Главные вкладки

    Отчет «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование»
    статья (старшая группа)

    Шунина Наталья Михайловна

    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста.

    Но наше здоровье зависит не только от нас…

    По данным ВОЗ, наше здоровье зависит от:

    Образ жизни - 50%

    Медицина - 10%

    Наследственность - 20%

    Экология - 20%

    Мы не можем изменить свой возраст, пол, генетические особенности, но изменить свой образ жизни и улучшить состоянии экологии может каждый, а ведь от нашего образа жизни и экологии наше здоровье зависит на 70%.

    Сегодня в дошкольных учреждениях здоровьесберегающие технологии и экологическое воспитание дошкольников имеют первостепенную значимость.

    В этом году мы работали над созданием проектов на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое воспитание».

    Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.

    Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды и именно от нашего обращения с природой зависит наше здоровье.

    В рамках данной темы, воспитателями группы старшего возраста комбинированной направленности «Солнечныен лучики» был подготовлен и реализован краткосрочный проект по экологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста: «Загрязнение окружающей среды – вред здоровью человека».

    Главной целью проекта является формирование представлений о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье человека.

     

     

    Задачи:

    1.  Рассмотреть типы загрязнений окружающей среды и их влияние на здоровье человека.

    2.  Развивать интеллектуальные умения (определение причинно – следственных связей, умение оценивать глобальные процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы). Формировать интерес к проблемам сохранения природы, развивать умение работать в группах.

    3.  Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и своё здоровье.  

    При работе над проектом использовались следующие формы, методы, приемы и принципы.

    Формы работы с детьми:

    - групповая (фронтальная);

    - подгрупповая (небольшими группами по интересам);

    - индивидуальная.

    Методы и приемы:

    - наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);

    - словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);

    - игровой;

    - практический (трудовая деятельность, художественное творчество, эксперементирование).

    Принципы работы:

    1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
    2. Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
    3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
    4. Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
    5. Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.

    Реализация данного проекта проводилась в соответствии с ФГОС ДО и по пяти образовательным областям.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otchet_ekologicheskoe_i_zosh_vospitanie.docx24.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №28 комбинированного вида»

    Отчет

    «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое образование»

    Воспитатели: Е.М. Микрюкова,

    Н.М. Шунина

    д. Лампово

    2020-2021 учебный год


    В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами и воспитателями, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни начинается уже с раннего возраста.

    Но наше здоровье зависит не только от нас…

    По данным ВОЗ, наше здоровье зависит от:

    Образ жизни - 50%

    Медицина - 10%

    Наследственность - 20%

    Экология - 20%

    Мы не можем изменить свой возраст, пол, генетические особенности, но изменить свой образ жизни и улучшить состоянии экологии может каждый, а ведь от нашего образа жизни и экологии наше здоровье зависит на 70%.

    Сегодня в дошкольных учреждениях здоровьесберегающие технологии и экологическое воспитание дошкольников имеют первостепенную значимость.

    В этом году мы работали над созданием проектов на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через экологическое воспитание».

    Интерес к экологической проблематике не случаен. Он обусловлен тревожащим человечество экологическим кризисом и его последствиями, а также поиском новых путей выхода из него. Загрязнение окружающей нас среды – масштабная проблема современности. На данный момент о ней известно многое – написано большое количество научных работ и книг, проведены многочисленные исследования. Но в решении проблемы человечество продвинулось совсем незначительно. Загрязнение природы по-прежнему остаётся важным и актуальным вопросом, откладывание которого в долгий ящик может обернуться трагично.

    Именно с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологической чистоте окружающей среды и именно от нашего обращения с природой зависит наше здоровье.

    В рамках данной темы, воспитателями группы старшего возраста комбинированной направленности «Солнечныен лучики» был подготовлен и реализован краткосрочный проект по экологическому воспитанию и формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста: «Загрязнение окружающей среды – вред здоровью человека».

    Главной целью проекта является формирование представлений о различных видах загрязнений окружающей среды и их влиянии на здоровье человека.

    Задачи:

    1.  Рассмотреть типы загрязнений окружающей среды и их влияние на здоровье человека.

    2.  Развивать интеллектуальные умения (определение причинно – следственных связей, умение оценивать глобальные процессы и явления, обобщать, сравнивать, делать выводы). Формировать интерес к проблемам сохранения природы, развивать умение работать в группах.

    3.  Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды и своё здоровье.  

    При работе над проектом использовались следующие формы, методы, приемы и принципы.

    Формы работы с детьми:

    - групповая (фронтальная);

    - подгрупповая (небольшими группами по интересам);

    - индивидуальная.

    Методы и приемы:

    - наглядный (просмотр иллюстраций, фото, презентаций и обучающих познавательных фильмов, виртуальные экскурсии на мусороперерабатывающие заводы);

    - словесный (беседа, рассказ, чтение художественной литературы);

    - игровой;

    - практический (трудовая деятельность, художественное творчество, эксперементирование).

