Использование игр и упражнений математического содержания в развитии психических процессов у детей с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

Федорова Людмила Анатольевна

В данном материале представлена система работы по использованию дидактических игр и упражнений математического содержания в развитии психических процессов (внимания, памяти, мышления) у детей с нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Ребенок – это живой человек.

Это не орнамент нашей жизни,

 это отдельная, полнокровная и богатая жизнь.      

По силе эмоций, по тревожности,

 по чистоте и красоте волевых напряжений

детская жизнь несравненно богаче жизни взрослого »      

                                                А.С.Макаренко            

«Умен тот,  кто умеет мыслить» - гласит народная мудрость. Что, значит, уметь мыслить? Разве это умение не дает нам природа от рождения?  Нет, каждый рождается с разными задатками, в том числе и к мыслительной деятельности. В сказке Петра Ершова так и говорится «Старший умный был детина, средний был и так и сяк, младший вовсе был дурак»                                  

Однако, все мы, родители, педагоги, хотим, чтобы наши дети были смыленными, любознательными, догадливыми, остроумными, разумными, сообразительными, короче говоря,  умными.  

Необходимым условием для успешной мыслительной деятельности дошкольника является хорошо развитая речь ребенка. Но с каждым годом увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию их полноценной учебной деятельности. К сожалению, в дошкольные учреждения компенсирующего вида такие дети попадают только перед школой, или в лучшем случае после 4 – х  лет. В результате упускается  самый значимый и эффективный для речевого развития возраст, который длится, как считают японские ученые до трех лет.  Русские ученые Л.С.Выготский, А.А.Бодалева считают, что данный синзитивный период растягивается до 4 -5 лет.

В наше время, в виду различных объективных и субъективных причин рождение здорового ребенка становится редкостью. Растет число детей с врожденными аномалиями, что, соответственно, сказывается на физическом, психическом и речевом развитии ребенка. Часто на речевой диагноз накладывается и психологические проблемы у детей, воспитывающиеся в не полных семьях, которых с каждым годом становится все больше.

Естественно, что трудности,  с которыми такие дети сталкиваются при усвоении учебного материала, обусловлены  не только речевым недоразвитием, но и уровнем сформированности основных психических процессов, так как недостаточный объем и устойчивость, ограниченные возможности распределения и концентрации внимания, снижение всех видов памяти, замедленный темп мыслительных процессов (анализа и синтеза) ведут к нарушениям адаптивных механизмов и не усвоению программы детского сада,  а в дальнейшем и  начальной школы.

При реализации одной из основных коррекционных задач в группе детей с тяжелыми нарушениями речи, по формированию элементарных математических представлений, необходимо учитывать, что дети – логопаты

  1. плохо запоминают и слабо удерживают в памяти указанное количество предметов, картинок, звуков в пределах 5;
  2. с трудом восстанавливают порядок предметов, картинок, звуков в пределах 5 после их перестановки;
  3. не всегда выделяют предметы (геометрические фигуры) по заданному признаку;
  4. плохо ориентируются на листе бумаги, пространстве, времени;
  5. испытывают затруднения  при овладении счетом и счетными операциями.

Результаты  диагностики показывают, что в соответствии с диагнозом у всех детей отмечается:

  1. недоразвитие психических функций: внимания, восприятия, памяти, мышления;
  2. низкий уровень развития связной речи;
  3. недоразвитие мелкой моторики;
  4. недостаточность развития эмоционально – волевой сферы.

При подготовке детей с тяжелым нарушением речи, к качественному обучению в начальной школе по математике ставятся следующие задачи:

  1. Развивать у детей на занятиях по математике неречевые процессы (слуховое внимание и память, зрительное внимание и память, мышление);
  2. Разработать перспективное планирование по математике с включением в каждое занятие игр и упражнений на развитие неречевых процессов.
  3. Разработать  коррекционно – развивающие игры и игровые упражнения  для    работы по  развитию  у детей  психических процессов на занятиях по ФЭМП.
  4. Подготовить консультативный материал для родителей  

Хорошо известно, что у детей  дошкольного возраста ведущей деятельностью является  игра.  Для детей с ОНР это имеет огромное значение и дело не только в том, что ребенок с удовольствием строит, лепит, играет, но и в том, что «детские» игры способствуют развитию психических процессов. Так дети учатся распознавать цвет, различать свойства, формы предметов, отношение частей по величине, расположение в пространстве и т.д.

Этой проблеме уделяли большое внимание Л.А.Венгер, А.В.Запорожец, Жак Пиаже и другие. Академик А.А.Давыдов  отмечал, что «развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения».

В создании современной системы игр и упражнений отмечается  большая роль Е.Д.Худенко, Т.С.Мельниковой, С.Н.Шаховской, которые разработали конкретный материал по развитию познавательных процессов личности ребенка и коррекционно – развивающие игры и упражнения математического содержания.

Внимание - это сосредоточенность сознания  на определенном объекте. Объектом внимания могут быть как предметы или явления окружающей жизни, так действия, мысли и переживания самой личности.

