Гармонизация детско-родительских отношений
материал

Гончарова Ирина Александровна

Цикл занятий детско-родительского клуба по оптимизации детско-родительских отношений

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_roditelyami.doc159 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с родителями

Занятие №1

Тема: «Безусловное принятие»

Цель: знакомство участников, выяснение ожиданий и опасений родителей от работы в группе, формирование групповых норм. Ход занятия:

  1. Вступительное слово ведущего. В нем говорится о целях и задачах групповой работы, вырабатываются правила работы в группе, ведущий знакомит участников с тематикой и формой проведения занятий.
  2. Упражнение «Имя и качество». Каждый участник представляется по имени и называет то качество, которое помогает ему в общении с людьми. Имена закрепляются с помощью упражнения «Снежный ком».
  3. Разговор в кругу «Что я жду от предстоящей работы?». Участники по очереди высказывают свои ожидания и опасения от работы в группе.

Упражнение «Компот». Упражнение позволяет продлить знакомство в непринужденной игровой обстановке, способствует снятию эмоционального напряжения. Участники игры сидят на стульях, число которых на одно меньше количества играющих. Водящий предлагает поменяться местами всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. Тот, кто не успел сесть на стул, становится водящим.

5. Упражнение «Идеальный родитель». Участникам предлагается составить совместный словесный портрет «идеального родителя» (используется метод «мозгового штурма»). Ведущий записывает высказывания родителей.

Затем на рисунке, где изображены расходящиеся от центра к краям круги («мишень»), участникам предлагается поставить знак, синим фломастером, там, где они, по их мнению, находятся относительно центра круга. Центр символизирует «идеального родителя» со всеми перечисленными выше качествами. Далее предлагается подумать и предложить, где они окажутся после прохождения полного курса занятий тренинга родительско-детских отношений. Это место - предполагаемая цель, конечный результат, его отметить красным цветом. В заключении каждому родителю предлагается определить и записать какие качества (2-3) необходимы родителям для достижения поставленной цели.

  1. Информационный блок.

а) Вниманию участников предлагается информация о возрастных особенностях и чертах дошкольников . Разговор идет об особенностях развития эмоциональной, познавательной сферы, волевых качеств ребенка, развития личности ребенка.

б) Участников знакомят с «Принципом безусловного принятия». Ведущий рассказывает родителям об оценочном и о безоценочном отношении к ребенку. О том, что удовлетворение потребности в любви является необходимым условием нормального развития ребенка. Перечисляются возможные причины, которые мешают родителям безусловно принимать ребенка; предлагается перечень определенных правил поведения взрослого в общении с ребенком.

Задача ведущего подвести слушателей к пониманию важности принципа безусловного принятия для регулирования отношений родителя с ребенком.

  1. Домашнее задание

Задание 1: проанализировать, насколько удастся принимать своего ребенка. В течение нескольких дней подсчитать, сколько раз вы обратились к ребенку с положительными высказываниями (радостным приветствием, поддержкой и пр.), и сколько - с отрицательными (упреком, замечанием, критикой).

Задание 2: обнимайте вашего ребенка не менее 4 раз в день (обычные утренние приветствия и поцелуи на ночь не считаются).

Задание 3: выполняя два предыдущих задания, обратите внимание на реакции ребенка и на свои собственные чувства тоже.

7 Рефлексия занятия. Участники по кругу, предавая друг другу мяч, говорят о свойх впечатлениях о занятии.

8. Ритуал прощания. Ведущий предлагает участникам тренинга попрощаться с остальными, произнося слова «до свидания» с присущей только ему ин¥х>нй*йи.

Занятие №2

Тема «Стили семейного воспитания»

Цель: предоставить информацию о стилях семейного воспитания, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания семье и особенностями поведения ребенка. Ход занятия:

1 Упражнение «Ассоциации». Участникам предлагается быстро произнести слово- ассоциацию на слово «Ребенок», перебрасывая друг другу мяч. Упражнение продолжается до тех пор, пока не иссякнут варианты.

