Консультация для родителей: «Значение игры в развитии детей 3 года жизни»
консультация (младшая группа)

Косырева Екатерина Васильевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_igry_3_goda_zhizni.docx65.7 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Значение игры в развитии детей 3 года жизни»

 Цель: формировать представление родителей о важности игры в жизни ребёнка раннего возраста.

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». А.С. Макаренко

Особая роль в развитии детей раннего возраста принадлежит игре. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни. В дошкольной педагогике выделяются разные виды игр: дидактические, подвижные, игры - драматизации, музыкальные игры-забавы. Предлагаемый игровой сюжет предусматривает такое поведение детей, которое обеспечивает усвоение новых знаний, умений, нравственных правил. Такой игровой сюжет можно придумывать и обыгрывать дома со своим ребёнком.

 Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно (действия людей с предметами быта, трудовые процессы, отношения людей друг к другу и т.д.). Такие игры называются творческими, сюжетно-ролевыми играми, в них сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и правил, а действия ребёнка выступают на первый план. В раннем детстве закладываются предпосылки ролевой игры (игра длится от 3 до 10 минут). В этот период у детей можно обнаружить элементы игрового сюжета, воображаемой ситуации, которые постепенно превращаются в развёрнутые сюжетные игры. Событийная, сюжетная сторона игры даже у малыша определяется реальным жизненным опытом, хотя и не исключается влияние обучающих воздействий на неё. Способы же воспроизведения реальной действительности в игре (использование предметов-заместителей, игрушек, воображаемых предметов, ролевых форм поведения, эмоциональновыразительных средств) передаются старшими в совместных играх с детьми. Таким образом, игровой опыт обогащается как за счёт усложнения сюжетной, событийной стороны игры, так и за счёт усложнения способов воспроизведения этих событий в игре. Ценность сюжетной игры заключается в совершенствовании воображаемой ситуации с постепенным переходом от “предметной” игры к играм внутреннего, умственного плана, переход от игр индивидуальных к коллективным. Одна из основных задач взрослого - своевременно сформировать у детей умения действовать на первых этапах игры. Дома родители должны больше общаться с ребёнком, объяснять каждое своё действие во время приготовления пищи, уборки, взрослые не должны запрещать детям участвовать в совместных занятиях. В свободное время родители могут обыграть совместно с детьми все дела, которые они сделали дома за день: стать поварами, помощниками, добавить игры во врачей и шофёров. Ребенок самостоятельно действует только с теми предметами, которые употреблялись в совместной деятельности, и только так, как они употреблялись взрослым. После самостоятельной игры ребенка полезно обсудить с ним, во что он сегодня играл, кем был. (Ведь когда он играет один, у него нет нужды в названии, обозначении своей роли, тогда и осознание ее может задерживаться). На ночь взрослые могут почитать детям стихи и сказки, которые знакомят детей с бытом, профессиями, действиями с игрушками (А. Барто серия «Игрушки» и др., Т. Коваль серия «Погремушки», сказка «Маша и медведь»). Чтение рассказов и стихов можно сопровождать использованием кукольного театра, игрушек, предметов-заместителей.

Можно выделить несколько функций игры:

- формирует умение действовать в воображаемой ситуации;

- формирует способность к замещению предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие элементов более отвлечённого мышления и речи

- совершенствуется наглядно-действенное и наглядно-образное мышление и речь;

 ⎫ обеспечивает умственное, нравственное, эстетическое (при использовании народных или плюшевых игрушек, подбор игрушек в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, использование 2-3 предметов, объединённых в подсказанную взрослым игровую ситуацию, отказ от поломанных и старых игрушек, эмоциональная отзывчивость взрослого на красивое) и физическое развитие ребёнка (игрушки должны быть расставлены в разных местах комнаты, детям 2-3 лет удобны игрушки среднего размера: 25-35 см., а также крупная, более тяжёлая игрушка, например, деревянный конь);

 ⎫ воспитывает нравственно-волевые качества (способность к произвольному управлению своими действиями, к сопереживанию, к содействию)

 ⎫ создаёт эмоционально-положительный климат в семье, формируют самооценку ребёнка;

⎫ передаёт, закрепляет и углубляет социальный опыт, который отражает взаимоотношения и общение разных людей, сказочных персонажей (функция социализации);

⎫ дают возможность детям проявить своё отношение к действительности, дают первые нравственно-эмоциональные оценки (лиса хитрая, волк злой, Дед Мороз добрый и т.д.), воспитывают личностные качества (понятия о добре и зле; что такое хорошо, что такое плохо);

 ⎫ подвижные игры способствуют физическому развитию детей.

