Статья на тему : " Развитие детско-родительских отношений, родителей и детей дошкольного возраста."
статья

Миносян Алена Юрьевна

Задачи :

1.       Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком

2.       Повысить уверенность в себе

3.             Снизить тревожность

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma_na_razvitie_detsko.docx33 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная программа  на  развитие детско-родительских отношений, родителей и  детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

1.        Установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком

2.        Повысить уверенность в себе

3.             Снизить тревожность

Форма работы:  групповая с родителями и детьми.

Общее время необходимое для реализации всей программы: необходимо  8-9 встреч,  3 раза в неделю длительность встречи  40-50минут

Частота необходимых встреч:

•        2-3 встречи на диагностический этап  ( на весь этап 1,5-2 часа).

•        Около 5 встреч   на коррекционный этап по 30-45 минут на занятие три раза в неделю.

•        1 встреча на оценку эффективности коррекционного воздействии 50 минут.

Диагностический этап.

1.        Опросник ОРО (Варга, Столина).Цель: выявление родительского отношения.

2.        "Рисунок семьи": симтомокомплексы Кинетического рисунка семьи. Цель: исследование детско-родительских отношений

3.          Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Цель: оценить тревожность ребенка в типичных для него жизненных ситуациях.

4.        Беседа с родителями и ребенком

5.        Наблюдение

Коррекционный этап:

Цель: проведение коррекционной работы по развитию ДРО и снижению тревожности детей.

1.        Групповая работа с родителями

2.        Актуализация тревожности ребенка

3.       Рефлексия

                                План.

Название

   Цель

Ход

Занятие 1.

Знакомство

Цель: знакомство и сплочение

Группы, снятие напряжения.

1-Знакомство

2- «Воздушный шарик»

3- «Слепой танец».

Занятие 2.

Детско-родительские

взаимоотношения

Цель: Формирование чувства близости между родителями и детьми.

  1. на принятие себя «Я — Ты»
  2. Слепой и поводырь
  3. «Игра без правил»
  4. «Пятнашки».

Занятие 3.

Семейная фотография.

Цель: выявление взаимоотношений в семье

  1. «Семейная фотография».

Занятие 4.

Преодоление психологических барьеров в детско-родительских отношениях

Цель:  помочь родителям понять связи, которые существуют в их семьях.

  1. Социограмма «Моя семья»
  2. Музыкотерапия. "Оркестр".

Занятие 5.

Коррекция тревожности у детей.

Цель:  снятие напряженности, повышение уверенности у детей.

  1. «Клеевой дождик»
  2. «Дракон кусает свой хвост»
  3. «Кораблик»
  4. «Зеркало»

Занятие 6.

Рефлексия

Цель: сплотить родителей и детей совместной деятельностью.

1-Изготовление игрушек

Занятие № 1. Знакомство.Совместные детско-родительские занятия

Упражнение№1

Цель: знакомство, сплочение группы.

Все участники встают в круг.

   Ведущий предлагает каждому назвать себя и рассказать о себе то, что считает важным, чтобы знали о нём другие ( с каким сказочным героем он себя ассоциирует и почему) ;кем работает, чем любит заниматься и т.д.).

    Проведение этических бесед на темы:(Мухина «Шестилетний ребёнок») «Семейные праздники», «Как быть вежливым». Рассмотрение различных семейных картин других детей, как дети могут изображать свою семью.

Предложить составить сказку о своей семье.

   Задание на дом: Психолог просит каждого члена семьи принести определенное количество семейных фотографий, которые могут сказать нечто существенное о взаимоотношениях в семье. Число фотографий ограничено. По поводу отбора фотографий инструкция не дается.

   Упражнение№ 2.(работа с детьми, установление взаимоотношений в группе)

"Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

      Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

Упражнение можно повторить 3 раза.

 Упражнение № 3 . «Слепой танец».

Цель: развитие доверия друг к другу, снятие излишнего мышечного напряжения.

    "Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет "слепой". Другой останется "зрячим" и сможет водить "слепого". Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую музыку (1-2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать повязку".

       В качестве подготовительного этапа можно посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти движения, не отпуская рук, 1- 2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте. Пусть танцует с открытыми глазами.

По мере избавления ребенка от тревожных состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.

Игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе.

 Занятие №2. Детско-родительские взаимоотношения.

    Упражнение№ 1. на принятие себя «Я — Ты».

Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми.

Родители и дети садятся на ковер спиной друг к другу (попарно). Звучит спокойная музыка. Они должны почувствовать друг друга. Затем родитель говорит «я», ребенок — «ты». Родитель говорит «ты», ребенок — «я». И так по очереди. Упражнение заканчивается тогда, когда захотят сами участники.

