Консультация "Один дома"
консультация

Наталья Станиславовна Куранова

В жизни каждого родителя наступает момент, когда он понимает: ребенка пора приучать к самостоятельности. С чего же лучше начать?

Решив, что настала по­ра отпустить ребенка в   свободное   плава­ние, любой родитель неизбежно столкнет­ся как минимум с двумя про­блемами.

Первая - побороть страх ребенка оставаться дома одному и научить чадо забо­титься о себе, пока мама на работе.

Вторая - обеспечить безопасность ребенка на ули­це

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_odin_doma.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

ОДИН ДОМА

В жизни каждого родителя наступает момент, когда он понимает: ребенка пора приучать к самостоятельности. С чего же лучше начать?

Решив, что настала пора отпустить ребенка в   свободное   плавание, любой родитель неизбежно столкнется как минимум с двумя проблемами. Первая - побороть страх ребенка оставаться дома одному и научить чадо заботиться о себе, пока мама на работе. Вторая - обеспечить безопасность ребенка на улице. Разберемся с каждой из проблем по порядку.

КЛЮЧ ОТ КВАРТИРЫ

Любой маме хочется быть уверенной, что дома ребенок находится в безопасности и что любимое чадо справится и с приготовлением обеда, и с мытьем посуды, и с прочими бытовыми обязанностями. С чего же начать «посвящение» во взрослую жизнь?

ЧУВСТВО ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Неважно, в каком возрасте вы решитесь отдать ребенку «ключ от квартиры, где деньги лежат», - в 5 лет, 7 или 10. Психологи считают, что важен не возраст, а моральная готовность к самостоятельности.

Если же маленький человек отказывается находиться дома один, заставлять его нельзя. Стыдить, мол, «Ира из твоего класса уже два года сама из школы ходит, а ты у меня, как маленькая!» - тоже. Ваша задача - понять, почему ребенок постоянно хочет быть рядом со взрослыми. Причин такой «прилипчивости» несколько: от фобий и повышенной тревожности до элементарного неумения обслуживать себя. С последним справиться просто: купите микроволновку и покажите чаду, как разогревать в ней блюда. Пару кнопок ребенок точно сможет нажать без вашей помощи.                    

Сложнее решить психологические проблемы. Скажем, страх одиночества может быть следствием страха перед… сказками. Такое часто случается с детьми, которых стращали Бабой Ягой, Кощеем и прочей нечистью. Ребенок вырос, в Бабу Ягу не верит, но вот в подкорке страх остался, трансформировавшись в боязнь одиночества…

В таких случаях лучше даже не пытаться убеждать ребенка, что его страхи нелепы - не поможет. «Носители» фобий, как правило, прекрасно осознают, что их проблемы надуманы. Однако, сколько ни уговаривают себя несчастные, что мыши не причинят вреда, при виде грызунов тут же падают в обморок. Сколько ни убеждают в безопасности подземки, все равно испытывают жуткую панику в метро. Поэтому, если вы подозреваете у ребенка фобию, обязательно обратитесь к детскому психологу.

ЖИЗНЬ ПО РАСПИСАНИЮ

Ребенок должен четко понимать всю последовательность действий, которые ему предстоит выполнить. По мнению психологов, это позволит чаду чувствовать себя увереннее. А раз так, составьте вместе с ним расписание. Например, с 14 до 15 часов - прогулка на школьном дворе. С 15 до 16 часов - обед и отдых. С 16 до 18 часов - выполнение уроков. В 18.30 - урок музыки или театралка.

ПАМЯТКА НА КРАЙНИЙ СЛУЧАЙ

Ребенок должен владеть элементарной техникой безопасности. Объясните ему, что нельзя оставлять плиту, утюг и другие электроприборы работающими, а краны - текущими. Нелишне будет втолковать последовательность действий в случае возгорания (пригнуться как можно ниже, закрыть нос и рот влажным полотенцем - и бегом из квартиры!). Ребенку постарше можно дать более конкретные рекомендации. Например, если задымился телевизор, необходимо как можно быстрее выключить его из сети и накрыть одеялом. Самыми большими буквами в вашу памятку безопасности нужно вписать пункт о том, что нельзя открывать дверь незнакомцам. Именно дети чаще всего распахивают дверь мошенникам, представляющимся то работниками службы газа, то сантехниками, то сотрудниками милиции. Кстати, по закону вы имеете право не открывать дверь людям, одетым в милицейскую форму (мошенники нередко устраивают такой «карнавал»). Можно спросить их фамилии через дверь, позвонить в отделение милиции и выяснить, действительно ли у них работают такие сотрудники (у ребёнка всегда под рукой должны быть номера телефонов милиции, МЧС, «Скорой помощи» и пр.).

