Что такое фонематический слух и как его развивать?
консультация

Поплавская Надежда Александровна

Что такое фонематический слух и как его развивать?

   Многим родителям наверняка приходилось слышать от логопеда, что у их ребенка недостаточно сформирован фонематический слух. С другой стороны, внимательные родители и сами могут заметить, что речь малыша развивается с отставанием. Даже при условии логопедической работы с ребенком не всегда быстро удается добиться положительных результатов. Звуки ставятся, но самостоятельно ребенок их не употребляет, смешивает в речи, не слышит разницы между правильным и неправильным произношением. Так что же такое фонематический слух и для чего его нужно формировать?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_takoe_fonematicheskiy_sluh_i_kak_ego_razvivat.docx18.05 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое фонематический слух и как его развивать?

   Многим родителям наверняка приходилось слышать от логопеда, что у их ребенка недостаточно сформирован фонематический слух. С другой стороны, внимательные родители и сами могут заметить, что речь малыша развивается с отставанием. Даже при условии логопедической работы с ребенком не всегда быстро удается добиться положительных результатов. Звуки ставятся, но самостоятельно ребенок их не употребляет, смешивает в речи, не слышит разницы между правильным и неправильным произношением. Так что же такое фонематический слух и для чего его нужно формировать?

 Фонематический слух является частью физиологического слуха. Он позволяет ребенку опознавать и различать фонемы родного языка. Фонематический слух – это тот инструмент, с помощью которого ребенок может сам участвовать в коррекционной работе по устранению нарушений речевого развития.

 Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения. Особые трудности возникают у этих детей на этапе обучения грамоте, а именно чтению и письму, что приводит к таким речевым нарушениям, как дислексия и дисграфия.

   Всю систему логопедической работы по развитию у детей фонематического слуха можно условно разделить на шесть этапов:

1 - узнавание неречевых звуков;

2 - различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3 - различение слов, близких по звуковому составу.

4 - дифференциация слогов.        

5 - дифференциация фонем(звуков).

6 - развитие навыков элементарного звукового анализа.

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений взрослый развивает способность ребенка узнавать и различать неречевые звуки. Эти упражнения способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти. Предложите ребенку послушать звуки за окном: Что шумит? (дождь). Что гудит? (самолет). Кто разговаривает? (дети).

На втором этапе взрослый учит ребенка различать высоту, силу, тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Игры второго этапа: «Далеко или близко (лает собака, пищит цыпленок)», «Угадай, чей голос?» и т. д.

Третий этап полностью построен на играх, которые способны научить ребёнка различать слова, близкие по слуховому составу.

Упражнение 1. «Исправь ошибку!»

Хвост с узорами, сапоги со шТорами.

За окошком зимний сад, там листочки в Бочках спят.

Божья короБка, полети на небо, принеси мне хлеба.

Упражнение 2.

Взрослый предлагает ребенку определить, одинаковые ли имена или разные он слышит. Слова произносите парами четко и небыстро.

Люба – Люда, Толя – Толя, Коля – Толя,

Саша – Саша, Миша – Маша, Соня – Саня,

 Дина – Инна, Дима – Дина, Дима – Дима,

 Витя - Витя, Митя – Витя.

Позже добавляем значки согласных звуков – на синем фоне звонкий и глухой звуки. А позже даем понятия твердости и мягкости согласных. Добавляем значки на зеленом фоне (обозначение мягких согласных).

На четвертом этапе обучения ребенок уже готов к тому, чтобы учиться различать слоги. Самые легкие для произнесения ребенком звуки: м, ф, в, п, б, н, поэтому и начинать различать слоги лучше с простых слоговых конструкций, включающих именно эти звуки.

 Например, взрослый произносит ряд слогов, меняя последний, а ребенок называет, что лишнее (МА, МА, МА, НА). Затем усложняем игру, вводим ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (БА, БА, БО, БА; ГА, КА, КА, КА).

 Еще позже слоговой ряд усложняется по твердости-мягкости: ЛА-ЛА-ЛЯ-ЛА, ДА-ДА-ДЯ-ДА).