    Принципы работы:

    1. Принцип взаимосвязи всех направлений работы с дошкольниками (интеграция).
    2. Принцип системности. Занятия проводятся систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности.
    3. Принцип личностно-ориентированного подхода.
    4. Принцип наглядности. Весь подаваемый материал сопровождается показом иллюстраций, просмотром презентаций и видеофильмов.
    5. Принцип доступности. Познавательный материал подается в понятном для дошкольников формате, все игровые материалы на изучаемую тему находятся в непосредственной доступности, на уровне глаз детей.

    Реализация данного проекта проводилась в соответствии с ФГОС ДО и по пяти образовательным областям.

    В своей работе мы использовали:

    1. Беседы, проблемные ситуации, ситуативный разговор, дискуссии, обсуждение, виртуальные экскурсии, наблюдение и тд.
    2. Игры:

    Игра на развитие творческого воображения  «Хорошо - плохо, когда есть мусор»

    Д/и «Что лишнее?»

    С/р игра «Экомаркет» (организация и обыгрывание)

    Игра «Угадай, о чем  речь?»

    С/р игра «Суд над  Боссом Мусора»

    Игра «Очумелые ручки» (мусорная корзина с набором различных предметов бытового мусора, из которых нужно изготовить полезные вещи)

    Игра «Золотые россыпи помоек»

    Д/и «Что из чего сделано?» (фантик, коробка, носок и др.) с мячом

    С/р игра «Эксперты»

    Игра  «Заполни таблицу» (рассортировать картинки - мусор)

    1. Подвижные игры:
    • «Кто быстрее соберет …»
    • «Попади пробкой в цель»
    • «Добеги и положи»
    • «Передай по цепочке»
    • «Кто быстрее довезет до завода мусор»
    • «Сортируем мусор правильно»

    1. Словесные игры:
    • «Разноцветные плоды» (Цель: показать детям разнообразность и разноцветность всего живого);
    • «Где растет?» (Цель: учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность);
    • «Угадай растение»;
    • «Игра в слова»;
    • «Что было бы, если из леса исчезли…»
    • «Кто дружит с деревом?» (Цель: закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга);
    • «Экологи» (Цель: закреплять знания детей о природе).

    1. Чтение художественной литературы:
    • Экологические сказки о растениях

         - Почему у земли платье зеленое А. Лопатина

         - Кто землю украшает А. Лопатина

         - Могучая травинка М. Скребцова

         - История одной Елочки (Экологическая сказка)

         - Сказка о маленьком кедре (Экологическая сказка)

    • Экологические сказки о воде

         - История одной Капли (грустная сказка о воде)

         - Как Тучка была в пустыне (сказка о месте, где нет воды)

         - Сила Дождя и Дружбы (сказка о живительной силе воды)

         - История Маленького Лягушонка (добрая сказка о круговороте воды в природе)

         - Все живое нуждается в воде (Экологическая сказка)

         - Сказка о воде, самом чудесном чуде на Земле (Экологическая сказка)

    • Экологические сказки о мусоре

         - Зайчик и Медвежонок (Экологическая сказка)

         - Маша и Медведь (Экологическая сказка)

         - Нет места мусору (Экологическая сказка)

         - Сказка про хламище-окаянище (Экологическая сказка)

    • Экологические сказки о грибах

         - Благородный гриб М. Малышев

         - Храбрый опенок Э. Шим

         - Война грибов     - Знакомство с грибами А. Лопатина

         - Грибная аптека А. Лопатина

    • Произведения о чистоте

    -Барто А. Девочка чумазая

    -Мошковская Э. Нос, умойся

    -Чуковский К. Мойдодыр

    • О физкультуре и спорте 

    -Барто А. Зарядка. 

    -Барто А. Мячик, Купание, Верёвочка

    -Берестов В. Как я плавать научился

    -Галиев Ш. Заяц на физзарядке. 

    -Заходер Б. Гимнастика для головастика

    • О личной гигиене

    -Аким Я. Мыло

    -Благинина Е. Банька

    -Коростылёв В. Королева Зубная щётка.М., 2000. 

    -Маяковский В. Что такое хорошо и что такое плохо?

    • О здоровье и болезнях 
      Барто А. Володя болен

    Коростелёв Н. 50 уроков здоровья

    Михалков С. Грипп // Весёлый день

    Мошковская Э. Мы заболели, Даже болеть надо уметь, Засыпает больница

    • А также чтение стихов, рассказов, пословиц, поговорок, отгадывание загадок.

