Консультация для родителей «Роль самооценки в развитии ребенка дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Пластовец  Алла Иппатьевна

Консультация для родителей "Роль самооценки в развитии ребенка дошкольного возраста". Материал представлен в виде презентации.  Консультация раскрывает важность правильной самооценки в развитии  ребенка.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей2.26 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для родителей «Роль самооценки в развитии ребенка дошкольного возраста» Подготовил : педагог -психолог МАДОУ Д/с №3 «Мечта» Пластовец Алла Иппатьевна . .

Слайд 2

Самооценка – это представление человека о важности своей личности и деятельности среди других людей, оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих и достижения индивида. В теории самооценка –это оценивание человеком самого себя.

Слайд 3

Проблема адекватной самооценки детей дошкольного возраста достаточно важная, так как в этом возрасте она очень изменчива. И от того, какая самооценка сформируется в детстве, будет зависть и взрослая жизнь человека. Самооценка

Слайд 5

В дошкольном возрасте ребенок на подсознательном уровне свою личность определяет через поступки. Например, я собрала все свои куклы – я хорошая, я перевернул тарелку с супом – я плохой. Именно поэтому, психологи категорически запрещают сравнивать своего ребенка с другими. Особенно, в его присутствии. Самооценка

Слайд 6

Фразы, которые нанесут непоправимый вред самооценке Вашего ребенка «Твой друг Толя уже давно умеет читать, а ты нет. Так и останешься неучем» «Ты что без рук? Почему не помогаешь маме? А сестра твоя уже успела убрать свою комнату» «Вроде бы взрослый мальчик, а правил приличия не знает. Смотри, даже место не уступил» «Такая большая, а хныкаешь »

Слайд 7

Перечень можно продолжить до бесконечности. Но суть сводится к одному – в оценке любой ситуации, не переходите на личности. Почему бы вместо типичных упреков, не сказать: «Ух, и разъехались же все твои машинке по квартире, давай вместе загоним их в гараж» . Вы не упрекаете ребенка, не сравниваете его с другими, а значит – морально не подавляете. К тому же, это можно обыграть как увлекательную игру – и Вам помощь в уборке, и ребенок приучается к порядку.

Слайд 8

Что влияет на формирование самооценки ребенка? В старшем дошкольном возрасте на формирование самооценки влияет общение с семьей. Система семейных ценностей отражается на действиях ребенка. Например, если сын ударил сестру, брата или друга, а взрослые никак на это не отреагировали, он не будет считать свой поступок плохим. Тоже касается и похвалы, если ребенок, скажем, нарисовал для Вас рисунок, а Вы его никак не поощрили - это негативно отразиться на восприятии ребенка.

Слайд 9

Дети старшего дошкольного возраста выбирают идеал - маму или папу. Ребята отмечают, как родители относятся сами к себе. Считает мама себя красивой? Уважительно разговаривает папа? Дети сразу замечают внутренние проблемы взрослых, заимствуют, повторяют особенности поведения родственников, считая их правильными. Членам семьи рекомендуется заниматься самоанализом, выполнять обещания, заботиться, делиться достижениями. Внутри семьи формируются основные ценности, которые перенимает дитя. Кроме собственной деятельности дошкольника, самооценку формируют поступки, разговоры, действия родителей. Данные факторы влияют на успешное развитие личности, эффективность построения взаимоотношений, подражание положительным примерам. Быть примером

Слайд 10

конфликтность; отсутствие способности воспринимать критику; требовательность; стремление во что бы то ни стало стать лидером, доминирование; высокомерность; неусидчивость. Что происходит, когда идет формирование оценки неправильно : Дети переоценивают свои возможности, считая себя исключительными. Завышенное самомнение часто является причиной проблем общения со сверстниками. Повышенная оценка мешает учебной деятельности, так как дошкольник переоценивает умственные способности, часто перебивает воспитателей, спорит, отрицает низкие результаты выполненной работы. Общаясь внутри семьи, поведение таких детишек становится неуправляемым. Они требуют повышенного внимания, плачут из-за отказов взрослых. Получив замечание, проявляют агрессию к членам семьи. Признаки завышенной самооценки

