"Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Козлова Виктория Леонидовна

Развитие речи - важная задача воспитания. Музыка плодотворно влияет на психику ребенка, помогает ему раскрыться и почувствовать уверенность в своих силах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzvospitanie_detey_s_narusheniyami_rechi.doc34.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи.


Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приёмов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

Основные особенности детей с речевыми нарушениями:

1. Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.).
2. Отмечается нарушение психических процессов и свойств, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировке в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможения, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
3. Наблюдается недостаточное развитие личности ребенка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).


Задачи музыкального воспитания:

1. Воспитывать любовь и интерес к музыке. Эта задача решается путем развития музыкального восприятия и музыкального слуха.
2. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.
3. Развивать навыки во всех видах муз. деятельности: в пении, слушании, муз.-ритмич. движениях, игре на муз. инструментах.
4. Развивать общую музыкальность путем развития основных и неосновных муз. способностей.
5. Содействовать воспитанию и формированию муз. вкуса на основе первоначальных впечатлений от музыки.
6. оказывать влияние на всестороннее развитие ребенка, используя все виды муз. деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игра на музыкальных инструментах ) и все формы организации муз. деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).
7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.


Это довольно сложная задача для детей с речевыми нарушениями, но очень важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.


Музыкальное воспитание в логопедических группах носит «симптоматический» характер, т.е. проводится с учётом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями, и направлено помимо решения музыкальных задач на решение задач коррекционных, которым относятся следующие.
1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.
2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивают тренировку органов слуха. Большое внимание следует уделить развитию слухового внимания и памяти. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.
3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений; развитие дыхания; воспитание правильной осанки и походки; формирование двигательных навыков и умений; развитие ловкости, силы, выносливости.
Специалисты отмечают, что коррекция движений сказывается на речи (Р.Б. Стеркина, К.В. Тарасова, Т.Г. Визель). «Принимая во внимание, что при нарушении речи часто наблюдаются отклонения в двигательной сфере ребенка. Наша задача состоит в том, чтобы путем особых муз.-ритмич. упражнений, приемов исправить моторику и речь, обеспечить полноценное развитие ребёнка» (Гринер В. Логопедическая ритмика для дошкольников. – М.: Учпедгиз, 1958).
4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слов.


Условия для успешной работы с детьми.

1. Знание психофизических и речевых особенностей детей, учет этих особенностей, состава группы и ее речевого профиля при планировании работы.
2. Знание «Программы воспитания и обучения в д/с» как основного документа, в котором в частности, изложен объем навыков по всем видам муз. деятельности для каждой возрастной группы.
3. Совершенствование взаимосвязи муз. руководителя с воспитателями и специалистами, работающими в спец. Дошкольном учреждении: учителями-дефектологами, психологами, воспитателем по физической культуре, медицинскими работниками, специальными педагогами.
Такая взаимосвязь необходима в начале и конце года при диагностировании детей всеми специалистами с обсуждением особенностей каждого ребенка, основных направлений работы с ним и выбора используемых методических приемов, а также при обсуждении результатов работы, итогов в конце учебного года, оценки эффективности используемого материала и методических приемов.
Весьма полезно обговаривать с логопедами и воспитателем речевой материал (стихотворения, тексты песен), предлагаемый детям для разучивания, учитывать их замечания и пожелания.
Вместе с воспитателем, а иногда через него (показ, индивидуальную помощь детям на занятиях и в повседневной жизни) нужно работать над формированием навыков во всех видах музыкальной деятельности. Воспитатель – первый помощник музыкального руководителя при проведении занятий, развлечений и праздников, а самое главное – при решении коррекционных задач и задач музыкального воспитания.
4. Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния. Часто дети с речевой патологией (заикающиеся, с ЗПР, ОНР) физически ослаблены.
5. Требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми (педагогами, родителями), творческий подход при выборе материала, методических приемов, внимание к своему поведению, своей речи (речь логопеда должна быть неторопливой, выразительной и эмоциональной, простой и доступной). Необходимо также помнить о дозировке речи взрослых: им не следует говорить много, они должны активизировать речь детей.
6. Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований.


Главный принцип - внимание к каждому ребенку, учет его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи...

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи

Консультация для педагогов в ДОУ...

Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи

Материалы для  работы в группах компенсирующей направленности и с детьми ОВЗ....

Статья "Музыкальное воспитание детей с нарушением речи"

quot;Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи"...

Статья "Музыкальное воспитание детей с нарушением речи"

Предназначена для воспитателей и музыкальных руководителей логопедических групп...

Консультация для педагогов "Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи"

Консультация для педагогов "Музыкальное воспитание детей с нарушениями речи"...