Обсуждение домашнего задания.

а)        Что вызвало затруднение при выполнении домашнего задания.

б)        Какой опыт для себя каждый родитель приобрел, выполняя задание.

  1. Ведущий рассказывает об особенностях семейного воспитания, о влиянии того или иного воспитательного подхода на развитие личности ребенка, его эмоциональную и познавательную сферы.

3 Упражнение «Кузнечик».

Участники сидят на ковре в кругу. У каждого в руках по карандашу. Все начинают петь песню «В траве сидел кузнечик», и на каждое слово передают свой предмет соседу справа. Во время припева предмет не передается, оставаясь в руках играющих. Темп исполнения песни варьируется.

Информационный блок.

Участникам тренинга предлагается информация о наиболее часто встречающихся причинах стойкого детского непослушания, о способах их выявления; о взаимосвязи непослушания со стилями родительского поведения; рассматриваются модели эффективного поведения родителей в конфликтной ситуации.

  1. Домашнее        задание.

Упражнение «Семейные заповеди».

Участникам предлагается дома, совместно со всеми членами семьи, написаАь ишсиь семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок), которых придерживаются все члены семьи).

  1. Рефлексия занятия. Участники по кругу, предавая друг другу мяч, говорят о своих впечатлениях о занятии.
  2. Ритуал прощания. Ведущий предлагает участникам тренинга попрощаться с остальными, произнося слова «до свидания» с присущей только ему интонации.

Занятие №3

Тема: «Я тебя принимаю»

Цель: знакомство с особенностями принимающего и не принимающего поведения родителя, знакомство с принципами поощрения и наказания.

Ход занятия:

  1. Упражнение «Счет». Участники группы по очереди начинают считать вслух. Если выпадет число, содержащее в своем составе цифру 3, например, «3, 13, 33», то нужно хлопнуть в ладоши, не называя самого числа. Если число является кратным числу 3 — подпрыгнуть. Проводимое в быстром темпе упражнение помогает настроиться на занятие, способствует концентрации внимания.
  2. Осуждение домашнего задания Родители оглашают списки семейных традиций, которые составили совместно со всеми членами семьи. Об одном из наиболее ярких семейных событий предлагается рассказать подробнее. В завершении можно обменяться списками.
  3. Информационный блок

а) Ведущий обсуждает с участниками группы вопрос о «языке принятия» и «языке неприятия».

Совместно с родителями ведущий составляет список элементов «языка принятия» и "языка непринятия».

б)        Ведущий рассказывает об основных функциях поощрения и наказания; знакомит с основными правилами применения поощрения и наказания; предлагает для обсуждения с родителями вопрос о применении физического наказания .

в)        Упражнение «Мусорная корзина». Родителям предлагается на листочках бумаги написать все те качества, которые мешают эффективно общаться с детьми, и от которых хотелось бы избавиться. После того, как эти качества записали, подумать, что хотели бы получить взамен? Записать желаемые качества на бумаге. Листочки с ненужными качествами предлагается выбросить в мусорную корзину. А список желаемых качеств оставить у себя. В нем перспективы работы с психологом или самостоятельной работы над собой.

4.Домашнее задание. Родители получают задание: в повседневном общении с детьми обязательно применять навыки, способы взаимодействия, полученные на занятиях. А также выполнять ежедневно домашнее задание первого занятия. Ритуал прощания.

а) Психогимнастическое упражнение «Подарок».

Участники по очереди дарят подарки своему соседу слева, но делают это невербально, без слов. После завершения круга каждый говорит, какой подарок он получил, б) Участники тренинга прощаются друг с другой 'фразой «Желаю вам всего хорошего» (или другой, с похожим смыслом).

Работа с родителями и детьми

Занятие №4

Тема: «Знакомство»

Цель: Знакомство участников (детей и родителей) друг с другом, с формами и правилами работы в группе.