Слайд 11

очень часто им присуща застенчивость, замкнутость, неустойчивый эмоциональный фон, например, они могут неожиданно расплакаться; стараются избегать ответственных решений, принимают заведомо простую позицию; при публичных выступлениях показывают более низкие результаты, чем выполняя индивидуальную работу; почувствовав неудачу, прекращают выполнять какую-либо деятельность; у них мало друзей, так как они стараются избегать больших компаний. Дети, обладающие заниженной самооценкой, имеют следующие проблемы : конфликтуют, общаясь со сверстниками; имеют слабое развитие личности; у них часто проявляется озлобленность, враждебность. Заниженная самооценка дошкольников

Слайд 12

ответственность; способность высоко оценивать окружающих; уверенность; принципиальность; отстаивание собственных интересов. Особенности поведения при адекватной самооценке: Дошкольники могут просить помощи взрослых в моменты затруднения, при этом сохраняя уверенность. Дети способны адекватно оценивать собственное поведение, умеют принимать себя такими, какие они есть. Допустив ошибку, склонны выбирать менее сложное задание. Получив положительный результат, стремятся достичь еще большего успеха. Особенности адекватной самооценки

Слайд 13

Тест для выявления самооценки «Лесенка» Объясните малышу: «Посмотри внимательно на лесенку. Если на ней расставить всех детей, то на самых верхних ступеньках (покажите три верхние) окажутся самые хорошие дети : послушные, добрые, сильные, здоровые, и чем выше, тем они лучше. На самых нижних ступеньках окажутся самые плохие, непослушные, злые и слабые дети, — чем ниже, тем они хуже. А вот на средней ступеньке (покажите ее) оказываются дети самые обычные, и не плохие, и не хорошие». Задайте ребенку вопрос На какую ступеньку ты сам себя поставишь?

Слайд 14

Результаты теста На какую ступеньку ребенок поставил себя? Это говорит об отношении к себе. ✓ Первая ступенька. Неадекватно завышенная самооценка. Если ребенок ставит себя на самый верх не раздумывая, говоря, что он «самый лучший», и при этом уверен, что и взрослые поместят его на ту же ступеньку, — у вас подрастает маленький воображала. ✓ Первая—вторая ступеньки. Высокая самооценка. После размышлений он ставит себя на высокие ступеньки, замечая, что все-таки иногда у него есть промахи («Я конечно очень хороший, но у меня не всегда получается помогать маме, потому что ленюсь»). ✓ Третья ступенька. Адекватная самооценка. Малыш обдумывает задание и объясняет свой выбор, ссылаясь на реальные примеры и достижения. Значит, у ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет анализировать свои поступки: «Я хороший, потому что я помогаю маме».

Слайд 15

✓ Четвертая ступенька. Нестабильная самооценка. «Я и ни хороший, и ни плохой, потому что бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика кричу)». Это говорит о проблемах во взаимоотношениях в семье или с другими значимыми взрослыми. У ребенка нет уверенности в собственных силах, не хватает поддержки. Он и сам не очень понимает, какой же он, — и не может поставить себе оценку. ✓ Пятая—шестая ступеньки. Заниженная самооценка Малыш помещает себя вниз и аргументирует примерно так: «Я всегда делаю все плохо», «в садике и дома на меня всегда ругаются». Часто такая оценка носит ситуативный характер (поссорился с кем-то, не получается какое-то дело), — важно повторить тестирование в другой день. ✓ Седьмая ступенька. Низкая самооценка. Он уверен: «Я плохой». Часто это связано с целым комплексом негативных воздействий (в семье, саду). Ребенок чувствует себя ненужным, нет людей, которые безусловно поддерживают, а ведь это как раз задача родителей.

