"Почему заяц шубу поменял?"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

знакомство детей с образом жизни зайца поздней осенью и зимой; формирование представлений о том, что живые сущест­ва приспосабливаются к сезонным изменениям в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_zayac_shubu_pomenyal.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 200 «Солнышко»

Конспект интегрированного занятия

по познавательному развитию

для

детей среднего дошкольного возраста

«Почему заяц шубу поменял?»

подготовила воспитатель

Проскурина Ирина Николаевна

г. Барнаул

2011 г

"Почему заяц шубу поменял?"

Программное содержание:

познакомить детей с образом жизни зайца поздней осенью и зимой; формировать представление о том, что живые существа приспосабливаются к сезонным изменениям в природе.

учить детей строить полные предложения, активизировать слова "линять", "зайчонок".

развивать ориентировку в пространстве, познавательный интерес

формировать эстетические чувства с помощью синтеза искусств

Ход занятия:

  1. организационный момент

                 2. Ребята, отгадайте загадку:

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая – для лета,

Для зимы другого цвета. (Заяц)

или Игровой момент: воспитатель обращает внимание детей на чьи-то следы и кусочки меха серого цвета.

Кто мог оставить такие следы? (заяц)

Давайте с вами послушаем русскую народную песенку, которая называется «Заинька»

Слушание песни «Заинька»

Беседа:

  1. О ком эта песенка? (о зайке)
  2. Какой характер этой музыки? (веселый, легкий, задорный)
  3. Что хочется делать под эту музыку? (танцевать)
  4. Давайте потанцуем как зайчики

Воспитатель открывает мешок, а в нем зайчик сидит. Дети знакомятся с ним, называют свое имя, гладят зайчишку, рассматривают его.

Наш зайчик маленький, а бывают зайцы большие. (Показываем руками —маленький, большой.) Их и называют по-разному: маленьких — зайчик, заинька, заюшка, зайчишка, зайчонок; больших — заяц, зайчище, зайчиха.

Как в заячьей семье называют папу? (заяц)  А как маму? (зайчиха)  А как деток? (зайчата)  (Проговариваем, подчеркивая каждое название интонацией: ласково, игриво, твердо, мягко.)

У всех зайцев длинные уши и короткий хвост (показываем ручками). Зайцы бывают разного цвета — серые и белые.

Вот какая история произошла однажды с серым зайчиком.

"Заяц"

Заяц лег на бугорок,

Подремать решил часок.

А пока он сладко спал,

Первый снег на землю пал.

Вот проснулся заяц серый,

Удивился:

— В чем же дело?

Был я сер, а стал я бел!

Кто меня переодел?

  • Как вы думаете, кто его переодел? (снег, зима).

  • Значит, зайцы летом серые, а зимой, чтоб их не видно было на снегу, — белые. Шерсть становится более густой и тёплой.

Зайцы питаются молодыми веточками, корой деревьев, неохотно едят и сухую траву, не откажутся и от сена. Часто бегают в сады, поэтому люди обвязывают на зиму стволы яблонек. Шкурка у зайчика тонкая, если схватит хищник, а заяц вырвется, то даже кровинки не останется. День заяц проводит в укромных местах – под пнём, кустом, в сильные морозы роет себе глубокую нору в снегу. Старается запутать следы, делая круги и возвращаясь по своим следам вновь. Ложится спать головой в сторону следа с открытыми глазами (у него короткие веки).

Широкие лапы, обросшие на зиму шерстью, не позволяют проваливаться в глубокий снег, когда за ним гонится хищник.

  • А еще зайчики бывают трусливые и храбрые. И для каждого есть своя считалочка. Догадайтесь, какая для какого зайца.

***

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает,

Прямо в зайчика стреляет.

Пиф-паф! Ой-ой-ой!

Убегает зайчик мой. (для трусливого зайчика)

***

Раз-два-три-четыре-пять —

Шел Охотник погулять!

Вдруг Зайчонок выбегает

И давай в него стрелять.

