Использование игр и упражнений математического содержания для развития мыслительной деятельности детей
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Выступление из опыта работы

По теме: «использование игр и упражнений математического содержания для развития мыслительной деятельности детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matemat.docx22.57 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление из опыта работы

По теме: «использование игр и упражнений математического содержания для развития мыслительной деятельности детей»

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение.  Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей. Должное внимание в настоящее время уделено введению детей в мир логики математики, освоению ими математических действий.

Выполнение подобных упражнений вызывает у детей живой естественный интерес, способствует развитию самостоятельности мышления, а главное – освоению способов познания. У детей  вырабатывается способность самим находить ответ на неизвестный вопрос: «Как?»

Изучив задачи, поставленные в разделе «Математическое развитие» детей в программе «Детство», мы провели педагогическую диагностику и выявили, что примерно 15% старших детей хорошо справлялись с заданием по сравнению геометрических фигур по основным признакам. 52% детей справлялись с этим заданием с помощью воспитателя. 23% - справлялись с трудом.

Чтобы выявить уровень развития логического мышления мы предлагали детям упражнения в преобразовании фигур из палочек. Отметили, что многие дети успешно изменяли фигуру по наглядному образу и с трудом справлялись с заданием по словесному указанию, т.е. у многих детей слабо развито логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать и делать умозаключения.

Поставили перед собой задачу: развивать логическое мышление детей с помощью дидактических игр математического содержания. Изучили методическую литературу, отобрали наиболее эффектно влияющие на развитие логического мышления игры и пособия.

 В играх с палочками имеются большие возможности для развития не только смекалки, но и мышления, самостоятельности. Работу по развитию мыслительной активности с детьми вели поэтапно. На 1 этапе мы предлагали им построение простых фигур, узоры, сюжеты (например: построенный треугольник  со стороной в 2 палочки или из 6 палочек). С данным заданием дети справлялись легко, и мы приступили ко 2 этапу – построение сложных фигур (например: составить фигуру из треугольника  с одной вершиной). На 3 этапе предлагали задание на преобразование фигур типа добавь или убери, переложи палочки по словесному указанию (например: переложи 3 палочки так, что бы получили 3  𸥒).

 Показать на отдельных карточках

 Построй 3 треугольника   из 7 палочек                                          или

Дети выкладывали из палочек не только различные геометрические фигуры, но и цифры, а из них номер своего дома, квартиры, телефона. С не справляющимися детьми использовали индивидуальный подход – вместо словесных указаний давали наглядный образец –подсказку, предлагали задание более легкого содержания.

Для поддержания интереса детей к деятельности и умения создавать фигуры не зависимо от внешнего вида палочек, предлагали им разные варианты палочек: фломастеры, палочки разной высоты, цвета ит.д.

Особое место среди занимательных, нестандартных математических игр для развития у детей логического мышления (выделять часть от целого, анализировать, сравнивать) занимают игры на составление плоскостных изображений предметов из специальных геометрических фигур. Наборы фигур представляют собой части разрезанного определенным образом предмета. Они интересны детям и взрослым. Учитывая, что нашу группу посещают дети разного возраста, мы успешно использовали игру «Танграм». Способ изготовления прост: это квадрат, одинаково окрашен с обеих сторон, резанный на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрата и параллелограмм.

Дети составляют много различных изображений по образцам и по собственному замыслу. Учитывали возраст детей. С детьми со слабым уровнем развития сначала проводим ознакомление с набором фигур в игре, дети составляли простые фигуры лучше показать на отдельной карточке (из 2-х, 3-х геометрических фигур (например: 󲭎  из 2-х  треугольников , их 4-х треугольников )

Вопросы: - Сколько больших, одинаковых по размеру треугольников?

- Сколько маленьких?

- Сколько всего треугольников?

- Взяли 2 больших треугольника   и с оставили из них квадрат и треугольник.

Детям средней группы предлагали:

- Какую фигуру можно составить из 2-х треугольник   и 1 квадрат?

- составить новую фигуру из 2-х больших и среднего треугольника (󲭎 󲭎 )

Детям старшего возраста предлагали воссоздание фигур по образцам контурного характера, который доступен детям 6-7 лет. Это требует зрительного членения формы той или иной плоскостной фигуры на составные части, т. е. на геометрические фигуры из которых она составлена.

 По мере самостоятельных упражнений совершенствовалось умение детей производить зрительный анализ образца, он становится более точным. Использовали положительную оценку активности поиска способа действий каждого ребенка.

Для успешного воссоздания фигур, силуэтов дети сначала использовали образцы. (показать образцы).
затем предлагали детям самостоятельно выкладывать фигуры (например: голова и ухо я составила из
󲭎  󲭎, туловище из 2-х больших треугольников).