На пятом этапе логопед учит ребенка различать фонемы родного языка. Начинаем обязательно с дифференциации гласных звуков!  Хорошо «работают» красные карточки с изображением артикуляции гласных звуков: А- круг, О- овал, У- маленький круг, Ы- квадрат, И- прямоугольник, Э- полукруг (дугой вниз). Ребенку предлагаются упражнения типа: поднять карточку с услышанным звуком, придумать слова на заданный звук, назвать первый звук в слове, определить, есть ли заданный звук в слове и т. д.

Затем взрослый «пропевает» цепочку из 3-5 гласных звуков, а ребенок выкладывает значки этих звуков.

После усвоения гласных звуков, начинаем работу по согласным звукам. Необходимо объяснить ребенку, как получаются согласные звуки, по какому признаку мы делим их на звонкие и глухие, дать почувствовать работу голоса (для этого прикладываем ладонь к гортани).

Упражнения для пятого этапа.

Упражнение 1. Назови первый звук в слове. (выбирайте сначала слова, которые начинаются на ударные гласные звуки. т. к. их легче услышать в начале слова. Не берите слова, начинающиеся на буквы Я, Ё, Е, Ю! Они все начинаются на звук i. Затем – на согласные звонкие, потом - на согласные глухие. Самые сложные слова – где «встречаются» два согласных). Примерный подбор слов: Аня, Оля, утка, ириска. Лапа, жуки, ватка. Сумка, шуба, фото, хор. Звук, ждал, друг. Спать, шкаф, хлеб.

Упражнение 2. Собери слово из звуков (выбирайте слова, где все звуки находятся в сильной позиции, т.е. без орфограмм) С, о, к. Д, о, м. С, ы, н. Р, у, к, а. М, о, д, а. Ш, у, м. Р, о, м, а. Л, у, ж, а.

Главная задача шестого этапа -   формирование у ребёнка навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что учим ребенка определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трех сложные слова.

В конце шестого этапа ребенок может сам (или с небольшой помощью взрослого) провести звуковой анализ и синтез простых слов, выложить схему слова, используя условные значки гласных-согласных, звонких, глухих, твердых-мягких).

Ребенок может дать такую характеристику звуку: Звук {т} - согласный, потому что у нас соединяются зубы и язык, он глухой, потому что у нас не работает голос. В слове «Тома» он твердый.

При работе по развитию фонематического слуха необходимо использовать принцип постепенности. Для того, чтобы дети лучше усвоили материал, работу по развитию и совершенствованию фонематического слуха надо проводить как на занятиях (логопедических и по развитию речи с воспитателем), так и в повседневной жизни (на прогулках, в часы игр, во время наблюдений и дома с родителями). Очень важен индивидуальный подход к каждому ребенку. Почувствуйте на сколько легко ребенок справляется с заданием. Переходите на следующий уровень сложности только после того, как он справился с более легким материалом. Старайтесь понять, знает ли ребенок значение выбранного вами слова. Объясните, если слово ему незнакомо. Не берите слишком много незнакомых слов! Пусть ваши занятия будут в форме увлекательной игры, динамичны и позитивны!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что такое фонематический слух?

Что   такое  фонематический  слух? Это  способность  человека  различать  в потоке  речи  различные фонемы  (звуки), из которых...

Консультирование для родителей "Что такое фонематический слух?"

Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Если у ребенка плохо развит фо...

Консультация для родителей. "Что такое фонематический слух и как его формировать"

В статье раскрывается понятие "фонематический слух" и говорится о его роли в процессе обучения грамоте. Описываются этапы работы по развитию фонематического слуха и приводятся примеры упражнений каждо...

Что такое фонематический слух и как его развивать

В данном материале раскрываются следующие вопросы:-Что такое фонематический слух-Как влияет недоразвитие фонематического слуха на подготовку детей к обучению грамоте -Какие игры можно использоват...

Семинар-практикум для педагогов: "Что такое фонематическй слух и фонематическое восприятие" Картотека игр.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь – основное средство общения. Так же важно различать, анализировать и дифференциров...

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие

В статье дается определение фонематического слуха и фонематического восприятия, рассматриваются этапы формирования фонематического слуха, влияние уровня его  развития на формирование других умени...

ЧТО ТАКОЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ И ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ?

Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышим...