Создание развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на индивидуальность и творчество каждого ребенка в ДОУ
материал (подготовительная группа)

КОВАЛЕНКО ГАЛИНА НИКОЛАЕВНА

В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на индивидуальность и творчество каждого ребенка в ДОУ.

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2020g.docx31.34 КБ

Предварительный просмотр:

КРАСНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД №24  

143405, Московская область, г. Красногорск, бульвар Южный, д.2А

Создание развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на индивидуальность и творчество каждого ребенка в ДОУ

Подготовила:

старший воспитатель

Коваленко Г.Н.

г.Красногорск

2020 г.

В связи с введением ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом реализации указанных требований является создание развивающей предметно-пространственной среды, ориентированной на индивидуальность и творчество каждого ребенка в ДОУ.

При организации развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации необходимо учитывать нормативные требования Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Современная  активность детей требует изменения позиции педагога в воспитательно-образовательном процессе, поиска новых форм организации воспитания и обучения детей, насыщение предметно-развивающей среды инновационным полифункциональным оборудованием, позволяющим интегрировать образовательные области и мотивирующим  к развитию познавательной деятельности каждого ребенка, а грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда способствует утверждению уверенности в себе, дает возможность дошкольнику развиваться, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, творчества.

Инновационный подход к созданию и преобразованию развивающей предметно-пространственной среды способствуют возникновению принципиально другого образовательного пространства для развития детей.

В нашем детском саду происходит внедрение инновационных технологий в повседневную жизнь дошкольников. Интересные для детей новые и оригинальные технологии, возможность выбора – об этом говорится в ФГОС ДО, которые предлагают разнообразные методы, средства, формы образования и развития детей, каждая группа индивидуальна и своеобразна. Воспитатели наполняют предметно-пространственной среду, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.

На занятиях с воспитанниками воспитатели используют Цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии», где дети проводят исследования множества природных явлений. Цифровая лаборатория состоит из шести сцен, посвященных разным темам (по количеству датчиков): температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, где дети проводят исследования множества природных явлений.

В составе комплектов по всем темам имеются: датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину; набор вспомогательных предметов для измерений; сопутствующая компьютерная программа; брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен. Главный герой     Мальчик Наураша — маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям.     Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию — Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле).    Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в Цифровой Лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов (выдают анимированные реакции).     Главная задача этой лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует некий добрый, почти одушевлённый прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки), который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим.

Лучшее, что существует из технических средств наглядности, помогающих эффективному взаимодействию воспитателя с воспитанниками – интерактивная доска, это – универсальный инструмент, позволяющий любому педагогу организовать образовательный процесс. У детей повысился интерес к знаниям, устойчивость внимания, скорость мыслительных операций.

Zu3D.Мультипликатор.Профессиональные функции доступны для ребенка, поможет сделать первые шаги по созданию мультфильмов. Мультфильм, созданный руками ребёнка – уникальный тренажер для детской фантазии. Мультфильмы легко запоминаются и не выглядят нравоучениями, они наглядны и понятны, поэтому созданные на экране образы живо воздействуют на воображение ребенка, на его чувственную сферу и мышление.     Благодаря развитию и доступности цифровых технологий на базе детского сада организована мультстудия, воспитанники учатся реализовывать собственные детские проекты по созданию мультипликационных фильмов.

В процессе игры с интерактивной игрушкой мини-робот Bee-Bot "Умная пчелка», у детей происходит развитие логического мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков, умения составлять алгоритмы, пространственной ориентации, словарного запаса, умения считать. Создавая программы для робота «Bee-Bot», выполняя игровые задания, ребенок учится ориентироваться в окружающем его пространстве, тем самым развивается пространственная ориентация дошкольника. Овладев логическими операциями, ребенок становится более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.

В детском саду используется в образовательном процессе компьютерный класс и Интерактивный стол обеспечивающий личностное и умственное развитие ребенка сразу по нескольким направлениям. Общение с ЭВМ вызывает у детей живой интерес, воспитывает волевые качества: самостоятельность, собранность, усидчивость, сопереживание, помощь героям игр, обучает игре в шашки.

Видеосалон (мультимедийный проектор, экран, интерактивная доска, медиотека).

Бассейн. Плавание, игры и развлечения на воде – один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему.

