Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению
консультация

Егорова Марина Юрьевна

Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги-лингвисты Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, Д. К. Ушинский. Всё последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Важнейшие источники развития выразительной детской речи – произведения художественной литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_roditeley_v_priobshchenii_rebyonka_k_chteniyu.docx16.43 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению

Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги-лингвисты Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, Д. К. Ушинский. Всё последующее ознакомление с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве. Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Важнейшие источники развития выразительной детской речи – произведения художественной литературы.

Если у родителей есть большое желание, начинать читать ребенку можно с самого рождения. Новорожденный не может понять смысла прочитанного, но прекрасно различает интонации, ритм и к тому же воспринимает эмоциональное состояние взрослого во время чтения. Так что если мама читает с удовольствием, то у ребенка уже на эмоциональном уровне начинает формироваться положительное отношение к занятию чтением.

Простейшие книжки можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простенькие тексты о жизни ребенка. Это развивает творческие способности, позволяет малышу осознать, что все, о чем говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей — постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе.

Даже когда ребенок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребенка живые представления о написанном, и к тому же, должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. А главное — такое чтение очень сплачивает.

Игры с книжками

  1. «Прятки с книжкой»

Покажите ребенку новую книжку и попросите его закрыть глаза. Спрячьте книжку где-нибудь в комнате. Он с удовольствием отправится на ее поиски, а когда найдет — наградой ему будет прочтение этой книги,

  1. «Угадай, о чем книга»

Дайте ребенку рассмотреть иллюстрации в книге, которую он еще не знает, и предложите угадать, о чем это произведение.

  1. «Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребенку стать художником и нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.

  1. «Закончи сказку»

Вы рассказываете ребенку начало и середину знакомой ему сказки, на-пример: про Колобка. Ребенку нужно самому придумать другое окончание сказки (например, лиса поругала Колобка за то, что он убежал от бабушки и дедушки, и отвела домой)

  1. «Прыг — и в другой сказке!»

Предложите ребенку сочинить новую сказку о всем известном Колобке. Что еще могло с ним случиться? (Может, он чуть не утонул в реке, а лиса его спасла)

Рекомендации родителям для выбора подходящей литературы для чтения

  1. Прислушивайтесь к ребенку

В раннем возрасте малыш любит яркие и простые песенки, потешки, сказки. Не следует идти наперекор возрастным особенностям и приступать к прочтению прозы. Позвольте ребенку самому выбирать интересующие его произведения, и, вскоре, он сам попросит почитать ему различные рассказы о приключениях и т.д.

  1. Обратите внимание на иллюстрации

Для ребенка дошкольного возраста важна визуальная сторона образа, из этого следует, что стоит обратить внимание на достаточность и яркость иллюстраций в книге.

  1. Так же немаловажен размер книги.

Для раннего возраста лучше подбирать книги, содержащие одно произведение. Так называемые «книжки-малышки» приковывают взгляды ребенка, и создают чувство завершенности после прочтения.

  1. Книга – событие в жизни маленького человечка

Если вы будете учитывать происходящие события в жизни ребенка и читать подходящую под данное событие литературу, то это вызовет большой интерес у ребенка. Например, если вы идете в зоопарк, прихватите с собой книжку В. Бианки. А перед походом на представление «Щелкунчик» не забудьте ознакомиться с кратким содержанием этой сказки. Так же не следует читать ребенку про снеговика, если на деревьях начинают распускаться листья. Детям важно проводить сравнения между событиями из своей жизни с событиями из книги.

Мамы, папы, бабушки и дедушки! Помните, что лучшим советчиком в воспитании детей является книга. Власть ее огромна. Книга — это знания, хорошие мысли, помощь в труде и учебе, отдых. Мало иметь хорошую книгу, надо научить детей пользоваться ею. Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное чтение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»

«Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»                 Художественная литература сопровождает ребенка с пер...

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении детей к чтению»

Повысить интерес родителей и детей к художественному чтению....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»

Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"...

Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению". Старшая группа

Художественная  литература сопровождает ребенка с первых лет его жизни. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус....

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ РЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ.

В статье освещена важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи.В статье рекомендованы игры с книжками, которые помогут ребенку полюбить книги, вызовут интерес к чтени...

Консультация «Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению»

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, даёт прекрасные...

"РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ РЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ"

quot;РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИРЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ"...