"Почему греет шуба?" Занятие по ознакомлению с окружающим, в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_pochemu_greet_shuba.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему греет шуба?
(Занятие по ознакомлению с окружающим, в подготовительной группе детского сада).
Автор-составитель: Серго Г. А.
воспитатель МБДОУ детский сад «Рябинушка»
Программное содержание:
- Расширять знания детей об окружающем через экспериментирование, как форму познавательной активности (сохранение и изменение температуры разных предметов в различных условиях).
- Побуждать детей к активной мыслительной деятельности (анализ, обобщение, умозаключение).
- Развивать речь-доказательство, монологическую речь, умение вести диалог.
- Развивать культуру общения, эмпатию.
Предварительная работа:
- Знакомство с Африкой, её жителями, растительным и животным миром; сравнение погодных условий Африки и России (чтение книг, рассматривание иллюстраций).
- Наблюдение за зимней природой, выделение признаков зимы.
- Знакомство с понятием температуры, измерение температуры воды и воздуха; сравнение температур воды в различных условиях; нагревание, кипячение, охлаждение на улице, замораживание.
Материалы:
- Две детские щубы;
- Четыре прозрачных стакана, на которые приклеены порядковые номера от 1 до 4;
Декорации и герои:
- Декорация зимнего леса.
- Мальчик, стилизованный под жителя Африки.
- Волшебница – зима: (воспитатель).
Ход занятия:
До начала занятия воспитатель приглашает детей участвовать в эксперименте.
Первый этап опыта:
На столе стоят 4 стакана:
В стаканах № 1 и № 2 – горячая вода (идёт пар), в № 3 и № 4 – лёд.
Дети в этом убеждаются, рассмотрев и потрогав все стаканы.
Стакан № 1 - (с горячей водой) накрывается шубой.
Стакан № 2 – остаётся на столе не закрытым.
Стакан № 3 – (со льдом) помещается под другую шубу.
Стакан № 4 – остаётся незакрытым.
Группа украшена декорацией зимнего леса.
Воспитатель: Есть дети, на нашей планете – которые не знают, что такое зима. Как вы думаете, где живут дети, которые ни разу не видели зиму. На каком материке они живут (в Африке ). Вот и к нам пришла телеграмма: «К нам в гости едет – африканский мальчик.
Он поехал в Россию, чтобы….
(Раздаётся стук в дверь, в группу заходит ребёнок, стилизованный в африканского мальчика).
Воспитатель: Давайте с ним познакомимся, и спросим, для чего он приехал в Россию. Общение детей с Джо: Джо – объясняет, что приехал в Россию из-за того, что ни разу не видел зиму.
Воспитатель: Дети давайте расскажем Джо, какая Зима?
(Чтение детьми стихотворений о Зиме).
Воспитатель стимулирует детей давать самостоятельное, развёрнутое описание. При необходимости, задаёт наводящие вопросы, используя при рассказе картины о зиме.
Джо: Спасибо ребята! Вы очень понятно и интересно описали зиму.
Но мне бы хотелось увидеть её своими глазами.
Воспитатель: Давайте закроем глаза и совершим с вами воображаемое путешествие в «Снежное царство» к Волшебнице Зиме. Включает запись, как падают снежинки: имитация холода. Вы чувствуете, что мы уже приближаемся. Начинают замерзать кончики пальцев. А воздух, воздух, какой свежий. Как легко и приятно стало дышать: что вы ещё чувствуете и слышите; как трещат ветки от мороза, шуршат санки по снегу, скрипит снег, под ногами. А теперь откройте глаза, посмотрите вокруг, что вы видите? Здравствуйте, я Волшебница – Зима! Я принесла с собой! А, что – же я принесла?
(Сугробы, снег на ветках деревьях, ягоды рябины на снегу, склёванные птицами, следы зверей и т.д.)
Молодцы! Но посмотрите, что случилось с Джо? Он весь дрожит! Почему? (Замёрз, не привык к холоду и др.)
Что – же нам делать? Как нам его согреть? (Развести костёр, попрыгать, побегать, надеть тёплую шубу, при необходимости напоминаю, что мы находимся в зимнем лесу, а не в помещении.)
Давайте подвигаемся – поиграем в игру: (Волшебница – Зима читает стихотворение, дети выполняют имитационные движения.)
Подвижная игра:
Мы на саночки все сели,
Быстро с горки полетели.
С горки едет детвора ,
Зимушке кричит «Ура!»
А с горы – то – бух! – в сугроб!
Быстро встали,
Снег стряхнули.
Топ, топ! Хлоп, хлоп!
Снова мы на санки сели,
Снова с горки полетели.