Изостудия. Для деятельности детей по художественному творчеству в детском саду организована и оформлена изостудия.  Изостудия оснащена удобной мебелью, мольбертами, столами.  Есть здесь и постоянно действующая выставка детских работ.

В ДОУ имеются 12 столов с подсветкой для рисования песком. Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и используется для работы с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Песочная анимация на специальных столах с подсветкой увлекает детей своей необычностью. Занятие с песком проводятся воспитателями в образовательных и развивающих целях, а также педагогом-психологом, специалистами-логопедами с целью диагностики эмоционального состояния малыша или в рамках коррекционной программы. Песочная терапия снимает стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений, кроме того, пробуждает интерес к познанию самого себя и окружающего мира природы. Цветной кварцевый песок для творчества и игр, не токсичен, не красит руки. Рисование песком на стекле улучшает мелкую моторику, снимает усталость и напряжение. Световой планшет для рисования песком (стол с подсветкой) способствует развитию фантазии, цветовосприятия, тренирует усидчивость и аккуратность, а раскрашивая трафарет, познакомится с разными видами симметрии (осевой, центральной и поворотной) – не в теории, а на практике, познает искусство орнамента. Рисование песком на стекле позволяет не только развить творческие навыки ребенка, расширив его кругозор и проявив талант в художественной сфере, но и способствует развитию мелкой моторики рук детей любого возраста. Рисунки, воспроизведенные на песке вместо бумаги, сделают игру особенной и веселой.

 Автомат игровой «Интерактивная песочница iSandBox Standart» предназначен для организации досуга посредством тактильного взаимодействия с песком, визуальных и акустических эффектов. Итерактивная песочница — самый современный и эффективный инструмент для ДОУ, позволяющий перенести песочную терапию и образовательный процесс на новый уровень, раскрыть внутренние резервы и природные способности дошкольников.
Работа интерактивной песочницы построена на технологиях дополненной реальности, благодаря чему обычный песок превращается в волшебную вселенную. Перед пользователями открываются живописные пейзажи, которые он может изменить в одно мгновение.

 Программное обеспечение iSandBOX состоит из 16 базовых режимов. Программа разработана таким образом, что Вы с легкостью сможете комбинировать из них самые разные занятия, погружая детей в тысячи невероятных и увлекательных историй. Набор программ может быть увеличен опционально.
Интерактивная песочница iSandBOX - уникальный инновационный продукт, который эффективно используется в образовательном процессе. Обычная песочница, оснащенная проектором, компьютером, датчиком глубины и специально разработанным программным обеспечением, позволит выстроить процесс обучения и развития детей в увлекательной и нестандартной форме.
Благодаря технологиям дополненной реальности, песочница способна «оживить», казалось бы, обычный песок и полностью воссоздать рельеф земной поверхности. Режим расширяет представление детей о мире, погружает в особенности природных явлений, радует и волнует своей красотой. Ребенок находит ответы на многие вопросы, а педагог имеет возможность осветить любые темы, связанные с вулканами, устройством земной поверхности, взаимосвязью человека и природыКроме того, в режиме реального времени ребенок сможет управлять природными объектами - строить новые горы, менять русла рек, буквально «переносить» в понравившееся место вулканы или водопады. Некоторые встроенные режимы даже дают возможность взаимодействовать с животными конкретного ареала обитания - прогонять акулу или немного напугать крабов.

Каким образом работает интерактивная песочница?
Датчик определяет глубину песка, программа разбивает полученный рельеф на несколько участков и подает сигнал проектору, каким цветом следует подсвечивать конкретные места. Таким образом, на высотах отражаются текстуры раскаленной лавы, создавая имитацию вулкана, или рельефного снежного покрова, изображающего ледник. (Текст по желанию. Долины и пологие склоны покрываются зеленью, а углубления заполняются чистейшей водой. Отметим, что проецируются не просто цвета, а графические динамичные изображения реальных природных объектов, создающие впечатление маленькой обособленной жизни в песочном резервуаре.
В песочнице сменяют друг друга времена года, внезапно нападают сказочные драконы, в глубинах океана скрываются диковинные рыбы, а, когда ребятам нужно немного порезвиться, вдруг из ниоткуда появляются праздничные воздушные шары. Программа способна распознавать жесты рук, в результате ребенок может управлять объектами, проецируемыми на песке.)
С помощью уникальной песочницы ребенок, при поддержке педагога, может развивать мелкую моторику, пространственное мышление, логику, изучать неограниченное множество нового материала (от географических и исторических до физических и арифметических познаний), оттачивать коммуникативные навыки, скорость реакции, эстетическое восприятие и т. д. Дети изучают счет, формы и цвета предметов, природные объекты и явления, растительный и животный мир, а также многое-многое другое.