Ход занятия:

1 .Представление ведущего.

Ведущий в нескольких словах рассказывает о себе, показывает небольшой мяч или мягкую игрушку и объясняет, что право голоса будет иметь тот, кто держит в руках этот мяч (игрушку). Если у детей или взрослых есть вопросы, связанные с ходом занятия, ведущий может на них ответить.

  1. Упражнение с мячом «Мое имя...Мою маму зовут...».

Участники по очереди представляются в парах: ребенок называет себя и представляет свою маму, мама называет себя и ребенка.

  1. Упражнение «Как тебя зовут?»

Каждый держащий мяч в руке называет свое имя и бросает мяч тому, чье имя плохо запомнил или забыл. Получивший мяч продолжает игру таким же образом.

  1. Упражнение «»Снежный ком».

Первый играющий называет свое имя и передает ход следующему соседу слева. Тот, в свою очередь, называет по имени первого игрока и произносит свое имя. Следующий сосед слева называет имена двух предыдущих игроков, свое имя и передает ход стоящему слева от него и т.д.

  1. Упражнение «Правила группы».

Участники сидят в кругу. Ведущий спрашивает детей, знают ли они, для чего они сюда пришли и что будут делать. Далее ведущий объясняет, что мы будем встречаться для того, чтобы общаться друг с другом и поучиться чему-либо новому. Но чтобы всем было интересно, необходимо выполнять определенные правила, которые составляются ведущим и участниками. Итак, давайте составлять правила! Для этого надо придумать три пункта, что можно делать, и один - что нельзя.

Каждый родитель составляет со своим ребенком правила. После того как правила составлены, все участники по очереди их читают. Затем ведущий делает обобщение о том, что можно делать на занятиях, а что нельзя.

  1. Упражнение «Кузнечик».

Участники сидят на ковре в кругу. У каждого в руках по карандашу. Все начинают петь песню «В траве сидел кузнечик», и на каждое слово передают свой предмет соседу справа. Во время припева предмет не передается, оставаясь в руках играющих. Темп исполнения песни варьируется.

  1. Упражнение «Любимая игрушка».

Участники группы сидят в кругу, и, передавая друг другу мяч, описывают любимую игрушку, которая есть или была в детстве. Далее участники делятся на родительско- детские пары. Каждому ребенку предлагается нарисовать игрушку, о которой рассказывала мама, а мамы изображают любимую игрушку своих детей. Материал для рисования разнообразный, по желанию участников. В завершении организуется импровизированная выставка рисунков.

  1. Упражнение «Эмбрион».

Упражнение выполняется в детско-родительских парах. Каждой паре предлагается найти удобное для них место в игровой комнате. Ребенок садится на коврик, принимает позу эмбриона и закрывает глаза. Согнув ноги в коленях, родитель вплотную подсаживается к ребенку со спины и мягко обнимает его. Под плавную, нежную, тихую музыку он отрывает ноги ребенка от пола и бережно покачивает его. При покачивании важно сохранять молчание и постоянно менять направление движения.

  1. Рефлексия занятия.

Занятие №5 Тема: «Сплочение»

Цель: Продолжение знакомства участников друг с другом, создание атмосферы поддержки, сплочение группы.

Ход занятия:

1 .Упражнение «Импульс».

Участникам предлагается поздороваться: все становятся в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает передать рукопожатие - «импульс» от участника к участнику, молча, закрыв глаза. «Импульс» должен обойти круг и вернуться к ведущему.

  1. Упражнение с мячом «Яжелаю всем...».

Участники стоят в кругу. Передавая, друг другу мяч, все, по очереди, заканчивают фразу «Я желаю вам...»

  1. Упражнение «Блины».

Ведущий предлагает детско-родительским парам «испечь блины».

Давайте печь блины - все берутся за руки и встают тесным кружком.

Наливаем тесто - держась за руки, все отходят назад максимально широко, (чтобы получился большой блин).

