Теория и методика математического развития дошкольников.
тест (средняя группа)

методика формирования представлений о величине у детей 5-ого года жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matem_razvitie.docx17.93 КБ

Предварительный просмотр:

Раскройте методику формирования представлений о величине у детей 5-ого года жизни

У детей пятого года жизни продолжают развивать представление о признаках величины (длине, ширине, высоте, глубина.)

 Дети используют практические приемы приложения и наложения.

Детей учат сравнивать предметы постепенно увеличивая их число 2,3,4,5. 10. При этом дети овладевают сравнительной оценкой величины (длиннее, короче, еще короче, самая короткая) по убывающей, и в возрастающей степени. Постепенно уменьшается контрастность предметов.

Развивается умения сравнивать предметы не только по одному признаку, а по 2 и даже 3-м признакам величины.

На пятом году жизни дети учатся составлять упорядоченный (сериационный) ряд.

Особое внимание уделяется развитию глазомера (опосредованный способ)

Педагогическая задача.  

Многие исследования показали, что дети 5-го года жизни могут дифференцированно выбирать предметы по длине и ширине при условии, что длина предмета превосходит ширину. Значительно труднее выделяется высота предмета. Например, среди коробок разных размеров, высота которых не сразу бросается в глаза, даже старшие дошкольники не всегда находят самую высокую, заявляя: «Здесь нет высокой!».

 

Если у детей ещё не получается определить высоту коробок на глаз, то можно определить самую высокую коробку пользуясь практическим приемам «приложения».

Задание № 1

Какой наглядный материал можно использовать для сравнения предметов по величине в младшей и средней группе?

В младшей и средней группе для сравнения по величине используют: пирамидки, матрёшки, настольно печатные или самодельные игры, геометрические фигуры (плоские и объёмные).

Для сравнения по длине и ширине берутся только плоские предметы (ленточки, шарики, шнурки). Для сравнения по высоте берутся объёмные игрушки (пирамидки, куклы) или плоскостные изображения этих предметов, которые располагаются вертикально (домики, матрёшка, ёлочки)

Задание № 2

Укажите в какой последовательности должна вестись работа по разделу «Величина» с детьми 5 года жизни?

1 шаг

Для игры берётся только 3 предмета. Дети учатся раскладывать предметы по порядку, по образцу. В начале они учатся составлять возрастающий ряд, а затем убывающий. 

В начале предметы должны отличаться только одним признаком.

Предметы у детей и воспитателя должны быть разными.

2 шаг

Учим детей раскладывать предметы по величине от 3 до 5, используя правило.

3 шаг

продолжаем учить раскладывать предметы по правилу в количестве 10, решая логические задачи: 

1 задача - учим перестраивать ряд из возрастающего в убывающий и наоборот

2 задача - находить место пропущенных элементов.

Задание № 3

Назовите игры, задания, упражнения, направленные на развитие представлений о величине детей 5-ого года жизни.  

На пятом году жизни рекомендуется проводить игры и упражнения, направленные на развитие представлений о величине:

Развитие глазомера:

1 Разведением пальцев или рук показать размер предмета.

2 На картонках проделайте небольшие отверстия круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные. Попросите играющих выбрать  «пробки», которые точно закрывали бы эти отверстия.

3 среди множества предметов (до скольки считают) отыскать большего, меньшего размера или такого размера как показанный

Определение длинны, ширины высоты:

4 Звери спорят, у кого длиннее хвост. Дети помогают зверям. Сравнивают длину хвоста зайца и волка, лисы и медведя. Вместе с педагогом они определяют равенство и неравенство по длине и ширине, пользуясь соответствующей терминологией: длинный, длиннее, широкий, узкий и т. д.

5 В гости к детям приехали клоуны. Клоуны «показывают» упражнения с лентами. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета ленты у клоунов? Одинаковые ли они по длине? Как это можно узнать?» Воспитатель вместе с детьми располагает ленты на фланелеграфе друг под другом, предлагает показать длинную (короткую), узкую (широкую) ленту и спрашивает: «Что можно сказать о длине красной ленты по сравнению с синей?...

6 Игра проводится с подгруппой детей. Детям предлагаются поиграть с Матрёшками Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Дети путем прикладывания и сравнения располагают матрёшек в сериационный ряд.

7 Кукла Маша собралась на улицу, но она не может найти две одинаковые варежки и просит помочь ей. Детям предлагаются различные размеры и расцветки варежек.

Рекомендуется использовать словесные игры по разделу величины

«Скажи наоборот» (глубоко - мелко, маленькое - большое)

«Закончи предложение» - лейка с водой тяжёлая, а без воды…», «море глубокое, а ручеёк…»

Можно задавать словесные вопросы-задания:

Что выше куст или дерево?

Какая скамейка длиннее? и.т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Теория и методика математического развития

Разработанная А. М. Леушиной концепция является основой для формирования количественных представлений у детей на различных возрастных этапах дошкольного детства. Согласно разработанной Анной Мих...

"ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ"

Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания....

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ».

Цель: Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение  ими логико-математических представлений и способов познания....

Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика»

   Теория и методика математического развития. Конспект занятия «Звёздная математика»...

Исторические этапы становления и развития «Теории и методики математического образования дошкольника»

Исторические этапы становления и развития «Теории и методики математическогообразования дошкольника»  Смотреть файл приклеплённый ниже:...

Теория и методика математического развития у детей дошкольного возраста «Путешествие в математическое царство»

1.  Цель занятия –  формирование навыков выполнения счетных операций у детей старшего дошкольного возраста. 2.    Задачи:1. Закрепление счета от 0 до 10 и от ...

Теория и методика математического развития дошкольников

картотека по математическим играм для детей младшего возраста...