МОБИЛЬНИК-ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ

Нашим родителям и в голову не приходило сажать нас без нужды под домашний арест. Мы совершенно спокойно гуляли одни и в 5 лет, и в 15. Но не потому, что взрослым было наплевать, где и с кем находится их чадо. Просто лет 30-40 назад в стране объективно была другая ситуация. То ли уровень преступности ниже, то ли соседки бдительнее. И если последние замечали, что Ванька из соседней квартиры рвет цветы на клумбах или пытается курить в подворотне, тут же сообщали, куда следует. А именно - его родителям.

Сейчас все изменилось. Во всяком случае, в мегаполисах (в небольших городах и селах дети по-прежнему находятся под присмотром взрослых). Согласно опросам, проведенным в Москве, 65% жителей не могут назвать соседей своими друзьями, а 13% даже не знают, как выглядят живущие по соседству. Вот и получается, что за пределами своей квартиры ребенок фактически оказывается предоставлен сам себе. Надо ли говорить, что это не просто опасно, а очень опасно - в критической ситуации он не знает, куда обратиться. Прибавьте сюда другие факторы риска: оживленное движение на улице, обкурившихся подростков, бомжей, выныривающих из-за помойки. Как же научить ребенка заботиться о собственной безопасности?

1. Объясните чаду, что, прежде чем входить в подъезд, необходимо посмотреть по сторонам. В подъезде тоже важно сохранять бдительность - немалая часть преступлений    совершается в лифте. Нелишне напомнить азбучную истину: нельзя заходить в лифт с посторонними людьми (если ребенок боится показаться невежливым, пусть сделает вид, что берет газету из ящика).

2. В критический момент важно привлечь внимание окружающих. Пожалуй, лучше не просто кричать: «Помогите!» (к сожалению, мало кто сейчас обращает внимание на подобный возглас), а изо всех сил вопить: «Пожар!» На такой крик выскочат все.

3. Функции телохранителя можно возложить на… мобильный телефон. Скажем, попросите ребенка звонить в тот момент, когда он вышел из школы. Особо тревожные родители могут «вести» чадо по мобильному до двери.

4. Кроме того, сотовые операторы предоставляют услугу, которая так и называется - мобильный телохранитель. В критический момент нужно нажать всего одну кнопку на телефоне, чтобы немедленно прибыла охрана (если у ребенка не будет возможности сообщить адрес, служба вычислит его автоматически). Вызвать «телохранителей» можно и в квартире, и в лифте, и на улице. Услуга платная - подключение около 15 у.е. плюс абонентская плата. Но согласитесь, безопасность ребенка дороже.

5. Чтобы не нервничать по поводу того, как чадо перейдет дорогу, с самого раннего возраста знакомьте его с Правилами дорожного движения. С малышами лучше отрабатывать полезные навыки в игре, например в «милиционера и пешехода». Сделайте в комнате импровизированную дорогу (например, из прыгалок или веревок), расставьте машинки, нарисуйте «зебру», соорудите светофор (скажем, из пирамидки). Пусть ваш малыш сначала побудет пешеходом, а потом станет милиционером. Вы можете специально несколько раз нарушить правила - детям обычно очень нравится делать внушения «непонятливым» родителям.

Кстати, в этом смысле нам полезно перенять западный опыт. В той же Германии, например, можно увидеть на улице 5-7-летних детей, разгуливающих без сопровождения взрослых. И не только разгуливающих - многие из них одни, без родителей, добираются до школы и обратно на общественном транспорте и смело сами переходят оживленные дороги.

ДРУГОЙ ПОДХОД

Некоторые родители предпочитают приучать ребенка к самостоятельности постепенно. По мнению психологов, «порционный» способ хорош прежде всего для нерешительных, инфантильных, тревожных детей. Вот несколько советов, которые можно взять на вооружение.

