Консультация для педагогов «Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению»
материал

Лагунова Юлия Юрьевна

Художественная  литература   сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx15.66 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  для  педагогов

«Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению»

Художественная  литература   сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у ребёнка вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи  указывали педагоги- лингвисты К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец.

Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Произведения художественной литературы являются важнейшими  источниками развития выразительности детской речи.

 Основной задачей является привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге.

В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие воспитательные задачи:

1.Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников- читателей, позитивными и негативными стереотипами;

2.Расширить их представления о детской литературе;

3. Научить руководить воспитанием детей, как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.

Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых  ДОУ  мероприятиях. Прежде всего на собрании воспитатель знакомит родителей  с читательскими интересами  группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещает имеющие проблемы.

Затем можно прочитать лекцию «Возрастные особенности дошкольника- читателя», в ходе  которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя. Рассказать о вреде раннего приучения ребёнка  к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребёнка с родителями.

Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», « В мире героев Н. Носова» и другие.

В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей. Значительную часть работы необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников, просмотром телепередач.

На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка и другие члены семьи высказывают своё мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребёнка.

По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя  в группе. Чтобы мотивировать родителей к семейному чтению, можно организовать в группе  «Вечер семейного чтения», на котором воспитатель, дети, родители будут читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого-то принято семейное чтение, будет полезно организовать обмен опытом. Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения. Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому  могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах: «Книги не говорят, да правду сказывают», «С книгой поведёшься – ума наберёшься», «Хорошая книга – лучший друг». Художественная  литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт ему прекрасные образца русского литературного  языка.

Игры с книжками:

- «Угадай, о чём книга»

Дайте рассмотреть иллюстрацию в книге, которую ребёнок ещё не знает, и предложите угадать, о чём это произведение.

- «Маленькие художники»

После прочтения книги предложите ребёнку нарисовать наиболее  запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.

- «Закончи сказку»

Рассказываете ребёнку начало и середину знакомой  ему сказки, а ребёнку нужно самому придумать другое окончание сказки.

Памятка для родителей:

- наполните день ребёнка потешками, прибаутками;

- Введите обязательный ритуал чтения книг перед сном;

- Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.

- Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас мало времени, читайте хоть пару страничек в день.

- Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению, ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с любимыми героями.

Как научить ребёнка беречь книги?

- Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.

- Не читать во время еды.

- Не загибать листы, пользоваться закладкой.

- Класть книгу только на чистый стол.

- Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.

- Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам.

Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу?

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал? Попросите рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения. Как описана природа? Какие слова и выражения запомнились?  Чему научила книга? Предложите нарисовать картинку к  понравившемуся  эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

Простейшие книги можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простые тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет ребёнку осознать, что всё, о чём говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.

Чем старше ребёнок, тем многограннее становится круг его чтения.

Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления  о написанном, и к тому же должен объяснить ребёнку непонятные моменты и общий смысл. А главное - такое чтение  сплачивает.

Литература

1. Безрукова С.В. Я люблю читать, Ростов на Дону: Феникс,2011.

2. Гурович Л.М., Береговая  Л.Б. Ребёнок и книга. СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004.

3. Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»

«Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»                 Художественная литература сопровождает ребенка с пер...

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении детей к чтению»

Повысить интерес родителей и детей к художественному чтению....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»

Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"...

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ РЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ.

В статье освещена важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи.В статье рекомендованы игры с книжками, которые помогут ребенку полюбить книги, вызовут интерес к чтени...

Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению

Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается изб...

Консультация «Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению»

Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, даёт прекрасные...

"РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ РЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ"

quot;РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИРЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ"...