Пиф! Паф! Ой-ой-ой!

Убежал Охотник мой! (для храброго зайчика)

  • Зайцы бывают не только трусливые и храбрые, но и грустные, и веселые. (Изображаем тех и других мимикой и позой.) Веселые зайцы могут нас посмешить, любят потанцевать. Давайте попросим заиньку:

Зайка, зайка, попляши!

Наших деток посмеши!

Топай, топай лапками,

Серенькими тапками!

Вот так! Вот так!

Пляшет заинька гопак!

Г. Лагздынъ

Этюд на воспроизведение отдельных черт характера

Заячий хвостик

Признаться, с виду я хорош,

И скажем без утайки,

Нигде другого не найдёшь

Ещё такого зайки.

Выразительные движения: голова гордо откинута назад, плечи развёрнуты, ноги слегка расставлены, брови приподняты, взгляд устремлен вперед, правая рука делает движение в ритме стихотворения.  (Воспитатель выполняет вместе с детьми)

Физкультминутка

Заинька, походи,

Серенький, походи,

Вот так походи,

Вот сяк походи.

Заинька, подбодрись,

Серенький, подбодрись,

Вот так подбодрись,

Вот сяк подбодрись.

Заинька, топни ножкой,

Серенький, топни ножкой,

Вот так топни ножкой,

Вот сяк топни ножкой.

Заинька, повернись,

Серенький, повернись,

Вот так повернись,

Вот сяк повернись.

Заинька, попляши,

Серенький, попляши,

Вот так попляши,

Вот сяк попляши.

Заинька, поклонись,

Серенький, поклонись,

Вот так поклонись,

Вот сяк поклонись.

(движения выполняются согласно тексту)

Этюд на выразительность мимики и жестов

Серый зайчик

Вед: Серый зайчик очень зол.

Заяц: Больно лапку уколол.

К яблоньке не подойти:

Всюду иглы на пути.

Ребёнок: Зайчик, зайчик, не сердись,

Ты иголок берегись.

Привязали хвою вниз,

Чтобы ты кору не грыз.

Выразительные движения: зайка рассержен – сердитый взгляд, нахмуренные брови, сморщенный нос, оттопыренная нижняя губа. Рукой трёт израненную лапу. У ребёнка, который успокаивает зайчика, мышцы лица, расслаблены, добрый взгляд, ласковая улыбка.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГЛАЗ        

  • По кругу

Глазки, глазки, что вы видели?

- Мы смотрели, мы смотрели:

На цветные карусели

И увидели – лошадки

Мчатся в круге по порядку.

  • Вверх

Глазки, глазки, что вы видели?

- Мы смотрели, мы смотрели:

Как ракеты вверх полетели,

Очень, очень высоко,

Очень, очень далеко!

  • Вниз

Глазки, глазки, что вы видели?

- Мы смотрели, мы смотрели:

С горки камушки летели,

Прямо вниз, прямо вниз

Берегись!

  • Вправо

Глазки, глазки, что вы видели?

Мы смотрели, мы смотрели:

Вправо уточки летели,

Дружной стаей, дружной стаей

Стойте, я вас догоняю!

  • Влево

Глазки, глазки, что вы видели?

Мы смотрели, мы смотрели:

Влево уточки летели

Дружной стаей, дружной стаей

Стойте, я вас догоняю!

Рассматривание репродукции картины

Саврасов «Зимняя дорога»

Беседа:

  1. какое время года изображено на картине? (Зима)
  2. какого цвета снег? (белый, темно-розовый, голубой)
  3. какого цвета небо? (серое)
  4. понравилась ли вам репродукция?

Над заснеженной равниной нависает низкое небо, художник подобрал оттенки от светло-серых до темно-серых тонов. Крошечная деревушка, едва заметная среди снегов, кажется совсем заброшенной, то есть там почти никто не живет. Дорога теряется вдали. От картины веет (доносит до нас) печалью бескрайних русских равнин, особенно унылых (грустных) зимой.