Печем блин - держась за руки, одновременно слегка приседают, при этом имитируют шипение блина звуком «ш».

Мажем блин сметаной - расцепляют руки, и двигают ими волнообразно вверх-вниз, кисти мягкие и пластичные.

Скручиваем наш блин - делают еще несколько шагов назад, при этом выполняя круговое движение предплечьями перед собой - «моторчик».

Раскрываем широко рот, вот так — раскидывают руки в стороны, и со звуком «а-а-а-ам» сбегаются к центру, соединяя ладошки с хлопком.

Комментарий - при выполнении упражнения, начинку блина можно менять по вкусу, спрашивать совета у детей: «С чем будет блинчик?».

Это можно сделать, только правильно выполняя его просьбы и будучи очень внимательным. Далее они договариваются о том, что когда ведущий начинает фраз;- словами-паролями, то все выполняют данное действие ведущего. А если без пароля, то не выполняют. Фраза - пароль - «Маша сказала...». Упражнение способствует концентрации внимания, и настраивают группу на работу.

  1. Игра        «Маленькое привидение».

Ведущий: «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам». Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (ведущий приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить.

  1. Игра «Волшебные шарики».

Дети сидят в кругу. Взрослый просит их закрыть глаза и сделать из ладошек «лодочку». Затем он вкладывает каждому ребенку в ладошки стеклянный шарик - «болик» - и дает инструкцию: «Возьмите шарик в ладошки вместе, покатайте, подышите на него, согрейте его своим дыханием, отдайте ему часть своего тепла и ласки. Откройте глаза. Посмотрите на шарик и теперь по очереди расскажите о чувствах, которые возникли у вас во время выполнения упражнения».

  1. Упражнение «Доброе животное осьминог».

Члены группы встают в круг и берутся за руки. Ведущий говорит: «Представьте себе, что мы с вами - один большой и добрый осьминог. Давайте прислушаемся к своему дыханию и дыханию соседей...».

После этого предлагается найти общий ритм дыхания для всей группы. Затем на каждый выдох все делают шаг вперед, а на каждый вдох, соответственно, шаг назад. То же самое предлагается выполнить, передвигаясь на два шага назад в каждую сторону.

Ведущий: «Наш большой и добрый осьминог дышит, сжимая и разжимая свое тело. Мы послушаем, как бьется доброе и любящее сердце осьминога». Для этого участники группы, отражая пульсацию сердца одновременно, сначала приседают, а затем встают. Упражнение выполняется молча, до полной синхронизации движений.

Совместный рисунок «Осьминог»

Ведущий предлагает каждой родительско-детской паре на одном листе бумаги нарисовать осьминожку, причем рисовать нужно кисточкой или карандашом, держа его вместе. Затем всем участникам предлагается сделать групповой рисунок «Морской пейзаж» на большом листе. После этого родитель и ребенок удаляют методом «обрыва» рисунок осьминога из листа и наклеивают на большой лист, вписывая его в море.

  1. Рефлексия занятия.

Участники обмениваются впечатлениями, проговаривают по кругу то, что понравилось, что не понравилось, что им показалось важным полезным, что хорошо, что плохо, почему. Каково их эмоциональное состояние.

  1. Ритуал прощания

Все стоящие в кругу молча соприкасаются ладонями с соседями слева и справа, таким образом, получается замкнутый круг. Примерно через 10 секунд руки разъединяются, на этом занятие завершается.

Занятие №6

Тема: «Кто я такой?»

Цель: Создание условий для осознания образа «я»; развитие навыков рефлексии, навыков взаимодействия родителей и детей. Ход занятия:

\.Упражнение «Пожелания».

Участники стоят в кругу. Передают мяч соседу справа, при этом здороваются друг с другом и что-нибудь хорошее желают друг другу.

  1. Упражнение «Карнавал зверей».