Слайд 16

Адекватная самооценка детей старшего дошкольного возраста - появляется благодаря правильно выбранной модели воспитания. Правильно воспитывающие родители задумываются над поведением, когда рядом находится маленький член семьи. Благодарят его за проделанную работу, концентрируются на позитиве. Позволяют проявлять инициативу, поддерживают во время неудачи. Не ставят перед ним невыполнимых целей, вместо критики спокойно объясняют: некоторые вещи делать недопустимо. Чувствуя такое отношение, малыш обретает уверенность, начинает проявлять заинтересованность, успешно выполняет задания.

Слайд 17

« Игры-ряжения » Задачи. Уточнить схему тела. Материалы. Шляпа, шарф, очки, кепка, бусы, перчатки, зеркало во весь рост ребенка. Ход игры. Ребенку предлагается поиграть в переодевания. Перед ним раскладываются шляпа, шарф, очки, кепка, бусы, перчатки. Ребенок по очереди надевает разложенные перед ним вещи и любуется собой в зеркале. С ребенком обсуждается: кто в зеркале, похож ли ребенок на себя, нравится ли ребенку его зеркальное отражение. Игры для формирования адекватной самооценки

Слайд 18

« Я красивый» Задачи. Сформировать положительную самооценку. Материалы. Цветные карандаши, бумага. Ход игры. Ведущий обсуждает с детьми вопросы: «Какой ты?», «Каким ты чаще бываешь?», «Каким чаще бывает твой друг (подруга)?». Убедившись, что дети определяют себя как красивых и хороших, предлагает нарисовать красивого и нарядного себя. При обсуждении рисунков акцентируется внимание на позитивных сторонах нарисованного ребенком изображения себя.

Слайд 19

«Сердце доброты» Задача. Развить представления детей об их чувствах. Материалы. Цветные карандаши, бумага. Ход игры. Ведущий предлагает: «Давайте нарисуем большое-большое сердце доброты. Ведь для того, чтобы научиться заботиться о своих чувствах, нужно научиться быть добрым». Дети рисуют, а затем ведущий вывешивает на доску большое, раскрашенное красным, вырезанное из бумаги сердце. «Посмотрите на доску: у нас теперь есть сердце доброты. Оно будет посылать нам свое тепло, желать добра и помогать хорошо заниматься. Добро проникает в вас и входит в вашу грудь, в вашу душу. Поместите в свое сердце как можно больше добра». Ведущий делает движение руками, соединяя их вместе, прикладывает их к груди: «Вы почувствовали тепло своей души? Тепло сердец всех, кто сейчас рядом с вами? Вам хорошо? Что вы сейчас чувствуете?» (разговор о чувствах, закрепление позитивного настроя ).

Слайд 20

Игра « Тень» Задачи. Развить умение распознавать чувства и эмоции. Ход игры. Дети идут по дорожке (имитируется, будто идут по дорожке в лесу): один впереди, а другой сзади. Второй — это «тень» первого. «Тень» должна повторять точно все действия первого, который то сорвет цветочек, то бросит камушек и т. д. При этом действия должны сопровождаться изменением настроения. После игры проводится обсуждение с детьми того, чувствовали ли они настроение своего партнера, каким образом им это удалось.

Слайд 21

Дошкольник ждет в первую очередь эмоциональной поддержки и положительного оценивания своего труда. Получив желанное подкрепление, старший дошкольник проявит настойчивость, чтобы добиться лучшего результата. Тем более что у него уже есть представление о том, на что он способен. Достижением к концу дошкольного возраста является то, что ребенок отделяет общую положительную самооценку от оценивания конкретного результата («Вообще я многое умею, только рисовать людей у меня не получается»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»

Консультация для родителей«Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста»

Важность чтения в жизни человека настолько очевидна, что каждый наверняка хотел бы, чтобы его ребенок любил читать. Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто - не...

Консультация для родителей : "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"

Материал о том, какую роль играет семья в развитии ребёнка....

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"

Консультация для родителей"Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"Семья - первичный коллектив, в котором все ее члены, в том числе и маленькие дети, живут по законам коллектива, ...

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста"...