Главные вкладки

    Статья на тему «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».
    статья

    Сучкова Надежда Вячеславовна

    Статья на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Статья на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

    Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения.

    Если сказать коротко, то творческие способности – это стремление к познанию, умение видеть в привычном что-то нестандартное, находить необычное решение различных задач.  Хорошо развитое воображение, которое проявляется в работе, в поведении человека, позволяет делать открытия и изобретения, создавать шедевры в различных областях искусства. 

    Мозг человека всегда был загадкой. До сих пор ученые не могут изучить его полностью. Известно уже немало. Человеческий мозг имеет два полушария: левое и правое. Первое отвечает за логику и точность, а второе — за творчество и воображение. Доминирование левополушарных функций характерно для большинства людей во взрослой жизни. Между тем у актеров, писателей, художников преобладает правое полушарие.

    Когда ребенок появляется на свет, обе половины его мозга активны одинаково. Первые годы жизни больше работает правое полушарие. Малыш воспринимает мир через образы. По мере взросления, накопления опыта и знаний левое полушарие начинает перекрывать работу правого. Особенно быстро это происходит у тех, кого пытаются рано обучить грамоте и точным наукам. Выход из этой ситуации один — не забывать и о правом полушарии. Его тоже необходимо тренировать и развивать. Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И мы с вами, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуем расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности.

    Развитие творческих способностей тесно связано, с развитием воображения ребенка.

    Многие родители не понимают, зачем нужны методики для развития воображения у малышей. Часто можно услышать: «Мой ребенок ужасный фантазер, когда же это прекратится?» Психологи утверждают, что мечтать в разумных пределах — это полезное занятие. Большинство открытий совершается теми, кто верит в чудо и мечтает.

    Нестандартное мышление и умение выходить из сложных ситуаций позволило многим стать отличными руководителями. Свою креативность (непохожесть) взрослый человек может применить во многих профессиях. И это не только актерское мастерство, дизайн, кулинария и парикмахерское искусство, но и бизнес.

    Тренировать воображение можно везде и всегда. Например, на прогулке. Посмотрели на небо с пушистыми облаками и пофантазировали на, что они похожи (это на слона, а это на дракона, на рыбу, черепаху). В песочнице при постройке башенок из песка. В лесу: на, что похож этот куст, этот камень, это дерево и т.д.

    Еще больше мозг активируется при чтении, просмотре телевизора или прослушивании радио. Но самая высокая активность правого полушария наблюдается во время творческого процесса (например, рисования).

    Богатейшим источником развития творческих способностей ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития воображения детей. Среди них: "перевирание" сказки, придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

    «Неправильная сказка». Например, «Жила-была Зеленая Шапочка. Отправилась она как-то через пустыню к своей тетке отнести кувшин с водой…» Сначала дети будут все время поправлять: «Не Зеленая, а Красная, не через пустыню, а через лес, не к тетке, а к бабушке…». Но в дальнейшем станут выдумывать и добавлять в привычный сюжет посторонних героев.

    «Волшебник». Воспитатель вместе с детьми представляют, что у них есть волшебная палочка. Один день она может что-то уменьшать или увеличивать, другой — перемещать предметы в пространстве, а третий — превращать животных в людей.

    «Если бы…». Предлагают детям нереальное обстоятельство, из которого следует сделать вывод. Например, «Если бы собаки умели говорить, то…».

    «Машина времени». Это устройство способно переносить в любое время и место. Дети могут рассказать, куда бы они хотели отправиться.

