Особенности развития детей 3-4 лет.
консультация (младшая группа)

Особенности развития детей 3-4 лет. Цели и задачи взрослых. Памятка родителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_razvitiya_detey_3-4_let.doc29.5 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_roditelya_3-4_goda.doc28 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности развития детей. Возраст 3-4 года.

Особенности возраста

Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я». Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим. Появление смысловой структуры сознания. Развитие происходит через общение. Со взрослым общение к концу года становится внеситуативно — познавательным. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я). Смотрит в другого, но видит себя. Слышит, но не слушает.

Цели и задачи для взрослых

Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.

Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.

Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо.

Формировать умение действовать по правилам.

Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.

Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.

Постараться дать каждому ребёнку возможность реализовать все его намерения. Не делать за ребенка то, что он может сделать сам.

Ведущие потребности: В общении, в доброжелательном внимании. В сотрудничестве. В уважении, признании самостоятельности ребенка. В самовыражении.

Социальное развитие

Любит давать игрушки и брать их у других.

Любит общаться с детьми и взрослыми. Играет и/или общается с другими детьми.

Развиваются навыки совместной игры.

Любит помогать взрослым.

Легко расстается с мамой на целый день.

Вступает в новый контакт через 5 мин.

Домашние обязанности:

Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом).

Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).

Собирает и кладет игрушки в соответствующее место.

Убирает книги и журналы и вещи на нижнюю полку.

Относит салфетки, тарелки и столовые приборы на стол.

Убирает за собой оставшиеся после еды крошки.

Чистит зубы, моет и вытирает руки и лицо, причесывается.

Эмоции

Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта. На настроение начинают влиять взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Изменяется роль эмоций в деятельности ребёнка, формируется эмоциональное предвосхищение.  Ребёнок может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих. К 4 годам ребёнок может узнавать, называть эмоциональные состояния: радость, грусть, гнев. Знает некоторые способы выражения этих эмоциональных состояний (через рисунок, вокализацию, с помощью мимики, жестов и выразительных движений).

Восприятие

Разбирает и складывает шестисоставную матрешку (с 3.5 лет).

Собирает пирамидку с учетом размера колец.

Конструирует из кубиков по подражанию.

Складывает картинку из 4 частей, собирает несложные игры-вкладыши.

Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб.

Самостоятельно называет основные 4 цвета – красный, синий, желтый, зеленый.

Самостоятельно называет плоские фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, многоугольник.

Самостоятельно называет объемные фигуры: шар, куб, кирпичик, призма, цилиндр, конус.

К концу года-узнавание, называние, соотнесение:

Цвета - красный, синий, зеленый, желтый, коричневый, черный, белый

Формы - шар - круг, куб - квадрат, треугольник

Величины - большой - маленький, длинный - короткий, высокий - низкий, широкий - узкий, толстый –- тонкий

Пространства - далеко - близко, высоко – низко

Эмоционального состояния - радость, грусть, гнев

Внимание

Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности на другую.

Выполняет задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут.

Находит 3-4 отличия между предметами.

Удерживает в поле зрения (объем внимания) 3-4 предмета.

Находит два предмета, похожих друг на друга.

Выполняет задания по предложенному образцу.

Устойчивость внимания – 10-12 минут

Концентрация: нахождение в рисунке контура известного предмета при  высокой плотности штриховки, контура неизвестного предмета - при слабой штриховке.

Память

Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация), преобладает узнавание, а не запоминание; Тем не менее, то, что запомнилось, сохраняется надолго. К концу года: зрительная образная: объем - 3-4 картинки, слуховая образная: объем - 3-4 звука, слуховая вербальная: объем -3 - 4 слова, тактильная: объем - 3-4 предмета. Знает наизусть несколько четверостиший. Повторяет небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого. Вспоминает, что он делал утром, днем, вечером. Рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.

Мышление

Называет и отличает  2-3 дерева.

По опорным обобщающим словам находит предметы («Покажи обувь, посуду, мебель»).

Различает  времена года.

Называет существенные детали и части предметов.

Находит  простые связи между предметами и явлениями.

Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.

Различает и правильно называет части дома, автомашины, дерева, а также части тела животных и человека.

Различает некоторые фрукты и овощи.

Личностная сфера

В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности. Можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативное. Развивается самооценка, продолжает развиваться половая идентификация, Кризис 3 лет завершается. Появляется чувство личности «Я есть», способность говорить о себе в 1 лице.

Новообразования возраста

Усвоение первичных нравственных норм.

Самооценка.

Появление элементов партнерского общения.



Предварительный просмотр:

Мелкая моторика ребенка в 3-4 года

Показывает указательный палец вместе со средним.

Делает колечки (каждый палец соприкасается с большим).

Держит карандаш пальцами

Умеет проводить прямые горизонтальные линии, не выходя за края «дорожки».

Умеет рисовать «клубочки».

Рисует «головонога», графические образы ещё бедны

Перерисовывает крестик.

Обводит по контурам, воспроизводит формы.

Копирует квадрат (с 3.5 лет).

Умеет проводить прямые линии в разных направлениях – «лучики у солнышка».

Умеет проводить прямые наклонные линии – «ветки у елочки».