Ребенок находится дома один, пока мама на час-полтора уходит по делам. Даже маленькие дети, которым нет еще 5 лет, обычно нормально переносят кратковременную разлуку. Требование одно: малышу не должно быть скучно в ваше отсутствие. Включите ему мультфильмы, дайте книжку с интересными картинками - он не заметит, что мамы не было дома. Однако имейте в виду: нежелательно оставлять одних

2-3-летних карапузов, поскольку те любят пробовать на зуб не только приготовленные мамой пироги, но и провода, обои…

Ребенка из школы забирает няня, кормит и остается с ним делать уроки. Многие родители считают такой вариант идеальным, и у них есть для этого основания. Во-первых, родителям не придется переживать по поводу того, как ребенок дойдет домой и сумеет ли самостоятельно  разогреть обед. Во-вторых, чадо будет под присмотром взрослого, который и уроки поможет приготовить, и не позволит просидеть полдня за компьютером. В-третьих, если нанять няню не на целый день, а, скажем, на 3-4 часа, ребенок ненадолго будет оставаться один. Чтобы приобщить его к домашним делам, можно попросить его в это время погулять с собакой или пропылесосить. Такой вариант подходит для учеников младших классов.

Ребенка доводит дамой кто-то из взрослых, а с уроками он справляется сам. Этот способ подойдет родителям, которые опасаются оставлять свое чадо один на один с

соблазнами и опасностями большого города. Однако если 8-10-летнего ребенка еще может забирать из шкалы няня или бабушка, то 12-13-летние дети воспринимают такую тщательную опеку как попрание своих прав. Ведь для подростка крайне важно доказывать собственное право на «взрослость». Причем, по мнению психологов, многие из них демонстрируют крайний максимализм, отрицая любые попытки взрослых им помочь. Не стоит паниковать: этот период пройдет.

А пока ребенку важно испытать себя. Даже если речь идет только о самостоятельном походе из школы…

ЧТО ШВЕДУ БЛАГО, АМЕРИКАНЦУ – СУЩИЙ КОШМАР

В США во многих штатах запрещается оставлять без присмотра детей аж до…

16 лет. Бывают такие случаи, когда в борьбе за право опеки над ребенком один из родителей подлавливает другого на том, что экс-супруг оставил без присмотра… 14-летнего подростка! Подождите смеяться: американцы считают это чуть ли не преступлением. Во всяком случае, суд запросто может подтвердить факт безответственного отношения к родительским обязанностям. И тогда решение об опеке над ребенком принимается в пользу заявителя.

Известная шведская писательница Астрид Линдгрен считала, что ребенок обязательно должен расти самостоятельным - это помогает ему безболезненно войти во взрослую жизнь. Не случайно в ее книгах маленькие герои так много времени проводят без присмотра взрослых, По мнению писательницы, ее книги популярны во многом потому, что в них чувствуется ностальгия об утраченной вольной детской жизни.

А вот англичане, похоже, не очень-то поощряют в своих отпрысках право на самостоятельность. В XVI-XVII веках в Англии даже были изобретены специальные табуретки, подобные современным «ходункам». Только, в отличие от «ходунков», табуретки… лишали ребенка возможности передвигаться. Суровые британские мамочки могли оставить в них малыша часа на два - воспитывали характер. И сейчас британцы строги по отношению к детям. Даже не очень-то разрешают им кататься на велосипеде. Во всяком случае, за городом юные велосипедисты могут перемещаться лишь с разрешения родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей Дома ребёнка «Куклотерапия как эффективный метод развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка»

Куклотерапия позволяет ребёнку с проблемами в развитии из пассивного слушателя постепенно превращаться в активного соучастника игры. Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребё...

Выпускники детского дома: проблемы, поиски решений, результат. (из опыта работы) Калинина Наталья Ильинична – воспитатель высшей квалификационной категории КГБОУ для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей Алтайского детского дома им. В.

работа направлена на развитие взаимосвязи личности ребенка с социальной средой, развитию способности воспитанников к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, формированию познавательной и социаль...

Игры по дороге домой и дома

Образование ребенка (воспитание, обучение и, как следствие, развитие) не ограничивается и не исчерпывается детским садом....

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома"

Консультация для родителей, воспитывающих детей дома "Организация двигательной активности детей дома" посвящена вопросам физического воспитания детей не посещающих детские образовательные учреждения....