Ребенок дошкольного возраста не может долго сосредоточиться на

какой – либо одной деятельности: он быстро отвлекается, устает, начинает капризничать, или наоборот, становится интерактивным, вызывая смущение взрослых. Это происходит оттого, что у ребенка преобладает непроизвольное внимание. Он пока ещё слабо управляет своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений (стук двери, лай собаки и т.д.) – все это может послужить отвлекающим фактором, ребенок прерывает свои занятия и не может к ним вернуться. Произвольное внимание формируется постепенно, по мере развития таких качеств, как объем, концентрация,  распределение, переключение и устойчивость.

Заинтересовать детей, побудить их слушать помогут занимательные, целенаправленные игры:

  1. На увеличение объема внимания, скорости  его распределения и переключения - таблицы Шульта. Ребенок находит, показывает и называет вслух цифры  - в младшем возрасте от 1 до 5 и обратно, в среднем возрасте – от 1 до 10 и обратно,  в старшем возрасте от 1 до 20 и обратно, до 100 десятками. Ребенок учится быстро находить числа от 1 до 9;  от 1 до 16, называя их вслух и показывая на таблице.
  2. На выявление скорости распределения и переключения  внимания его устойчивости - упражнение «Корректор». Детям даётся установка: «Сейчас мы поработаем корректорами. Корректор – это человек, который исправляет ошибки в тексте, зачеркивающий лишние геометрические фигуры». Предлагаются листы с набором геометрических фигур: «Мы будем зачеркивать только круги». Начинать лучше с двух строчек, постепенно увеличивая их количество, усложняя задания: зачеркнуть круги горизонтальными линиями, квадраты – крестиком, треугольники вертикальными линиями.
  3. На развитие способности к переключению внимания  используется упражнение: «Хлопните в ладошки, когда услышите слово, обозначающее геометрическую фигуру или цифру».
  4. В упражнении «Сравни и назови отличия» детям предлагается рассмотреть пары картинок, каждая из которых имеет от 3 до 8 различий. Цель данного упражнения - сравнение картинок, нахождение и называние отличий, способствующих развитию концентрации внимания.
  5. Для тренировки скорости распределения и переключения внимания  используются следующие упражнения:
  1. показать последовательно неоконченные рисунки, назвать недорисованное и предложить  продолжить ряд;
  2. дорисовать вторую половинку картинки, аналогичную первой половине «Сделай по образцу»;
  3. раскрась так же, как у меня.
  1. Развитию произвольного внимания, активизации оперативной памяти поможет игра «Мячики». Детям даются листы с нарисованными кругами (мячиками) и предлагается закрасить синим 1-й, 3-й, 5-й мячики, а  2-й и 4-й заштриховать горизонтальными полосками.
  2. Устойчивость внимания формируется в ходе игры «Лабиринт». Предлагается рисунок, где изображены перепутанные линии. Необходимо карандашом проследить за линией от начала до конца («Чей домик?», « Кто в домике живет?»)
  3. Развитию ориентировки детей на плоскости листа помогает игра «Пчелка». В ходе игры дети по словесной инструкции педагога передвигают фишку на игровом поле по клеточкам (влево, вправо, вверх, вниз).

Память – это сложная психическая деятельность, способность к получению, сохранению и воспроизведению информации. Память бывает кратковременной или оперативной, которая обеспечивает точное воспроизведение материала спустя непродолжительное время (от несколько десятков секунд) после однократного предъявления информации  и долговременной, если воспроизведение информации происходит спустя достаточно длительное время. Долговременная память составляет основу прочных знаний, навыков, умений и привычек. Различают виды памяти: образная, зрительная, слуховая, словесно – логическая, эмоциональная, двигательная.

Для развития зрительной памяти у детей с ОНР на занятиях по математике используются следующие игры:

  1. «Назови  картинки» - на столе в произвольном порядке раскладываю 5 – 7 картинок (предметов) и предлагаю детям рассмотреть их. Через некоторое время (до 10 секунд), отвернувшись от стола, ребенок называет предметы сначала вразбивку, а затем  в заданной последовательности. Можно использовать различные варианты: менять картинки местами, увеличивать количество, подобрать картинки на один звук и т.д.
  2. «Картинка спряталась» - дети называют картинку, которую педагог убрал со стола.
  3. Игра «Внимание» - детям предлагается серия предметов, которые нужно внимательно рассмотреть и запомнить. Через 2 –3 минуты образец убирается, а детям предлагается по памяти воспроизвести, что было на образце. Начинать это упражнение лучше с 3 фигур, постепенно увеличивая количество. В дальнейшем можно сократить время для рассматривания образца или сделать  отсрочку во времени после запоминания в виде определенного количества хлопков.
  4. Игра «Кто за кем стоит» - дети стоят в шеренге, водящий смотрит на строй в течение 40 – 50 секунд, затем, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоял.  Вариант – дети меняются местами, водящий должен восстановить порядок.
  5. Игра «Посчитай и отсчитай» - педагог отстукивает в бубен или ладони определенное количество ударов. Дети считают удары и отсчитывают у себя столько же мелких предметов.
  6. Игра « Сколько раз, и на каком инструменте я играла». За ширмой педагог извлекает определенное количество звуков на разных инструментах, а дети считают, называют инструмент и количество ударов.
  7. Развивать образную память помогает заучивание цифр от 1 до 10 с помощью стихотворения. Для этого дети находят какую – либо аналогию с соответствующим числом: «Двойка вытянула шею, волочится хвост за нею»

Мышление – это процесс познания человеком окружающей действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, суждений, умозаключений.