Детей увлекает результат, составить увиденное на образце. Они включались в активную практическую деятельность по подбора способа расположения фигур. Затем мы использовали более сложные игры, такие как «Колумбово Яйцо», «Пифагор». Для детей 6-7 лет: «Волшебный круг», «Вьетнамская игра».

Для развития логического мышления детей, умения сравнивать, анализировать и узнавать фигуру по основному признаку, мы изготовили ряд дидактических игр и пособий.

Хочу предложить вашему вниманию пособие – «Волшебный ящик». Задачи, решаемые с помощью этого пособия таковы:

-закрепление у детей понятия о геометрических фигурах и их основных признаках,

- упражнение в счете, закрепления знаний о цифрах.

Предлагали детям на ощупь узнать и назвать геометрическую фигуру и ее предполагаемые признаки: большая, маленькая, толстая, тоненькая.  Рядом сидящие дети смотрели и определяли правильность выполнения задания.

Пособие «Волшебный ящик» является многофункциональной игрой. На каждой из сторон наклеены определенные образцы из геометрических фигур. С помощью данного пособия проводили с детьми зрительные диктанты.  Предлагали детям 20-30 сек. посмотреть на образец . а затем по памяти выложить данный образец на своей карточке.  Дети, выполняя задание, использовали зрительные, слуховые ощущения, при этом развивалось произвольное внимание, мелкая моторика рук, это очень важно для развития мышления детей.

Детей обучали использовать разные варианты игр:

- вынь сколько треугольников, какая цифра на карточке

- угадай по описанию и найди на ощупь фигуру и назови ее элементы (большой -маленький, толстый -тонкий, сторона-угол)

- найди и сравни, на какой предмет похожа выбранная на ощупь в волшебном ящике геометрическая фигура (шар-мяч, кирпич-коробочка и т.д.)

С целью развития логического мышления с детьми учились доказывать правильность решения, рассуждать, опровергать неправильное. Для этого подобрали ряд занимательных игр:

- на составление и решение задач, на знакомство детей с арифметическими знаками : +, -, = и т.д.

- на закреплении знаний детей о цифрах, о порядковом и количественном счете

-на упражнение детей в узнавании названии геометрических фигур, на развитие зрительного анализа их расположения

- на упражнение детей с величиной, на упражнение мелкой моторики пальцев, ориентировки на листе бумаги

Для упражнений детей и закрепления полученных знаний в уголке занимательной математики поместили ряд игр и пособий, таинственные лабиринты такие как:

- помоги зайчику перейти поле между морковками;

- найди самый короткий путь к болоту;

- помогите бабочке найти свой цветок;

- помоги ежику достать гриб;

- помоги мышонку прейти к сыру и т.д.

Данный материал не сразу поместили в уголок по математике. На одном из занятий показала способы действий с этими карточками, что бы потом дети самостоятельно их использовали. С детьми, имеющими низкий уровень развития математических способностей, занимались индивидуально в свободное от занятий время.

Эти игры способствовали развитию у детей умения сосредотачиваться, логически мыслить. В ходе работы определили, что в основном в эти игры любят играть усидчивые, внимательные дети, поэтому привлекли к играм гиперактивных, малоусидчивых детей. Иногда играли вместе с ними.

Особое внимание уделяли общению взрослого с детьми в ходе игры. Сущность заключалась в том что не давали готового ответа, мы всегда предоставляли возможность ребенку подумать самому. Если он не справлялся с заданием, мы задавали наводящие вопросы.

У нас есть несколько детей,  которые выкрикивают свои ответы, мешая другим думать. Они всегда готовы к любым вопросам педагога, не думая о том, что эти ответы могут быть неправильными.

Мы, взрослые, всегда призывали детей не торопиться с ответами.  Если дети в ходе ответа делились на 2 группы, предлагали проверить правильность ответа еще раз.

У нас имеются свои небольшие приемы, которые создают у детей желание правильно выполнить задание.

  1. Поощряем детей за правильный ответ, хлопаем в ладоши.
  2. Раздаем звездочки активным детям.
  3. Разрешаем свой ответ сообщить воспитателю тихо на ухо.

Не забывает напоминать «Помоги товарищу»,  подбадриваем «У тебя все получится». Часто предлагаю детям варианты заведомо неправильного ответа, тем самым вызывая у детей желание, помочь мне найти правильный ответ.

Эти приемы создавали у детей на занятии интерес, повышали их мысленную активность.

Перед собой мы ставили следующие задачи:

  1. Выравнить низкий уровень математического развития детей через использование ими имеющихся математических игр.
  2. Подвести детей с высшим уровнем развития к самостоятельному использованию математически-занимательных игр.
  3. Продолжить обогащать предметно-развивающую среду необходимым материалом математического содержания.