Упражнение способствует снятию напряжения, сплочению группы. Участники делятся на группы животных, например, комары, змеи, волки, филины. У этих животных разные голоса: у одних тихий, у других - громкий. Дети и взрослые воспроизводят голос своего животного. Далее, закрыв глаза и внимательно прислушиваясь, все начинают передвигаться по комнате. Найдя по голосу своего «сородича», нужно взять друг друга за руки и отправиться на поиски следующего «собрата», пока все не соберутся в группу. Игру можно повторить 2-3 раза, поменяв животных.

  1. Упражнение        «Найди три отличия».

Участники располагаются в две шеренги друг напротив друга - дети напротив родителей. В течение одной минуты партнеры внимательно смотрят друг на друга, стараясь запомнить детали внешнего облика своей «пары».

Затем игроки одной шеренги отворачиваются, а каждый участник второй шеренги за определенное время меняет в своей внешности три признака. Когда игроки первой шеренги поворачиваются лицом к партнеру, задача каждого из них - определите что •«•<=» изменилось в облике партнера по игре. Затем участники меняются ролями. Упражнение способствует концентрации внимания.

  1. Упражнение «Лесная прогулка».

Исходное положение - сидим в домиках - на корточках, руки скрещены перед собой на груди.

Открыли двери - встают и раскрывают руки в стороны.

Идем гулять - маршируют по кругу, поднимая колени, активно размахивая руками.

Ударились ногой о корень - скачут на одной ноге.

Ударились другой ногой - скачут на другой ноге.

Ой, болото, тяжело идти - медленно идут, тяжело поднимая ноги.

Лучше прыгать по кочкам - движутся прыжками.

Кажется, медведь идет - все приседают на корточки и прислушиваются.

Идем тихо, чтобы медведь не услышал - встают йидут по кругу на цыпочках (крадутся).

Он гонится за нами\ - бегут по кругу (убегают).

Добежали и спрятались в домиках - садятся на корточки и скрещивают руки перед собой (исходное положение).

  1. Упражнение «Моя и мамина рука».

В детско-родительских парах участникам предлагается встать напротив друг друга и молча выполнить следующие задания ведущего:

•поздороваться друг с другом указательными пальцами, •погладить своим мизинчиком мизинчик другого, •померяться силами с помощью средних пальцев,

•одному из партнеров ухватить ладонью большой палец второго участника и постараться его удержать. Задача второго - освободить свой палец, а затем поменяться ролями, •попрощаться всей ладошкой. Упражнение выполняется только левой рукой (если участник - левша, то правой). В качестве домашнего задания предлагается то же самое сделать с противоположной рукой.

  1. Рисунок «Ладошка».

Родитель со своим ребенком располагаются в удобном для пары уголке комнаты. Родитель берет ладошку ребенка, закрывает глаза и начинает действовать с ней, тихо проговаривая, какая ладошка (например, «твоя ладошка мягкая, теплая, родная...»). Затем то же выполняет ребенок. Далее участники обводят свои ладошки на бумаге по контуру и раскрашивают их любым способом, используя любые материалы и цвет в соответствии со своими желаниями, чувствами, ощущениями. R процессе презентации своего рисунка можно попросить рассказать, почему выбран такой способ расцветки, какие чувства сопровождали процесс рисования.

  1. Упражнение «Театр прикосновений».

Упражнение выполняется под негромко звучащую спокойную музыку в родительско-детских парах. Ребенок ложиться на коврик, спиной вниз, раскинув руки и ноги в позу «звезды», и закрывает глаза. Мама мягко и нежно касается тела ребенка, например, легко и быстро дотрагивается подушечками пальцев, ладонями, кулачками, проводить ребром ладоней волнистую линию, что-то рисует и пр. По окончанию музыкального отрывка лежащему предоставляется возможность спокойно полежать 1,5-2 минуты. Затем дети и родители меняются местами. Прикосновения и поглаживания можно сопровождать тихими словами.

  1. Рефлексия занятия.