С горки едет детвора,
Зимушке кричит «Ура!» и т.д.
Джо: Спасибо, ребята, я согрелся. Но почему вы не мёрзните зимой? (Одеваемся тепло, надеваем шубы, шапки, валенки и т. д.) А почему в шубе тепло? (Дети пытаются ответить на этот сложный вопрос).
Шуба очень нужна.
Джо: Всё ясно, значит в Африке шуба, совершенно бесполезна!
Волшебница – Зима: До свидания ребята! Мне пора улетать! До новых встреч!
Воспитатель: А мы давайте вернёмся в группу и проверим ваши предположения на опыте.
Второй этап опыта:
Дети подходят к столу, на котором проводится опыт.
Под руководством ведущего, дети рассматривают и описывают, что произошло с водой во всех четырёх стаканах.
Воспитатель: Что произошло с горячей водой, которая стояла на столе не закрытая (стакан № 2)? (остыла).
Что произошло со льдом (стакан № 4)?(растаял).
Действительно, горячая вода в комнате со временем остывает, а лёд в помещении тает.
А, как вы думаете, что стало с горячей водой, которая стояла под шубой? Почему? (Осталась горячей, потому, что шуба греет).
Воспитатель: Поднимает шубу, дети проверяют температуру воды. В стакане № 1, сравнивают с температурой в стакане № 2. Убеждаются, что под шубой вода горячее.
Следовательно, в каком стакане температура воды больше изменилась? Докажите. (В стакане № 2 вода остыла, значит, температура сильно изменилась, а в стакане № 1 вода по-прежнему горячая, значит, температура изменилась мало).
А, что произошло со льдом в стакане № 3 под шубой? (Дети часто предполагают, что он не только растаял, но и растаявшая вода нагрелась).
Воспитатель: Поднимает шубу – дети видят слегка подтаявший кусок льда в стакане № 3.
Как вы думаете, почему под шубой лёд не растаял? (Дети размышляют, они в растерянности).
В каком стакане температура изменилась больше? Докажите. (В стакане № 4 лёд растаял, значит, температура сильно изменилась, а в стакане № 3 лёд практически не растаял, значит, температура не изменилась).
Попробуем сделать вывод, какую роль играет шуба? (Дети высказывают свои предварительные выводы).
С помощью воспитателя дети делают обобщённый вывод: шуба сохраняет температуру того предмета, который находится внутри неё.
Воспитатель: А, как мы можем использовать это правило в повседневной жизни?
Например:
Мама купила вам мороженое, что нужно сделать. Чтобы оно не растаяло? (Положить в холодильник).
А если холодильник сломался? (Накрыть шубой).
Что ещё можно использовать кроме шубы? (Подушку, толстое одеяло, пальто, меховую шапку и т.д.)
Как сохранить горячим суп, картофель, кашу? (Укрыть шубой или подобными ей вещами).
Джо: Я понял, понял! Какое полезное правило я узнал! Я теперь, как можно использовать шубу в Африке – я могу с её помощью сохранить холод, а не тепло! Напомните мне ребята ещё раз правило, чтобы я его не забыл. (Дети повторяют полученный вывод).
Спасибо, теперь я его не забуду до самой Африки!
До свидания, ребята, мне пора домой. И у себя дома, в Африке, я расскажу своим друзьям, что такое зима и как греет шуба. (Дети прощаются со своим новым знакомым).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема: « Озеро Азас»
Знакомя детей с природой, педагог формирует у них нравственное и эстетическое отношение к действительности. Красота родной природы раскрыва...
рабочая программа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой
календарное планирование по ознакомению с окружающим в подготовительной группе по программе Васильевой...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе.
В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания. Приобщение детей к государственной символике РФ нашло отражение в работе с детьми нашего детского сада. В результате прод...
беседа по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе о пшенице и ржи "Спор"
Ознакомление детей с культурными растениями, которые возделывают на Саратовской земле. Чем отличаются и чем схожи рожь и пшеница....
1. Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе на тему : " Великий помор - наш земляк"
Занятие проводилось к 300 летию М.В. Ломоносова перед слушателями курсов повышения квалификации....
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: «Мелекесс. Архитектура родного города» Ознакомление с архитектурой родного города Мелекесса.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №15 «Золотой ключик»города Димитровграда, Ульяновской области. Конспект...
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие за сюрпризом» Программное содержание: Цель: активизировать знания детей об окружающем мире, обобщить знания детей, полученные в течение года. Задачи: Образовательная
Итоговое занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе «Путешествие за сюрпризом» Программное содержание: Цель: активизировать знания детей об окружающем мире, обобщить зн...