциональных связей как между родителями и ребенком , так и между самими родителями.
-Неуважение к личности ребенка. Некорректная критика, унизительные замечания порождают серьезные комплексы у детей. Унижение сильно потрясает равновесие личности ребенка. Не в силах справиться с этим он начинает унижать других.
-Жестокое обращение , физические наказания, моральное унижение совершенно недопустимы по отношению к ребенку. Если ребенок подвергается насильственным методам воспитания абсолютно естественно ждать от него демонстрации агрессивного поведения по отношению к окружающим.
-Тотальный контроль поведения ребенка. Слишком властные родители могут подавлять волю ребенка, не допуская никакого проявления его личной инициативы. Его агрессия- завуалированный протест против существующего положения вещей. Ребенок пытается защитить, отстоять свое «Я» и формой защиты выбирает нападение.
-Избыток внимания (гиперопека). Чрезмерное внимание влечет за собой избалованность, ребенок привыкает к тому, что его капризам всегда потакают. Такой ребенок не получив желаемого может бурно отреагировать как на не угодивших родителей, так и на отказ другого ребенка уступить ему. Или же родители чрезмерно опекают своего ребенка, и тогда, так же как и в случае тотального контроля, получают протест ребенка на отсутствие возможности проявить себя.
-Обратная сторона – недостаток внимания, когда родители вечно заняты или любят проводить все свободное время за телефоном или демонстрируют равнодушие . В этом случае детская агрессия-способ привлечь к себе внимание, в котором так нуждается каждый ребенок. Пусть лучше накажут, чем не заметят.
2.Пережитое сильное эмоциональное потрясение, вызывая чувство страха и тревоги, может спровоцировать агрессивное поведение ребенка. В этой ситуации обязательно нужно помочь ребенку избавиться от последствий психотравмирующей ситуации, желательно обратиться за помощью к специалистам.
3.Зачастую за агрессию принимают проявления возрастных особенностей. Например, детское упрямство в возрасте от 2х до 4х лет (кризис 3х лет). Очень часто агрессивная реакция бывает обусловлена текущей ситуацией. Особо чувствительные и впечатлительные дети могут выдавать конфликтное поведение как следствие общего, нервного или эмоционального перевозбуждения или переутомления.
4.Дети, не умеющие строить отношений со сверстниками, дети с неразвитой игровой деятельностью с целью привлечь к себе внимание сверстников могут совершать различные неадекватные поступки.
5.Часто агрессивными бывают дети, имеющие тот или иной неврологический диагноз.
Агрессия в той или иной мере присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита . Важно понимать, что взрослым ни в коем случае нельзя подавлять агрессию в своих детях. Запрет или силовое подавление агрессивных импульсов может привести к психосоматическим расстройствам (когда нервное напряжение трансформируется в физическое заболевание), нервным расстройствам или же долго копившееся однажды вырвется наружу и обернется настоящей бурей. Важно научить ребенка трансформировать свои агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования без ущерба для окружающих и самого себя.
Шпаргалка для взрослых, или Что делать, когда ребенок агрессивен?
-Нащупать все болевые точки в семье. Нормализовать семейные отношения. Ликвидировать все агрессивные формы поведения(оскорбление и унижение ребенка, запугивание, применение физических наказаний) среди близких. Помните, что ребенок все видит и подражает взрослому.
-Принимайте ребенка таким, какой он есть, любите его со всеми недостатками. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
-Учитывайте реальные возможности ребенка, не требуйте от него чрезмерно много.
-Будьте внимательны к нуждам и потребностям ребенка.
-Контролируйте собственные негативные эмоции. Демонстрируйте модель неагрессивного поведения.
-Обучайте ребенка распознавать собственные эмоции и состояния окружающих людей.
-Развивайте способность к эмпатии, учите ребенка сочувствию , доброму и бережному отношению к людям, животным и окружающему миру.
-Учите ребенка конструктивному общению со сверстниками.
-Разделяйте поступки и личность ребенка. Обсуждайте поведение ребенка, а не его личность. Анализируя поведение ребенка, важно ограничиться обсуждением конкретных фактов, только того, что произошло «здесь и сейчас», не припоминая прошлых поступков. Во время разговора важно сохранять спокойствие и объективность. Разговор лучше провести наедине с ребенком, дети очень боятся публичного порицания.
-Обсудите с ребенком негативные последствия его поведения. Вместо распространенного, но неэффективного «чтения морали», убедительно продемонстрируйте ему, что агрессия вредит ему самому.
-Отрабатывайте навык реагирования в конфликтных ситуациях. Тренируйте ребенка разным способам выхода из конфликтов, придумывайте их вместе с ним. Придумайте сюжет сказки, где разбирается какая-либо ситуация и где герой ведет себя достойно и справляется со всеми сложностями. Инсценируйте сценки с игрушками. Читайте добрые сказки, где «Добро всегда побеждает зло».
-Обучайте ребенка приемлемым способам выражения гнева:
1. Действие заменить словом. Учите ребенка говорить о своих чувствах, формировать «Я-сообщения»: «я злюсь, потому что…», «я обиделся, потому что…»
2.Покажите ребенку, как «выпустить пар» без ущерба для окружающих: комкать и рвать бумагу, завести «мешочек криков», высказаться игрушке, представляя обидчика. Важно, чтоб ритуал избавления от гнева заканчивался положительно ( поблагодарить мешочек, помириться с игрушкой…)
3.Злость можно рисовать, лепить. И когда она будет готова, покажите ,как можно ее трансформировать в спокойствие, доброту к окружающим.
4.Дыхательные упражнения, психогимнастика. В момент, когда ребенок чувствует свою готовность действовать агрессивно, попробовать посчитать до десяти, успокаивая свое дыхание . Или сильно сжимая кулачки, досчитать до десяти, а потом расслабить руки .
-Отмечайте успешные действия Вашего ребенка! Когда он ведет себя должным образом, закрепите эти усилия похвалой. Покажите, что ВЫ очень довольны им!
-Любите и принимайте своего ребенка таким, какой он есть! Помогите ему научиться жить в мире с самим собой и с окружающими!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по экологии и ручному труду. Тема: «Почему идёт дождь и дует ветер».
ЦЕЛЬ: (Экология)- ознакомить с такими явлениями, как осадки и движение воздуха.- расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; раскрыть значение этих явлений для челов...
Кусающиеся дети: почему они делают это и как с этим бороться.
Понимание, почему маленькие дети кусаются, может помочь вам сдерживать это агрессивное поведение и научить ребенка положительным способам выражать свои чувства....
Информационный материал для родителей "Почему заговорить бывает трудно"
Материал для оформления информационных стендов для родителей детей младшего дошкольного возраста....
Консультация «Почему дети «плохо» себя ведут или воспитание без наказаний» воспитание детей, почему ребенок ведет себя плохо
Консультация для родителей...

«Мама, а почему слон больше верблюда?» «Почему одуванчик желтый?» «Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»
laquo;Мама, а почему слон больше верблюда?»«Почему одуванчик желтый?»«Почему у зайца длинные уши, а хвост короткий?»...

Консультация для родителей «Почему конструктор лучше другой игрушки» Почему конструктор лучше другой игрушки
Консультация для родителей «Почему конструктор лучше другой игрушки»...

Консультация для родителей Почему важно прививать чувство патриотизма для детей старших групп в детском саду и почему семья играет важную роль в этом процессе.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ...