Участники обмениваются впечатлениями, проговаривают по кругу то, что понравилось, что не понравилось, что им показалось важным полезным, что хорошо, что плохо, почему. Каково их эмоциональное состояние.

  1. Ритуал прощания «Буме».

Все встают в круг, берутся за руки, поднимают руки Над головой, и все вместе опускают руки, при этом произносят слово «Буме» (3 раза).

Занятие №7

Тема: «Общение с ребенком»

Цель: Формирование внимательного отношения к окружающим людям, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих мыслей и чувств. Ход занятия:

  1. Приветствие.

Все участники ходят по группе в свободном направлении и здороваются друг с другом за руку, произнося имя того с кем здороваются. Если кто-то из участников забудет чье- нибудь имя, прежде чем поздороваться, он может спросить: «Как тебя зовут?». Обязательно надо поздороваться с каждым.

  1. Игра «Похвалилки»

Все участники встают в круг. Ведущий выходит на середину круга и говорит: «Я умею хорошо...», называя то действие, которое ему, на его взгляд, удается хорошо выполнять. Если кто-то из стоящих в кругу тоже умеет это делать, он делает шаг вперед и говорит: «И я тоже умею хорошо...»Если никто из присутствующих не может присоединится к ведущему, то вся группа аплодирует и говорит: «Вот это здорово!»

  1. Упражнение «Умельцы».
  1. Ведущий говорит: «Среди нас сегодня есть участники, которые очень хорошо умеют делать многое в своей жизни. Сейчас я буду называть действия, а вы - участника, который умеет это делать ». Но прежде, чем назвать имя, нужно быстро поднять руку и попросить у ведущего мяч.
  2. Проводится аналогично 3.1, но ведущий называет не действие или качество, а имя. Участники вспоминают, что этот конкретный человек умеет делать.
  3. Ведущий называет качество или действие и просит встать (похлопать в ладоши, подпрыгнуть, присесть) всех, кто считает, что это относится к нему. Причем присоединится, может любой, даже тот, кто на прошлом занятии не признался в данном умении.
  1. Игра «Возьми и передай!»

Участники сидят на стульях по кругу и передают друг другу воображаемые предметы, называя их. Например, Саша передает Свете «тяжелый чемодан», она еле-еле его поднимает, демонстрируя, какой он тяжелый. Дима передает Лене кислый лимон. Ваня дает подержать Ксюше колючего ежа.

  1. Игра «Подпрыгни, пожалуйста».

Перед началом игры все участники встают в круг. Ведущий просит детей назвать «волшебные» или вежливые слова: «спасибо» и «пожалуйста». Далее ведущий сообщает участникам, что он будет просить их выполнить некоторые команды, а участники будут выполнять их только в том случае, если ведущий попросит об этом "вежливо и скажет «пожалуйста». Если ведущий забудет сказать «волшебное» слово, команду выполнять не надо.

  1. Упражнение «Цветик-семицветик»

Каждая диада получает цветок с семью лепестками, на каждом из которых сформулированы незаконченные предложения и оставлено свободное место для ответов. Прежде чем участники приступят к работе, тренер собирает всех в кругу и объясняет правила выполнения упражнения, продемонстрировав ответы на собственном примере. Затем упражнение проходит в диадах. Взрослый и ребенок по очереди завершают предложения. Если ответы в диадах решено давать письменно, можно взять лепестки домой и попросить других членов семьи продолжить предложения. Ответы на вопрос должны быть краткими.

Я радуюсь когда...

Мне весело, когда...

Я волнуюсь, когда...

Я огорчаюсь, когда...

Мне хочется плакать, когда..

Я хочу, чтобы ты...

  1. Рефлексия занятия.

Участники обмениваются впечатлениями, проговаривают по кругу то, что понравилось, что не понравилось, что им показалось важным полезным, что хорошо, что плохо, почему. Каково их эмоциональное состояние.

8. Ритуал прощания.