Мягкие модули являются разновидностью спортивного инвентаря. Они позволяют проводить разнообразные виды занятий по физической культуре, в том числе и игры. Одним из самых важных для физической культуры свойств мягких модулей, в силу их конструктивных особенностей, является наиболее полная возможность использования мер предупреждение травматизма и внедрение в большом объеме здоровьесберегающих технологий.

В коррекционно-развивающей работе учителя-логопеды используют современные программно-дидактические комплексы: Мерсибо Плюс, ЛогоСтарт.  Интерактивные игры и упражнения применяются на индивидуальных и подгрупповых занятиях. Этот дидактический материал способствует развитию мелкой моторики, фонематического слуха, лексико-грамматического строя речи, словарного запаса.

В кабинете педагога- психолога находится фиброоптический модуль «Весёлое облако» - сенсорное оборудование для эмоциональной разгрузки детей.В релаксационный блок входят кресло –мешки.

В МБДОУ оборудованы спортивный и музыкальный залы, бассейн, изостудия, кабинеты психолога, логопедов, компьютерный класс мультимедийным оборудованием, кабинет дополнительного образования, изостудия. В просторных холлах оформлены зона по изучению правил дорожного движения, русских народных традиций «Русская изба», центр воды и песка, природный уголок, зал мягких форм, хореографический зал.

Зона по изучению правил дорожного движения. Самым эффективным способом доведения элементарных правил поведения на дороге до детей является игра, где они являются участниками. В процессе игры дети усваивают основные правила и требования, понимают, кто такой пешеход, водитель и регулировщик.

Центр воды и песка. Ведущей целью песочной терапии является создание благоприятных условий для гармонизации психического состояния и личностного роста ребёнка.

В процессе игр с песком происходит знакомство со свойствами песка и воды посредством экспериментально-исследовательской деятельности.

Сенсорная зона на территории дошкольного учреждения (хождение босиком для укрепления здоровья детей). Средства сенсорного развития: объекты неживой природы (камни, песок, ракушки, растения и т.д.); Закаливание делает стопы ног менее чувствительными к колебаниям температуры, и следствие этого – снижение заболеваемости.

Сенсорная стена. Для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, вкус, обоняние, тактильное ощущение). Для развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности. Для снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей. Создание положительного эмоционального фона, повышение работоспособности ребёнка. Активизация когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти). Повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников.

Зал мягких форм. Мягкие модули являются разновидностью спортивного инвентаря. Они позволяют проводить разнообразные виды занятий по физической культуре, в том числе и игры.
Одним из самых важных для физической культуры свойств мягких модулей, в силу их конструктивных особенностей, является наиболее полная возможность использования мер предупреждение травматизма и внедрение в большом объеме здоровьесберегающих технологий.

Для реализации творческого потенциала детей организовано дополнительное образование различных направлений: "Школа мяча", "Спортивные танцы", "Веселый дельфин", студия "Фантазия", "Музыкальный театр", Легоконструирование", "Английский для малышей», "Увлекательный мир слов", ""Обучайка", "Аюшки", "Путешествие в компьютерную страну" «Робототехника», «Волшебный песок».

Особенностью организации образовательной деятельности нашего учреждения является внедрение инновационных технологий в повседневную жизнь дошкольников, ориентированных на проявление детьми самостоятельности и творчества, на создание атмосферы свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей, на совершенствование игрового пространства дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

Создание развивающей предметно-пространственной среды группы как залог успешного развития детского творчества

Цель:повысить уровень своей компетенции в разработке предметно-окружающей среды в условиях ФГОС.Задачи:- повысить свои теоретические знания в вопросах инновационного подхода к организации предметно-ра...

Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре, путем создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре,путем создания развивающей предметно -пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая среда логопедического кабинета. Создание развивающей предметно-пространственной среды...

Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»

Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...