Консультация для родителей "Обобщение словаря ребёнка в домашних условиях"
консультация (старшая группа)

Жаринова Елена Леонидовна

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются игры. Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных вещей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_na_temu.docx17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

 «Обогащение словарного запаса детей в домашних условиях». 

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Их цель -  сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть. Купив игру, не стоит сразу давать ее ребенку, так как он, не понимая правил, теряет к ней интерес. Вначале родители сами должны познакомиться с игрой, а потом объяснить ее ребенку. Первый раз на протяжении 10—15 минут необходимо поиграть вместе с ребенком. 

В процессе игры (например, с разрезными картинками) целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы и спросить: «Что нарисовано на картинке?», «Как можно назвать их одним словом?», «Где растут фрукты?», «Что можно сделать из фруктов?» После беседы объяснить: «Вот перед тобой маленькие картинки, на каждой нарисована только часть фрукта, ты сложи целую картинку. Вспомни, какого цвета слива, какие у нее листья, и подбери необходимые картинки». 

Во время прогулок, одевания, раздевания, купания, на кухне время приготовления еды можно проводить с ребенком дидактические упражнения. Во время обеда, ужина использовать можно такие пословицы: «Кашу маслом не испортишь», «Дорога ложка к обеду», «Захочешь кушать - руку протянешь». 

Если ребенок выполняет поручения без желания, отказывается, следует сказать: «Без труда ничего и не сделаешь», «Поспешишь — людей насмешишь», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», «Что посеешь, то и пожнешь», «Лентяю все некогда». 

Выходные дни желательно проводить на природе, так как она открывает много возможностей для пополнения знаний и словаря дошкольника пословицами, например: «Много снега — много хлеба», «Зимой солнце светит, да не греет», «Осенняя муха больно кусается», «Без ветра и трава не шелестит», «Синица пищит, зиму вещает», «Летний день год кормит». 

Для развития речи и обогащения словаря очень полезны загадки в виде вопроса или описательного предложения, но чаще всего в стихотворной форме. Их можно загадывать, играя с ребенком, во время принятия пищи (про продукты питания). 

«Белый камень в воде тает». (Сахар.) «В одной бочке два теста». (Яйцо.) 

«В воде растает, в воде любуется, а кинь в воду — испугается». (Соль.) 

«Без окон, без дверей, полна горница людей». (Огурец, тыква.) Во время прогулки можно загадывать загадки про явления природы: 

«Сам не бежит, а стоять не велит». (Мороз.) «Невидимка ходит в лесу, все деревья раздевает». (Осень.) Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз — книжку, конфетку, игрушку. 

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению («шить», «пришить», «вышивать», «зашивать»), которые дети нередко путают объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»). Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелковый» — «сшитый из шелка», вместо «шерстяной» — «связанный из шерсти». 

В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая». «Какой помидор?» — «Красный, круглый». 

Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют всё, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое». 

Словесные игры 

 «Что в мешочке?» 

В мешочек сложить разные предметы (геометрические фигуры, овощи, фрукты, и т. д.). Ребенок должен опустить в него руку и, не вытаскивая предмет, на ощупь определить и назвать то, что он ощупывает. 

Ребенок (вытаскивает предмет и говорит, например, про прямоугольник). Это большой пластмассовый прямоугольник. Он желтого цвета. 

«Что из чего сделано?» 

Взрослый (говорит ребенку). В нашей комнате много предметов, все они сделаны из разного материала. Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан, например, стол из чего сделан? (из дерева.) 

- Какой стол, если он сделан из дерева? (деревянный). 

- Кружка из керамики? (керамическая). 

- Ваза из стекла? (стеклянная) и т. д. 

«Кто как работает» 

Взрослый рассказывает детям, что есть очень много профессий. 

Взрослый. Что делает врач? 

Дети. Врач лечит больных. Делает операции. Выезжает на «скорой помощи» и т. д. 

Можно спросить у детей, знают ли они, кто взрослый по профессии, где работает? Выслушайте рассказ ребенка, а затем поправьте его. 

«Что я не так сказала?» 

Внимательно послушай, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц. 

Ребенок исправляет ошибки. 

Со старшими дошкольниками рекомендуется организовывать семейные вечера загадок и пословиц. Выигравший получает приз - книжку, конфетку, игрушку. 

Родители должны следить за правильным употреблением слов, особенно близких по значению (шить, пришить, вышивать, зашивать, которые дети нередко путают, объяснять переносные значения («золотые руки», «каменное сердце»). Некоторые дети используют прилагательные, которые обозначают материал, заменяя их другими словами: вместо «деревянный» говорят «сделанный из дерева», вместо «шелковый» - «сшитый из шелка», вместо «шерстяной» - «связанный из шерсти». 

В речи детей мало употребляемых слов-признаков. На вопрос «какая лиса?» ребенок должен ответить: «Рыжая, хитрая», «Какой помидор?» - «Красный, круглый». 

Словами «хорошая», «красивая» дети характеризуют все, что им нравится. Взрослому необходимо их поправить: не «хорошая», а «интересная» книга, «высокое» дерево, а не «большое». 

Обогащение бытового словаря 

Если мама садится за швейную машинку, то тут же подзывает к себе ребенка: «Сегодня я буду шить тебе шерстяное платье. Посмотри, какая красивая шерстяная ткань. Теплое и красивое тебе выйдет платье. Ты поможешь мне кроить. Я буду резать ножницами, а ты подержишь ткань. А теперь я буду шить на машинке». 

Таким же образом можно познакомить ребенка со звонком, холодильником, утюгом и т. д. Очень важно, чтобы ребенок слушал внимательно. Следует предложить ему самому что-нибудь сделать, например, закрутить шуруп или погладить платочек. Ребенку будет очень интересно. Выходя на прогулку, необходимо обратить внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое. 

Гуляя по улице, полезно знакомить ребенка с машинами, светофорами, людьми. Важно: с раннего детства ребенок должен знать правила уличного движения. 

Советы родителям 

1. Используйте каждую свободную минуту для беседы с ребенком. 

2. Помните, что основные собеседники для ребенка в семье - мама, папа, бабушка или дедушка. 

3. Поручайте старшим детям как можно больше разговаривать с ребенком в свободное время. 

4. Приобретайте репродукции художественных картин, альбомы, картинки, рассматривайте их с детьми. 

5. Предложите ребенку соревнование «Чья сказка лучше», «Чей рассказ интереснее» с участием всех членов семьи. 

6. Записывайте в тетрадь или на магнитофон рассказы и сказки вашего ребенка. Через 2-3-месяца прослушайте их вместе с ребенком, проанализируйте, запишите новые. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях (консультации для родителей)

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются игры. Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельных вещей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильн...

Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях (консультации для родителей)

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно- печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики).  Цель их - сформировать у детей навыки складывать из отдельн...

Консультация для родителей: «Как развивать и обогащать словарь ребёнка в домашних условиях».

Памятка для родителей по развитию речи детей раннего возраста ЧТО ЖЕ МОГУТ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ ДЛЯ УСПЕШНОГО РАЗВИТИЯ РЕЧИ?1....

Консультация для родителей: "Обогащение словаря ребёнка в домашних условиях"

Дошкольный возраст – очень важный период в развитии ребенка. И своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для формирования полноценной личности ребенка. А чем богаче у челов...