  Упражнение № 2 . «Слепой и поводырь».

   Цели. Формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать, понять чувства другого человека (эмпатия).

   Упражнение проводится в парах (родитель и ребенок). Один из участников — «слепой», второй — его «поводырь», который должен провести «слепого» через различные препятствия, созданные заранее (мебель, столы, стулья, препятствием могут быть другие люди), познакомить с внешним миром. У «слепого» завязаны глаза. Цель «поводыря» — провести его так, чтобы тот не споткнулся, не упал, не ушибся.

   После прохождения маршрута участники меняются ролями.

Далее желательно обсудить с участниками ход игры, спросить, что они чувствовали, будучи «слепыми» и «поводырями», было ли уютно в этих ролях, что хотелось сделать во время игры, как изменить ситуацию.

 Упражнение № 3.«Игра без правил».

   Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.

    Родитель и ребенок садятся рядом и разговаривают, постоянно проговаривая начало предложенной фразы «Мне нравится, что ты...» и добавляя к ней свое содержание. Тем самым возникает позитивный диалог, родитель дает ребенку, а ребенок — родителю «обратную связь».

   Упражнение №4.   «Пятнашки».

Цель : Снятие избытка торможения, скованности, страхов, преодоление неуверенности в себе, застенчивости, аккумулирование положительной энергии, смещение ролей в семье.

   Заранее ограничивается игровая площадка (чаще это ковер), на которой в беспорядке расставлены стулья и кубики так, чтобы между ними остались проходы. Нельзя «пятнать» через стулья: они как бы «деревья». В игре есть водящий (Баба-Яга), задача которого запятнать кого-либо при помощи «ремня», хлопнув по ягодицам. Причем нужно не прикасаться, а именно хлопать как следует, с чувством, эмоционально; тот, кто получает такой хлопок, громко кричит: «Ой! Ай! А-а-а» — и становится водящим. Игрок, который, увлекшись, выбежит за пределы площадки, становится водящим, то есть начинает сам «пятнать».

       Эмоциональный накал игры создают угрозы: «Только попадись!», «Ну погоди!», «Лови его!», «Поймаю и съем!», «А, попались!» Убегающие в ответ выкрикивают: «Не поймаешь!», «Не догонишь!», дразнят: «Баба-Яга — костяная нога». Угрозы и возражения обеспечивают двусторонний уровень отношений в системе «взрослый — ребенок».

     Занятие № 3. « Семейная фотография».

    На встрече обсуждается главная тема взаимоотношений в семье. Каждому члену семьи уделяется до 15 мин, во время которых он представляет выбранные им фотографии и рассказывает, почему именно они были им выбраны, какое значение имеют они для него и какие чувства вызывают.

  Существенным оказывается порядок представлений фотографий и то, как это осуществляется. Особое внимание заслуживает очередность: какая фотография является первой, какая — последней. Имеет значение и скорость показа, степень интереса или тревожности, а также поведение членов семьи во время всего действия: серьезны ли, шутят ли, нервничают и т. д.

   Таким образом, обсуждается содержание каждой фотографии и рассматривается, насколько близки друг к другу изображенные на них члены семьи, уровень формальности во взаимоотношениях между ними, а также присутствие, или отсутствие тех или иных родственников на снимке.

   Психолог задает вопросы о людях и местах, изображенных на фотографии, об общем настроении, атмосфере, царившей на снимке. Предлагаются примерно следующие вопросы: «Кто эти люди на фотографиях?»; «Помните ли вы, что происходило во время съемки?»; «Какие чувства вызывало совместное времяпрепровождение в кругу семьи в этот день?»; «Кто делал этот снимок?»; «Что случилось после того, как фотограф щелкнул объективом фотоаппарата?», «Расскажите, пожалуйста, об этой комнате»; «Почему люди одеты именно так, а не иначе?»

После того как член семьи закончил представление принесенных им фотографий, других членов семьи просят задавать вопросы и рассказывать о своих наблюдениях во время показа, что помогает открыть новые перспективы внутрисемейного поведения.

Занятие № 4. Преодоление психологических барьеров в детско-родительских отношениях

 Упражнение №1.Социограмма «Моя семья»

Для выявления особенностей взаимоотношений, возникающих в семье, раскрытия тех характеристик семьи  используется социограмма «Моя семья». Социограмма представляет собой краткий тест, заимствованный из методического пособия Э.Г. Эйдемиллера «Методы семейной диагностики и психотерапии» (М. — СПб., 1996), позволяющий визуализировать отношения, существующие в семье между ее членами. Участникам группы раздаются специально подготовленные бланки с изображенным в центре листа кругом и помещенной в верхней части листа инструкцией.