Советы родителям при игре с ребёнком:

1. Вовлекая ребёнка в игру, демонстрируйте положительные эмоции;

 2. Помогите ребёнку освоить сложное предметное действие, беря руку ребёнка в свою, и действуя его рукой.

3. Поощряйте даже маленькое достижение ребёнка, чтобы сформировать в нём уверенность в своих возможностях.

4. Используйте в игре предметы-заместители (не выбрасывайте ненужные коробочки, баночки, тюбики. Если есть необходимость, намойте их и поставьте рядом с любимыми игрушками детей. Коробка превратиться в домик или гараж, баночка в тарелочку для кукол. Главное, чтобы эти предметы были безопасными для ребёнка) «Подобные предметы не диктуют жестко способ их использования и предполагают определенную свободу действия, что позволяет им выступить средством овладения замещением. Замещающее действие характеризуется новым, условным отношением между предметом и его использованием и свидетельствует о зарождении знаковой формы сознания».

 5. Предоставить ребёнку возможность определить последствия того или иного действия с предметом.

 Сюжеты игр, которые можно использовать дома:

1. игры-инсценировки по сказкам;

2.пазлы, пирамидки, матрёщки, дидактические игры: «Найди пару», «Подбери половинки», «Домино», вкладыши, лабиринты.

3. режиссёрские игры: «Моя семья», «На приёме у врача», «В магазине», «В деревне у бабушке», «В зоопарке», «На детской площадке»

 Пример игры: «Накормим куклу обедом»

 Материалы: кукла, стол, стул, кухонная и столовая посуда.

Ход: Взрослый говорит: «Скоро кукла Зоя возвращается с прогулки, она долго играла и проголодалась, давай приготовим ей кашу и компот. Какую посуду нужно взять?» (самостоятельные действия ребёнка по выбору посуды, в т. ч. предметов-заместителей: хлебница с хлебом, сахар, крупа, нож). Ребёнок производит действия по приготовлению компота (выбирает фрукты, моет, нарезает их). Взрослый предупреждает, что вода уже кипит, и предлагает ребёнку высыпать из тарелки фрукты в кастрюлю. Затем мешает ложкой и говорит: « Теперь добавим сахар (предмет – заместитель), будет вкусный, сладкий компот. Попробуем на вкус, накроем крышкой и пусть ещё варится».

Ах, как много разных дел!

Вот компотик закипел,

А теперь для куклы нашей,

Мы наварим сладкой каши.

 Оставляют кастрюлю с компотом в сторону и достают коробочку с крупой (предмет-заместитель). Взрослый объясняет, что крупа называется рис, что рисовая каша очень вкусная, и кукла Зоя будет довольна (самостоятельная деятельность ребёнка по приготовлению каши). Взрослый приговаривает: «Да, да, да – каша будет хороша, варим кашу не спеша». После приготовления каши ребёнок накрывает на стол и кормит куклу.

Таким образом, игра решает задачи умственного, нравственного, эстетического, физического развития каждого ребёнка начиная с раннего возраста. Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи.

Консультация для родителей:

«Значение игры в развитии детей 3 года жизни»

Организация самостоятельной деятельности дошкольников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Значение игры в развитии ребенка"

В консультации для родителей рассказывается о том, чему ребенок обучается в игре, даются советы родителям по проведению игр....

Консультация для родителей: "Значение фольклора в развитии детей".

Консультация - один из видов работы с родителями. Предложена одна из тем по знакомству с художественной литературой....

Консультации для родителей "Значение оригами для развития детей "

Этот вид искусства благоприятно воздействует на развитие внимания и формирование памяти: дети запоминают термины, приёмы и способы складывания, по мере надобности воспроизводят сохранённые в памяти з...

Консультация для родителей значение ритмики для развития детей «Вот как мы плясать умеем, своих ножек не жалеем!»

Консультация для родителей  значение ритмики для развития детей «Вот как мы плясать умеем, своих ножек не жалеем!»      ...

Консультация для родителей «Значение игры в развитии сенсорных способностей младших дошкольников

Консультация для родителей  «Значение игры в развитии сенсорных способностей  младших дошкольников...