    Что дети любят больше всего? Конечно же, играть! У детей чаще всего фантазия включается во время игр. Так пусть этот процесс будет не только забавным, но и полезным. Многие специалисты не без оснований говорят о детских сюжетно-ролевых играх как о своеобразной репетиции вхождения детей во взрослую самостоятельную жизнь. Подражая взрослым в этих играх, дети уточняют свои сведения о мире и моделируют своё поведение в обществе. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Воспитатели должны не просто наблюдать за детской игрой, а управлять её развитием, обогащать ее включать в игру творческие элементы. Мои мальчишки очень любили играть механизаторов, построят из кубиков, стульчиков комбайн и работают: пашут, сеют, убирают урожай, исправляют поломки. Ну чисто мужская игра. Девочки остаются в стороне. Тогда мы с девочками открываем столовую, парикмахерскую, магазин. Выдаем нашим механизаторам зарплату и уже в игре участвует вся группа, у каждого есть своя роль.

    В конструктивно - строительной игре дети создают предметы «нового» назначения. Несколько стульев и скамейка, большие кубики дают возможность изобразить дом, палатку, поезд и т.д., это зависит от опыта ребенка его воображения. Конструировать можно чего угодно: в группе из конструкторов, строительного материала, счетных палочек, бросового материала, природного материала. На улице, тоже хватает материала для конструирования (снег, камешки, палочки, шишки, листья, цветы.

    Мы знаем, что дети необычайно эмоциональны и впечатлительны. Они тонко чувствуют, бурно реагируют на новое и необычное, стремясь выразить свои впечатления в рисунках, поделках. Именно эти навыки могут использовать воспитатели в качестве приемов для развития воображения у детей. Развивать творческие способности можно в процессе рисования. Чтобы изобразительная деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо разнообразить материалы и техники выполнения изображения. Например, космическое пространство можно нарисовать гуашью, акварелью, карандашами, мелками, угольком, а можно изобразить с помощью разнообразных техник: оттиск поролоном, восковые мелки и акварель, отпечатки листьев, рисунки из ладошки, волшебные веревочки, пластилинография и многое другое. Каждый из этих методов – это маленькая игра, их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, способствует развитию координации движения и мелкой моторики. Для этого ребенку предлагается придумать и изобразить своего сказочного героя, новый транспорт или необычное жилище.

    Когда мои дети рисуют я им говорю: «Представьте, что вы волшебники и в руках у вас не кисточка или карандаш, а волшебная палочка. Вы можете нарисовать все, что угодно, а если с первого раза не получилось мы попробуем снова.»

    Лепка — полезное занятие для развития творческих способностей. Из пластилина всегда можно создать дополнительные детали, которых нет на самом деле. Или слепить инопланетный корабль, инопланетянина, фантастическое животное. Мы с детьми любим лепить глиной. Глина прекрасный материал, для развития творчества. Живой, теплый, экологичный, многоразовый, и легко отстирываемый. А после высыхания поделки можно раскрасить, это еще один момент творчества.

    Театр - это игра. Дети с огромным удовольствием играют в него. Они сами распределяют роли, причем подходят к этому очень серьезно. Когда исполнителям понятна идея сказки, они могут по-настоящему войти в образ, самостоятельно находить средства его выражения.

    Их завораживает зрелище кукольного или настоящего театра, они легко сами преображаются в героев книг, спектаклей, фильмов.

    Был такой случай, Артему должны были делать прививку. Моя задача была у говорить его сходить в кабинет медсестры. Но он не поддавался на уговоры. Следующее занятие, по расписанию, «драма», на котором мы перевоплощались в различных сказочных героев. Когда занятие подошло к концу, ко мне подошел Артем и сказал: «Марина Викторовна, я набрался мужества, пойдемте на прививку.»

    Вообще новый предмет – «драма», замечательное занятие, вот где можно развивать творческие способности детей. Если почитать в типовой учебной программе цели этого занятия, то можно встретить все (ритмика, и пластика, и сюжетно-ролевая игра, и танец, и театрализация, и пантомима) короче полет фантазии неограничен. А если еще организовать подготовку костюмов или масок, тут вам и рисование, лепка, аппликация. А чтобы фантазия забурлила послушаем музыку. На занятиях можно применять: «О чем говорит музыка» Звучит яркое классическое музыкальное произведение («Марш Черномора» Глинки, «Полет Валькирий» Вагнера, «Танец с саблями» Хачатуряна, «Картинки с выставки» Мусоргского). Детям с закрытыми глазами представляют, о чем рассказывается в музыкальном произведении. После можно нарисовать свои фантазии и описать их.