После завершения работы полученные результаты обсуждаются всей группой. Следует отметить, что использование теста направлено на то, чтобы помочь родителям понять связи, которые существуют в их семьях. Однако для обсуждения предъявляются лишь те характеристики, которые выявляют сами участники, и некоторые из тех, которые считает нужным обсудить психолог. Часть полученной информации остается скрытой, поскольку может являться сугубо личной и раскрытие ее на данном этапе может привести к неблагоприятным результатам.

 Упражнение №2 .Музыкотерапия. "Оркестр".

"Выбрать для себя любой из имеющихся музыкальных инструментов, познакомиться с ним, попробовать на нем поиграть. Объяснить, почему выбран именно этот инструмент"

 Все участники группы закрывают глаза. У каждого в руках понравившийся ему музыкальный инструмент. Ведущий говорит: "А сейчас в течение нескольких минут мы с вами будем участниками оркестра. Каждый имеет возможность использовать свой инструмент для создания спонтанной композиции. Вы сами почувствуете, когда ей придет время закончиться". Обсуждение упражнения

 Упражнение № 3. Изотерапия: "Изобразить на листке бумаги, используя любые художественные материалы, чувства, которые возникали в процессе упражнения "Оркестр". Обсуждение упражнения

http://ekhut.ru/art-terapia/plan-prakticheskih-za

Занятие №5. Коррекция тревожности у детей.

 Упражнение «№ 1.«Клеевой дождик».

Цель. Развитие сплоченности группы, снятие напряжения.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

— подняться и сойти со стула,

— проползти под столами,

— обогнуть «широкое озеро»,

— пробраться через «дремучий лес»,

— прятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.

Упражнение № 2 .«Дракон кусает свой хвост».

Цель. Снятие напряженности, невротических состояний, страхов.

Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом вместе со взрослыми и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее.

Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга.

В роли «головы дракона» и его «хвоста» должны побывать все участники, причем дети обязательно должны побывать в роли «головы», а их родители — в роли «хвоста».

 Упражнение № 3 «Кораблик».

Цели. Снятие страхов, повышение уверенности в себе.

      Необходимо небольшое одеяло — это корабль, красивый парусник. Участники — матросы. Один ребенок — капитан. Капитан любит свой корабль и верит в матросов. Задача капитана — быть в центре корабля; в момент сильной качки он должен дать матросам команду: «Бросить якорь!», или «Стоп, машина!», или «Все наверх!», чтобы спасти корабль и матросов. Затем матросы берутся за края одеяла и начинают медленно раскачивать корабль. По команде ведущего: «Буря!» — качка усиливается. Капитану напоминают о его задаче. Как только он громким голосом прокричит команды, корабль спокойно опускается на пол, капитану все жмут руки и хвалят его.

 Упражнение №4.«Зеркало»

Цель. Эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, формирование умения подчиняться требованиям другого, произвольный контроль, преодоление неуверенности.

Участники группы становятся в две шеренги лицом друг к другу, таким образом разбиваясь на пары. Один человек в паре — водящий, другой — «зеркало». Водящий смотрится в «зеркало», а оно отражает все его движения. По сигналу ведущего участники меняются ролями, затем напарниками.

Занятие №6. Рефлексия

Совместное изготовление игрушек или отдельной композиции из различного материала родителями и детьми. Психолог предлагает родителям и детям выполнить совместно  композицию из различного материала  на их усмотрение ( из природного материала, коллаж или рисование). Совместная работа позволяет членам семьи договориться, услышать мнение друг друга и увидеть совместный результат их работы.

 Возможна организация выставки  изготовленных поделок, картин.

Рефлексия.

Все участники садятся по кругу. Инструкция: "Сядьте так, чтобы вам было удобно. Закройте глаза и вспомните все, что вы делали  в группе в обратном порядке, начиная с того момента, как я закончу говорить. Постарайтесь вспомнить как можно подробнее все, что происходило с вами в течение дня, ничего не объясняя и не интерпретируя". Обсуждение упражнения

. http://studentbank.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

В статье говорится о развитии мелко-моторных навыках у детей младшего и старшего дошкольного возраста. Предлагаются рекомендации "Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость"....

Статья на тему:"Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"

«Источник способностей и дарований детей – на кончиках пальцев» (В. А.Сухомлинский)...

Статья на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».

Тема: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности».ФИО автора (полностью): Воронцова Татьяна НиколаевнаДолжность: воспитатель первой квалифика...

Статья на тему: "Развитие театрализованной деятельности детей в младшем дошкольном возрасте."

Рекомендации для воспитателей и родителей детей дошкольного возраста...

Статья на тему: "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать...

Статья на тему «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Статья на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста»....