Буклет '' Игры и упражнения в домашних условиях на развитие психических процессов у детей 6-7 лет"
материал

Голубенко Светлана Васильевна

В данном буклете отражен практический материал для родителей, которые заинтересованы в развитии своего ребенка. А также эти игры и упражнения могут использовать в своей работе и воспитатели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                

Игра на развитие логического мышления

- Кто старше? Кошка или котенок? (другое животное можно)

- Кто больше? Большая мышка или маленький слон?

- Сколько у двух зайцев ушей, хвостов, лап?

- Чего меньше – зим или месяцев?

- Кому нужно больше тапочек: человеку или слону?

- Какую обувь не носят взрослые?

- Чего больше: грибов или несъедобных грибов?

- Растут на полянке две поганки. Чего больше: шляпок или ножек?

- Может ли поезд столкнуться с трамваем?

- Чего больше: огурцов или овощей?

- Чего больше: бабочек или насекомых?

- Чего больше: кошек или животных?

- Чего больше: карандашей или школьных принадлежностей?

Упражнение на развитие зрительной памяти

Разложите на столе палочки, из которых сделайте какую-либо фигуру (домик, квадрат, флажок и т. д.). Попросите внимательно посмотреть на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закройте эту фигуру и попросите ее повторить, сложить так же.

Игра на развитие памяти
«Я положил в мешок…»

Можно играть всей семьей. Вы начинаете эту игру и говорит: «Я положил (а) в мешок яблоки». Второй играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Упражнение на развитие устойчивости внимания

Дайте детям небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркнуть какую-либо букву. Например, так: «В каждой строке зачеркни букву «а», букву «б» подчеркни».

Упражнение на развитие наблюдательности

Предложите детям игру: внимательно осмотрите комнату и найдите предметы, в которых есть круг, окружность. Дети называют предметы: часы, основание карандаша, выключатель, ваза и еще многое другое.

Игру можно провести в соревновательной форме: «Кто больше назовет таких предметов?».

Упражнение на развитие мыслительной операции
«Сравнение предметов»

Для сравнения предложите пары слов:

1. Муха и бабочка.

2. Дом и избушка.

3. Стол и стул.

4. Книга и тетрадь.

5. Вода и молоко.

6. Топор и молоток.

7. Пианино и скрипка.

8. Шалость и драка.

9. Щекотать и гладить.

10. Город и деревня. 

Дети должны представлять себе то, что они будут сравнивать. Проанализируйте ответы детей. Сколько пар слов удачно сравнили? Что легче искать – сходства или различия? Чаще всего затрудняются в нахождении сходства.

 

Упражнение на развитие памяти на цифры

Покажите детям числовой ряд, написанный на карточке, и попросите их повторить в той же последовательности эти цифры, затем увеличивайте этот ряд на одну цифру.

Далее предложите детям выполнить то же самое задание, но только зачитывая цифры без показа. В первом случае проверяется зрительная память, а во втором – слуховая.

Этот прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слов.

6  2

2  8  3

3  7  1  4

6  3  9  1  5

8  1  4  9  2  6

      7  4  1  8  3  9  2

4. Упражнение на развитие объема
кратковременной слуховой памяти

Заранее подготовить список из 8–10 слов, которые хорошо знакомы детям.

Попросите ребенка повторять за вами слова. Начинайте с одного слова, затем называйте два слова, ребенок повторяет в той же последовательности три слова и т. д. (интервалы между словами 1 сек.).

Ребенок 6–7 лет правильно повторяет ряд из 5–6 слов:

Огонь.

Дом, молоко.

Конь, гриб, игла.

Петух, солнце, асфальт, тетрадь.

Крыша, пень, вода, свеча, школа.

Карандаш, машина, брат, мел, птица, хлеб.

Орел, игра, дуб, телефон, стакан, пальто, сын.

Гора, ворона, часы, стол, снег, книга, сосна, мед.

Мяч, яблоко, шапка, морковка, стул, бабочка, метро, цыпленок, носки.

       Грузовик, камень, ягоды, портфель, санки, молоток, девочка, скатерть, арбуз, памятник.

Упражнение на развитие гибкости ума

Предложите детям назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие:

1. Назовите слова, обозначающие деревья (береза, дуб, ель, рябина).

2. Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей).

3. Назовите слова, обозначающие зверей.

4. Назовите слова, обозначающие домашних животных.

5. Назовите слова, обозначающие наземный транспорт.

6. Назовите слова, обозначающие воздушный транспорт.

7. Назовите слова, обозначающие водный транспорт.

8. Назовите слова, относящиеся к искусству.

Упражнение на развитие мышления, сообразительности

«Как это можно использовать»

Предложите детям найти возможно большее число вариантов использования какого-либо предмета.

Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как можно использовать этот предмет. Называет такие варианты: рисовать, писать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т. д.

Упражнение на развитие скорости мышления
«Окончание слов»

Предложите детям поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадай, что я хочу сказать! По ...», – так вы начинайте игру.

Всего предлагается 10 слогов: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) до, 7) че, 8) кры, 9) ку, 10) за.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированной направленности №1» города Сосновоборска

Игры и упражнения

в домашних условиях

на развитие психических процессов

Педагог-психолог:

С.В. Голубенко

                                   https://i2.wp.com/media.ldscdn.org/images/media-library/primary/line-art/family-praying-coloring-page-621730-wallpaper.jpg?crop=12

г. Сосновоборск, 2020

Игра на развитие логического мышления

Овощи – суп, фрукты (компот)

Каша – ложка, макароны (вилка)

Борщ – кастрюля, блины (сковорода)

Обедать – стол, спать (кровать, диван)

Корова – хлев, собака (будка)

Лошадь – сено, кошка (молоко, мясо)

Лошадь – жеребенок, корова (теленок)

Белка – дупло, медведь (берлога)

Лиса – нора, волк (логово)

Лиса – хитрая, заяц (труслив)

Тапки – дом, сапоги (улица)

Сандалии – лето, валенки (зима)

Сапоги – молния, ботинки (шнурки, липучки)

Одежда – стирать, обувь (чистить)

Дерево – ветка, человек (рука)

Человек – ребенок, птица (птенец)

Звери – шерсть, птицы (перья)

Рыба – река, птица (небо)

Ель – шишка, дуб (желудь)

Береза – листья, сосна (иголки, хвоя)

Капуста – квасить, грибы (солить)

Береза – подберезовик, осина (подосиновик)

Охотник – ружье, рыбак (удочка)

Овощи – борщ, рыба (уха)

Щука – река, кит (море)

Моряк – корабль, летчик (самолет)

Солдат – воевать, медсестра (лечить)

Школа – учитель, детский сад (воспитатель)

Больница – врач, магазин (продавец)

Самолет – летчик, корабль (моряк)

Лекарство – аптека, подарки (магазин)

Автомобиль – дорога, поезд (рельсы)

Поезд – машинист, автобус (шофер)

Муравьи – муравейник, пчелы (улей)

Ползет – улитка, летит (бабочка…)

Яйцо – скорлупа, картофель (шелуха)

Ухо – слышать, зубы (жевать)

Глаза – смотреть, нос (дышать)

Собака – шерсть, щука (чешуя)