    Творческой может стать даже гимнастика для детей. Можно потянуться, как кошечка, попрыгать, как заяц или изобразить косолапую походку медведя. Мы с детьми любили выполнять утреннюю зарядку под «пиратскую музыку» (плывем, лазаем по канатам, собираем сокровища, убегаем от погони). Такую зарядку выполняют даже самые ленивые.

    В танце можно предложить детям пофантазировать и придумать образ «ласковый щенок», «распускающийся подснежник», «летний ливень», «веселая обезьянка»). Под музыку образ необходимо передать посредством танца. Эту игру можно усложнить, попросив передать в танце определенное чувство («огорчение», «радость», «удивление»).

    Заметив, что моим мальчишкам понравилось играть в пиратов, я решила провести Новогодний праздник в подводном царстве. А мальчишек сделала помощниками Морского царя- пиратами. Они с удовольствием разучивали пиратский танец и учили стихи.

    Я люблю привлекать родителей к исполнению ролей в детских утренниках. Дети воспринимают игру родителей с огромным восторгом. Долго после праздников бурно обсуждают, чья мама или чей папа были тем или иным персонажем. И потом даже самые замкнутые дети, более раскованно участвуют в праздниках.

    Чтобы плодотворно развивать творческие способности у детей нужно создать определенные условия

    Первое условие - это предоставление ребенку большей свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом.

    Второе условие - это развивающая среда. Она должна быть разнообразной, насыщенной, неординарной. В нее необходимо включать максимальное количество предметов взрослого обихода. Должна быть возможность свободно брать любые игрушки и действовать с ними по собственному усмотрению. Необходимо предоставлять свободу исследования.

    Еще одно условие – тёплая дружелюбная атмосфера в детском коллективе. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни. Нужно исключить замечания и осуждения.

    Нужно поддерживать все новые идеи ребенка, ни в коем случае не критиковать даже самые неудачные творения ребенка. Находить в них то, что получилось хорошо, в крайнем случае, мягко обращать внимание на недостатки и подсказывать пути их исправления. Ваше одобрение очень важно для детей.

    Помните, чем больше вы даете возможностей ребенку для творчества, тем меньше вероятность его нежелательного поведения. Дети, лишенные возможности творческого выражения, могут устремить свою энергию в совсем нежелательном направлении.

    Для развития творческих способностей дошкольников можно использовать следующие технологии:

    1. «Технология открытых задач», т. е. задач, не имеющих однозначного решения и допускающих несколько вариантов правильных ответов.( дополнение рисунков; сочинение рассказов; составление предложений с использованием 2—3 заданных слов; предложения различными способами; конструирование предмета из данных материалов; называние всевозможных способов употребления предметов; усовершенствование заданного предмета (изменить игрушку так, чтобы с ней было интересно играть) ;нахождение разных вариантов классификаций наборов предметов, фигур, букв; составление из заданных элементов большого количества предметов; придумывание возможных вариантов следствий необыкновенных событий; нахождение общего между заданными предметами или явлениями; использование предметов в другом качестве.

    2. Теория решения изобретательных задач (ТРИЗ), включающая методы и приемы, набор упражнений, заданий на сообразительность, расшатывающих психологическую инерцию, разрушающих стереотипы: —мозговой штурм, активизирующий перебор вариантов для решения проблемы, имеющего следующие особенности: нет критики идей, а только поощрение, анализ (положительного и отрицательного в идее, на основе которого отбираются оригинальные решения;

    3. Кейс-иллюстрация - знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

    На основе данных технологий предлагаю картотеку игр для развития детского творчества.