    1. Просмотр мультипликационных фильмов и познавательных видеофильмов
    • Мультипликационные фильмы:

    - «Сказка старого дуба» (1949) (Проблема: нарушение природного равновесия)

    - «Сказка о белой льдинке» (1974) (Проблема: загрязнение среды обитания животных)

    - «На лесной тропе» (1975) (Проблема: поведение в дикой природе0

    - КОАПП — серия «SOS КОАППу!» (1989)  (Проблема: океанический мусор)

    - Грузовичок Пик. Мусор в лесу (2018 г)

    - Мишки мимимишки. Мусорный монстр (2018 г)

    - Фиксики. Батарейки (2016 г)

    - Фиксики. Бумага (2014 г)

    - Фиксики. Экотестер (2016 г)

    - Фиксики. Пластик (2016 г)

    - Спроси у Альберта. Мусор и отходы как бумеранг (2010 г)

    - Свинка Пеппа. Переработка мусора (2016 г)

    - Твой друг Бобби. Переработка мусора (2017 г)

    - Смешарики. Маленькое большое море (2016 г)

    - Мальчик и Земля (2014 г)

    - Бернард и сортировка мусора (2016 г)

    • Обучающие видеоролики

    - «Как мусор уничтожил планету»

    - «Окружающая среда и человек»

    - «Что ты оставишь после себя»

    - «Природа и здоровье человека»

    7. Опытно-экспериментальная деятельность. В рамках проекта были проведены опыты с водой, и нефтью. Воспитатели на наглядном примере показали детям, как зависит здоровье планеты и здоровье людей и животных от чистой воды. Провели эксперименты с нефтью и перьями птиц. Дети узнали, что нефть пагубно влияет на загрязнение водоемов и их обитателей. А ТАКЖЕ ВЕДЕТ К ВЫМИРАНИЮ ПТИЦ.

    8. Мероприятия.

    В рамках проекта были проведены с воспитанниками следующие мероприятия.

    1. Выставка рисунков и плакатов «Загрязнение окружающей среды», в выставке приняли участие 15 воспиттаников. Все участники награждены грамотами за участие.
    2. Конкурс поделок из бросового материала «Нет! Загрязнению окружающей среды. Да! Творчеству». Приняли участие 15 детей. Членами жюри были выявлены победители:

    1 место – Барсов Кирилл «Мойдодыр»

    2 место – Мазюкин Станислав «Корабль мечты»

    2 место – Николаева Николь «Белые лилии»

    2 место – Зухуров Юсуф и Курбанов Екуб «Две стороны. Чистая и грязная окружающая среда»

    3 место – Венедиктов Степан «Чудо черепашка»

    Все участники награждены грамотами за участие, победители награждены памятными дипломами.

    1. Экологическая викторина "Здравствуй, лес, здравствуй, матушка природа".
    2. Экологический спортивный праздник.

    9. Летбуки.

    Воспитателями были созданы 4 игровых летбука, которые содержат полезную информацию, наглядный демонстрационный материал по данной теме, игры:

    - «Береги природу»

    - «Мусор»

    - «ЗОЖ»

    - «Вода»

    10. Работа с родителями.

    В течении всего времени, мы воспитатели, ведем активную работу. Были проведены следующие формы работы с родителями:

    1. Анкетирование родителей по теме «Экологическое образование детей».

    В анкетировании приняли участи 19 родителей. По итогам опроса, мы видим, что все родители знают, что такое экология и уделяют большое внимание экологическому воспитанию своих детей. Родители формируют у детей ответственное отношение к природе, на личном примере показывают бережное отношение к окружающей среде, много времени проводят с детьми на свежем воздухе, заботятся о птицах, домашних растениях и животных, некоторые родители занимаются с детьми посадкой деревьев и благоустройством участков возле дома.

    2. Консультации и папки передвижки: «Экологическое воспитание дошкольников», «В руках человека богатство всей земли», «Если мусор разделять, может он полезным стать», «Мы и экология»

    3. Буклет «Экологическое воспитание детей в нашей группе».

    4. Беседы: «Роль семьи в формировании здорового образа жизни», «Твой дом – твое здоровье», «Воспитание у детей любви к природе!»

    Таким образом хочется подвести итог.

    В нашей группе мы создали благоприятную обстановку для детей в целях проявления двигательной, игровой, трудовой и интеллектуальной активности и удовлетворение интереса к разнообразным видам деятельности экологической направленности, и здоровьесберегающим технологиям.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровье и здоровый образ жизни детей дошкольного возраста

    Основной задачей дошкольного учреждения является задача сохранения, укрепления и формирования здоровья. Воспитать здорового ребёнка - это значит, с самого раннего детства научить его вести здоровый об...

    «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через взаимодействие ДОУ и семьи»

    Материал расчитан для работы с педагогами на практико-ориентированном семинаре в ДОУ. Педагоги на практике определяли к...

    Обеспечение здоровья и здорового образа жизни детям дошкольного возраста в МАДОУ «Золушка»

        Одними из приоритетных направлений работы ДОО  является здоровьесбережение и физическое развитие дошкольников. Строится эта работа на основе Основной общеобразовательной...

    Применение здоровьесберегающих технологий в режиме дня дошкольного учреждения с целью формирования ценностного отношения к здоровому образу жизни детей дошкольного возраста

    Участие в заочной научно – практической конференции ГАОУДПО Свердловской области «ИРО» «Нравственное и духовное воспитание современного человека: содержание и технологии»...

    Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через спортивные семейные праздники, досуги, развлечения

    Формирование здорового образа жизнидетей  дошкольного возрастачерез  спортивные семейные праздники, досуги, развлечения...