Консультация для педагогов «Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению»
материал
Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению»
Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у ребёнка вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги- лингвисты К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Ребёнок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Произведения художественной литературы являются важнейшими источниками развития выразительности детской речи.
Основной задачей является привитие детям любви к художественному слову, уважение к книге.
В ходе работы воспитателя с родителями решаются следующие воспитательные задачи:
1.Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников- читателей, позитивными и негативными стереотипами;
2.Расширить их представления о детской литературе;
3. Научить руководить воспитанием детей, как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.
Работа с родителями может проводиться в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего на собрании воспитатель знакомит родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми, освещает имеющие проблемы.
Затем можно прочитать лекцию «Возрастные особенности дошкольника- читателя», в ходе которой раскрыть негативные и позитивные стереотипы читателя. Рассказать о вреде раннего приучения ребёнка к телевизору, видео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребёнка с родителями.
Именно родители во многом определяют круг читательских и зрительских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Воспитатель может пригласить работников библиотеки или же сам провести беседы, круглые столы с родителями на темы: «Стихи и сказки С. Михалкова», « В мире героев Н. Носова» и другие.
В группе может быть представлена наглядная информация для родителей о творчестве детских писателей. Значительную часть работы необходимо посвятить обучению их руководству чтением дошкольников, просмотром телепередач.
На лекции можно рассказать родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка и другие члены семьи высказывают своё мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребёнка.
По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтобы мотивировать родителей к семейному чтению, можно организовать в группе «Вечер семейного чтения», на котором воспитатель, дети, родители будут читать и обсуждать прочитанное. Если же у кого-то принято семейное чтение, будет полезно организовать обмен опытом. Воспитатель может дать родителям список книг для семейного чтения. Чтение и книга давно и прочно вошли в жизнь дошкольника. Примером этому могут послужить пословицы и поговорки о чтении, книгах: «Книги не говорят, да правду сказывают», «С книгой поведёшься – ума наберёшься», «Хорошая книга – лучший друг». Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт ему прекрасные образца русского литературного языка.
Игры с книжками:
- «Угадай, о чём книга»
Дайте рассмотреть иллюстрацию в книге, которую ребёнок ещё не знает, и предложите угадать, о чём это произведение.
- «Маленькие художники»
После прочтения книги предложите ребёнку нарисовать наиболее запомнившийся и понравившийся ему эпизод произведения.
- «Закончи сказку»
Рассказываете ребёнку начало и середину знакомой ему сказки, а ребёнку нужно самому придумать другое окончание сказки.
Памятка для родителей:
- наполните день ребёнка потешками, прибаутками;
- Введите обязательный ритуал чтения книг перед сном;
- Читайте детям всегда, когда есть возможность: перед обедом, после полдника, на прогулке или в плохую погоду.
- Если ребёнок просит почитать, никогда не отказывайте ему. Даже если у вас мало времени, читайте хоть пару страничек в день.
- Не бойтесь читать детям большие книги, хотя бы по главе в день. Такое чтение «с продолжением» способствует развитию памяти и внимательности, а также поддерживает интерес к чтению, ведь ребёнку очень хочется узнать, что же произойдёт дальше с любимыми героями.
Как научить ребёнка беречь книги?
- Не делать в книге пометок, подписей, рисунков.
- Не читать во время еды.
- Не загибать листы, пользоваться закладкой.
- Класть книгу только на чистый стол.
- Не разбрасывать книги, хранить их в одном месте.
- Своевременно оказывать «скорую помощь» «больным» книгам.
Как обсуждать с ребёнком прочитанную книгу?
Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли произведение, чем. Что нового, интересного он узнал? Попросите рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения. Как описана природа? Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.
Простейшие книги можно делать самостоятельно, вместе с детьми вырезать, рисовать, сочинять простые тексты о жизни ребёнка. Это развивает творческие способности, позволяет ребёнку осознать, что всё, о чём говорится в книгах, имеет отношение к реальной жизни и формирует бережное, глубоко личностное отношение к книге вообще.
Чем старше ребёнок, тем многограннее становится круг его чтения.
Задача родителей – постараться расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснить ребёнку непонятные моменты и общий смысл. А главное - такое чтение сплачивает.
Литература
1. Безрукова С.В. Я люблю читать, Ростов на Дону: Феникс,2011.
2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Ребёнок и книга. СПб: ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2004.
3. Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь, 2013 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»
«Роль родителей в приобщении ребенка к чтению» Художественная литература сопровождает ребенка с пер...

Консультация для родителей на тему: «Роль родителей в приобщении детей к чтению»
Повысить интерес родителей и детей к художественному чтению....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Роль родителей в приобщении ребенка к чтению»
Консультация для родителей "Роль родителей в приобщении ребенка к чтению"...

РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ РЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ.
В статье освещена важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи.В статье рекомендованы игры с книжками, которые помогут ребенку полюбить книги, вызовут интерес к чтени...

Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению
Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается изб...

Консультация «Роль родителей в приобщении ребёнка к чтению»
Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение, обогащает его эмоции, даёт прекрасные...

"РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИ РЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ"
quot;РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ПРИОБЩЕНИИРЕБЁНКА К ЧТЕНИЮ"...