Давайте пофантазируем, закроем глазки и представим, как зайка выбежал на эту зимнюю дорогу. Опишите, каким вы видите этого зайку.   (Зайка дрожит от холода, оглядывается по сторонам, не крадется  ли лисица?  Поджимает замерзшие лапки и т д)

Пальчиковая гимнастика

Скачет зайчик по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке.

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Творческая деятельность детей

Аппликация из ваты «Зайчик»

Для чтения перед занятием

ЗАЯЦ-ХВАСТУН

 Русская сказка

Жил-был заяц в лесу. Летом жилось ему хорошо, а зимой голодно.

Вот забрался он раз к одному крестьянину на гумно снопы воровать, видит — там уже много зайцев собралось. Он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи, я никого не боюсь!

Пошел зайчик опять в лес, а другие зайцы рассказали тетке вороне, как заяц хвастался. Полетела ворона хвастунишку разыскивать. Нашла его под кустом и говорит:

— А ну, скажи, как ты хвастался?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.

Потрепала его ворона за уши и говорит:

— Смотри больше не хвастай!

Испугался   заяц  и   обещал   больше   не   хвастать.

Вот сидела раз ворона на заборе, вдруг собаки набросились на нее и стали трепать. Увидал заяц, как собаки ворону треплют, и думает — надо бы вороне помочь.

А собаки увидали зайца, бросили ворону да побежали за зайцем. Заяц быстро бежал — собаки гнались за ним, гнались, совсем выбились из сил и отстали от него.

Сидит ворона опять на заборе, а заяц отдышался и прибежал к ней.

— Ну,— говорит ему ворона,— ты молодец: не хвастун, а храбрец.

Для объяснения: хвастун, гумно, снопы, стали трепать, отдышался, храбрец.

Игра перед занятием

«Зайчик в огороде»

Дети встают в круг и берутся за руки. По считалке выбирают «зайчика».

Целую ночь в огороде на грядке

Зайцы играют в ловишки и прятки.

Бабушка утром придёт за капустой

А в огороде голо и пусто!

Зайчик прыгает в середине круга – это огород.

По команде дети поднимают и опускают руки, а зайчик старается проскочить под ними. Если ему удается выскочить из огорода, он выбирает себе замену – нового зайчика.

Список использованной литературы:

  1. Лучич М.В. Детям о природе. М.: Просвещение, 1989.

  1. Горькова Л.Г., Обухова Л.А. сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников. Средняя группа

  1. Стихи и рассказы о животном мире. М.: ТЦ Сфера, 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: "Почему Дед Мороз никогда не снимает шубу"

Проект предназначен для детей старших и подготовительных групп. Осуществляется в течении одного месяца в декабре, состоит из 4 этапов....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию творческих способностей по теме: "Почему греет шуба". Подготовительная группа.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию творческих способностей по теме: "Почему греет шуба". Подготовительная группаИспользую скороговорки, пальчиковую гимнастику, массаж би...

Занятие познавательного цикла в средней группе « Почему заяц шубу поменял?»

Программные задачи: познакомить детей с образом жизни зайца зимой. Формировать представление о том , что живые существа приспосабливаются к сезонным изменениям в природе. Активизировать слова: зайчоно...

Проект "Почему заяц становится белым"

Здесь представлен информационно-творческий проект  с детьми 2 младшей группы на тему "Почему заяц становится белым"...

"Почему греет шуба?" Занятие по ознакомлению с окружающим, в подготовительной группе

Расширить знания детей об окружающем через экспериментирование, как форму познавательной активности (сохранение и изменение температуры разных предметов в различных условиях)....

Лепка в средней группе "Почему заяц зимой белый"

Лепка в средней группе "Почему заяц зимой белый"...

НОД "Почему заяц вдруг стал белым"

Задачи: Обучающие: Закрепить и расширить знания о зайцах. Уточнить представления о временах года, о способах приспособления животных к окружающему миру. Развивающие : • развив...