Работает  ножницами.

Старается раскрашивать, не выходя за контуры.

Умеет соединять одинаковые предметы линиями.

Застегивает пуговицы.

Крупная моторика ребенка в 3-4 года

Спускаясь и поднимаясь по лестнице, поочередно переставляет ноги.

Ездит на трехколесном велосипеде.

Может стоять на одной ноге 10 секунд, прыгает на одной ноге.

Прыгает на одной ножке и двух ногах.

Бросает мяч через голову; хватает катящийся мяч.

Сохраняет равновесие при качании на качелях.

Речь

Понимает время, использует прошедшее и настоящее время.  Слушает длинные сказки и рассказы. Выполняет двухсоставную инструкцию («Дай мне красный кубик и голубой шар»).  Может рассказать о событии своими словами. Начинает использовать сложные предложения, строит фразы из 4–5 слов.Использует в своей речи местоимения («Я», «ты» и т. д.). Членораздельно и понятно произносит большую часть слов.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯ

Особенности развития детей. Что должен уметь ребенок в 3-4 года?

Познавательное развитие

Восприятие

Разбирает и складывает пятисоставную матрешку (с 3.5 лет).

Собирает пирамидку с учетом размера колец.

Конструирует из кубиков по подражанию.

Складывает картинку из 4 частей, собирает несложные игры-вкладыши.

Опускает фигурки в прорези путем целенаправленных проб.

Самостоятельно называет основные 4 цвета – красный, синий, желтый, зеленый.

Внимание

Быстро переключается с одной деятельности на другую. Выполняет задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут. Находит 3-4 отличия между предметами. Удерживает в поле зрения (объем внимания) 3-4 предмета.

Находит два предмета, похожих друг на друга. Выполняет задания по предложенному образцу. Устойчивость внимания – 10-12 минут

Память

Знает наизусть несколько четверостиший. Повторяет небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого. Вспоминает, что он делал утром, днем, вечером. Рассказывает по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.

Мышление

Называет и отличает  2-3 дерева.

Различает  времена года. Называет существенные детали и части предметов.

Находит  простые связи между предметами и явлениями. Указывает в книжке по крайней мере на 4 знакомых предмета.

Воображение

Раскрашивание или рисование по представлению (например, нарисуй солнышко, раскрась елочку), лепка по заданию (например, скатай шарик - взрослый не показывает).

С элементами творческого - дорисовывание, выполнение аппликаций, составление узора и/или предмета из мелких деталей без образца (например, придумай, кто живет в стране кружочков), лепка предметов или живых существ со зрительной инструкцией.

Волевая сфера

Принимают и удерживают 2 правила в игровой ситуации. Укрепляется эмоциональная саморегуляция. Начинают усваивать правила взаимоотношений в группе сверстников.

Личностная сфера

В этом возрасте по отношению к окружающим у ребенка формируется собственная позиция. Активность и неутомимость малышей проявляется в постоянной готовности к деятельности. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативное. Развивается самооценка, продолжает развиваться половая идентификация, кризис 3 лет завершается.

Домашние обязанности и быт

Может одеться и раздеться самостоятельно (с переменным успехом). Приучен к туалету (мелкие происшествия вполне допустимы).

Собирает и кладет игрушки на  место. Убирает книги  на нижнюю полку. Относит тарелки и столовые приборы на стол. Чистит зубы, моет и вытирает руки и лицо, причесывается.

Особенности возраста

Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я». Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм. Развитие воображения через развитие функции замещения одного предмета другим. Появление смысловой структуры сознания. Развитие происходит через общение. Со взрослым общение к концу года становится внеситуативно — познавательным. При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как я). Смотрит в другого, но видит себя. Слышит, но не слушает.

Цели и задачи для взрослых

Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.

Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.

Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо-плохо.

Формировать умение действовать по правилам.

Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.

Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения со взрослым.

Постараться дать каждому ребёнку возможность реализовать все его намерения. Не делать за ребенка то, что он может сделать сам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ. СПЕЦИФИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ РЕБЕНКА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СО СВЕРСТНИКАМИ. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ И СПЕЦИАЛИСТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ К СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Восприятие эталонов семейных отношений, повседневного поведения родителей, бытовых отношений начинается уже в дошкольном возрасте. Ребенок стремится к знаниям, подражанию через многочисленные «з...

Особенности развития детей с задержкой психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) – это такое нарушение нормального развития, при котором ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. П...

Конспект родительского собрания в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»

Конспект родительского собрания  в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения на тему «Особенности развития детей с нарушением зрения»...

Родительское собрание «Особенности развития детей 2-3 лет.Адаптация детей».

Цель собрания: установление доверительных отношений между воспитателями и родителями; изучение семьи воспитанников, с целью создания наиболее благоприятных условий для адаптации ребёнка к детскому сад...

Характеристики особенностей развития детей. Возрастные особенности детей (4-5 лет)

Дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей...

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...

Возрастные особенности психофизического развития детей Характеристики особенностей развития детей от 4 до 5 лет

К пяти годам складывается «психологический портрет» личности, в котором важная роль принадлежит компетентности, в особенности интеллектуальной (это возраст «почемучек»), а такж...