Мышление это  развивающийся процесс: в 3-4 года  у ребенка наглядно – действенное мышление, так как он познает мир с помощью манипулирования предметами, на основе которого формируется наглядно – образное мышление. Оно характеризуется тем, что ребенок может решать задачи на основе представлений  без применения практических действий. Это позволяет ребенку использовать схематичные изображения, считать в уме (Загадки в стихах «Веселый счет»)

К 6 – 7 годам у детей формируется словесно – логическое мышление. Оно характеризуется использованием суждений, умозаключений, что невозможно без речи.

Коррекционная работа с детьми с ОНР показывает, что в результате специально организованных занятий, показатели мышления могут улучшиться в 3-4 раза:

  1.  «Лишний предмет» - из 4 –х нарисованных или произнесенных вслух предметов дети должны найти лишний и объяснить почему.
  2. «Найди ошибку» - из предложенного ряда предметов нужно выявить закономерность и исключить лишний предмет.
  3. Отгадывание загадок с математическим содержанием (4 ноги, а не ходит)
  4. Игры – головоломки со счетными палочками:

– положи на лист бумаги 1 палочку так, чтобы получился  треугольник;

  1. разложи две палочки так, чтобы получился квадрат.
  1. «Какая фигура лишняя» - классификация предметов по признакам.
  2. «Слова – антонимы» математического содержания: тяжелый – легкий, высокий – низкий, узкий – широкий и др.
  3. Головоломки «Пифагор», «Танграм», «Колумбово яйцо».

С целью педагогического просвещения родителей в вопросе использования коррекционно-развивающих игр математического содержания у детей с ОНР необходимо создать информационную среду в группе: рекомендации, консультации, тематические листы психологов, учителей – логопедов, узких специалистов ДОУ, а также проведение групповых дискуссий,  индивидуальных бесед. Привлекать родителей  к участию и совместной работе по созданию развивающей среды, изготовлению дидактических пособий для применения в воспитательно-образовательном процессе.

Практика показывает, что систематическое использование на занятиях по математике коррекционно–развивающих игр, заданий и упражнений, призванных совершенствовать речевые способности и активизировать психические процессы воспитанников, дают следующие результаты:

  1. воспитанники могут запоминать и удерживать в памяти заданное количество предметов (картинок, звуков);
  2. восстанавливают порядок предметов (картинок) после их перестановки;
  3. выделяют предметы (фигуры) по заданному признаку;
  4. знают и называют последовательность дней недели;
  5. свободно ориентируются на листе бумаги и пространстве.

Проблема развития речи и основных психических процессов требует длительной и целенаправленной работы, поэтому эпизодическое использование таких игр и упражнений не принесет желаемого результата.

                  «От 5- летнего ребенка до меня только шаг.

     А от новорожденного до 5 – летнего – страшное расстояние».

Л.Н.Толстой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игр и упражнений математического содержания для развития мыслительной деятельности детей

Выступление из опыта работыПо теме: «использование игр и упражнений математического содержания для развития мыслительной деятельности детей»...

Система использования развивающих игр при формировании элементарных математических представлений и развитии психических процессов у детей (младшая группа).

Математическое развитие ребёнка – одна из основных задач в общей системе дошкольного образования. Математика способствует развитию умственных способностей детей, развивает гибкость их мышл...

«Использование игр и игровых упражнений по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста в детском саду и семье

Адресована воспитателям, логопедам и родителям. Может быть использована при составлении индивидуальных маршрутов....

Комплекс игр и упражнений для развития психических процессов у детей 5-6 лет

Предлагаемый  комплекс коррекционно-развивающих занятий  представляет собой цикл  индивидуальных и групповых занятий по развитию познавательных процессов у детей 5 – 7 лет. В основу дан...

Буклет \'\' Игры и упражнения в домашних условиях на развитие психических процессов у детей 6-7 лет"

В данном буклете отражен практический материал для родителей, которые заинтересованы в развитии своего ребенка. А также эти игры и упражнения могут использовать в своей работе и воспитатели....

Особенности развития психических процессов у детей 6-7 лет. Упражнения и игры, способствующие их развитию.

Материал для родителей и педагогов по подготовке ребенка к обучению в школе. Игры и упражнения, направленные на развитие психических процессов....

Учебно-методическая разработка: ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия по формированию элементарных математических представлений и коррекции психических процессов у детей с задержкой психического развития...