    1. Чем может быть.

    Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

    Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.

    2. Портрет из пуговиц

    Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц.

    Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

    3. Смешная путаница

    Цель: учить игровому и функциональному замещению предметов.

    Педагог раздает набор из 16 небольших предметов: коробочка, карандаш, наперсток, лоскуток, ластик, шарик, кубик, бочонок из лото, флакончик, кусочек меха, пластилиновая колбаска, веревочка, набор счетных палочек, четыре пуговицы разной величины, спичечный коробок и т. д. Раскладывает все предметы перед собой на подносе, показывает их детям и просит определить, как можно было бы играть с ними, если бы не было игрушек, какие игрушки они могли бы заменить. При этом педагог называет такие предметы, как ножик, постель для куклы, чашка, корзинка и т. п., предлагая каждому ребенку выбрать для них заместителей.

    Затем он дает задание играющим по очереди выполнить называемые им действия, подбирая для этого подходящие предметы из набора: отрезать ножом кусочек колбасы; постирать белье; налить воды из чайника в чашку; пропылесосить ковер; сделать укол пациенту; приготовить постель для куклы; собрать яблоки в корзину; разрубить топором полено и т. п.

    4. Фантастические гипотезы

    Цель: развивать творческое воображение и теоретическое мышление. Что было бы, если. (город умел летать, часы шли наоборот и т. п.?

    5. Необыкновенный полет

    Цель: развивать фантазию.

    Педагог. Представьте себе, что в группе есть ковер-самолет. Он унесет тебя туда, куда ты захочешь. Куда бы ты хотел слетать? Зачем?

    6. Чудо-машина

    Цель: развивать фантазию.

    Педагог предлагает вообразить необыкновенную чудо-машину, которая умеет делать все на свете: шить, печь, петь, делать любые игрушки. Ей надо только сказать: «Хочу, чтобы машина сделала так. ». И она выполнит любую задачу. Дети дают задания машине.

    7. Сказочные истории

    Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).

    Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т. п., придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.

    8. Кондитерские сказки

    Цель: использовать элементы анимизма («одушевления» предметов)

    Педагог. Очень часто в названии сказки или рассказа содержится главная мысль, идея. Эти названия обычно начинаются словами: «О том, как». Попробуйте сами сочинить такую сказку. Пусть ее героями будут не люди и не звери, а кондитерские изделия. А название у сказки будет такое.

    О том, как пирожное захотело стать тортом.

    О том, как мармелад поссорился с шоколадом.

    О том, как конфета потеряла свою обертку.

    9. Конструирование фраз

    Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления.

    Педагог раздает детям картинки и предлагает подобрать пары и соединить их в слова (например, пирог с капустой, сыр лисы и др.) . Дети могут варьировать соединения картинок.

    10. Художник в зоопарке

    Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

    Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.

    Когда-то очень мудрый восточный мудрец сказал: «Ребёнок - это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Вот этой мудростью и руководствуйтесь при воспитании своего маленького творца. У каждого ребенка свои задатки и свой предельный уровень способностей. Для одних детей будет, например, максимальным нарисовать радугу, а для других -целую картину вокруг нее. Помните об этом!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста».

    Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в дошкольном  возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать ок...

    Самообразование на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» в старшей группе

    -Повышение своего теоретического, практического уровня, профессионального мастерства и компетентности.-Систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на развитие творческих...

    Педагогический опыт на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально - театрализованной деятельности».

    На протяжении ряда лет я успешно работаю по теме включения театрализованной деятельности в процесс музыкального образования дошкольников., где каждый ребенок может проявить свои чувства, эмоции, желан...

    План работы по самообразованию 2016-2018 гг. на тему: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»

    Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия. Так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка....

    Статья по теме:"Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сочинения сказки."

    Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста путем сочинения сказки....

    Самообразование по теме «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

    laquo;Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»...