Все стоящие в кругу молча соприкасаются ладонями с соседями слева и справа, таким образом, получается замкнутый круг. Примерно через 10 секунд руки разъединяются, на этом занятие завершается.

Занятие№8

Тема: «Развитие внимания»

Цель: Развитие внимания и кратковременной памяти в слуховой модальности. Создание хорошего настроения, активизация участников группы. Ход занятия: 1 .Приветствие.

Участники ходят по аудитории и здороваются друг с другом за руку. По сигналу колокольчика все прячут руки за спину и здороваются друг с другом кивком головы.

  1. Игра «Послушай тишину»

По первому сигналу колокольчика, данному тренером, участники начинают двигаться по комнате, бегать, кричать, стучать. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья, закрыть глаза и прислушаться к тому, что происходило вокруг них. По третьему сигналу участники возвращаются в свои диады и обсуждают, что ими было услышано. Игру можно повторить несколько раз. Обсуждение сначала проходит в диадах, потом один представитель диады рассказывает группе о том, что было услышано семейной парой.

3. Психогимнастика        «У жирафа»

4. Игра «Нарисуй в темноте»

Играющие с закрытыми глазами должны нарисовать (в определенной последовательности) домик с двумя окнами, дверью, изгородью, двумя деревьями по обеим сторонам домика и т.д.

Задания могут быть разнообразными. Художники, прошу!

5. Игра по желанию участников

Ведущий спрашивает у участников, в какую игру они хотели бы поиграть. Выбирается игра, в которую хочет играть большинство. В конце занятия перед обсуждением ведущий дает участникам домашнее задание: придумать веселую игру.

6. Упражнение «Красный карандаш и зеленая ручка»

Для данного упражнения понадобится несколько наборов картинок (по числу семейных диад). Каждый набор содержит по 12-15 картинок. На картинках изображены либо контуры простых предметов, либо геометрические фигуры. Причем одно и то же изображение должно повторяться три раза, при этом меняется только цвет. Например, набор может содержать три треугольника: желтый, красный и зеленый, три квадрата, три круга и три звездочки соответствующих цветов (желтый, красный, зеленый). Другой возможный вариант: три контура домиков, три контура флажков, три контура самолетов разных цветов и т.д. Картинки раскладываются на столах изображениями вверх. Столы стоят в одну линию, причем у каждой диады свой стол. Участники тренинга сидят в другом конце помещения (каждая диада напротив своего стола)

Взрослый подходит к столу, знакомится с картинками, затем возвращается к ребенку и просит его: «Принеси мне, пожалуйста, зеленый квадрат». Ребенок бежит к столу и приносит картинку. Если ребенок выполнил задание, верно, его очередь просить взрослого принести ему задуманную им картинку. Если упражнение становится легким, его можно усложнить. Взрослый просит ребенка принести две картинки, например «зеленый квадрат и красный круг». Когда наступает очередь взрослого идти за картинкой, он намеренно приносит неверный вариант, например вместо красного круга красный треугольник, таким образом, снова проверяя внимание ребенка. Если ребенок не заметит ошибку взрослого, тот спрашивает его: «Все правильно? Я не помню, ты просил принести красный круг или треугольник?». Данное упражнение можно проводить в неформальной обстановке.

7 .Игра «Построй в темноте»

Приготовьте для игры 10-12 кубиков или оклеенных спичечных коробков. Играющий должен с завязанными глазами и одной рукой соорудить столбик с основанием в 1 кубик. Это не так трудно, но у каждого получаются столбики разной высоты.

Построивший столбик получает столько очков, сколько в нем было кубиков до того, как он развалился.

8. Рефлексия занятия.

Участники обмениваются впечатлениями, проговаривают по кругу то, что понравилось, что не понравилось, что им показалось важным полезным, что хорошо, что плохо, почему. Каково их эмоциональное состояние.

Занятие №9

Тема: «Преодоление импульсивности»

Цель: Тренировка навыков саморегуляции, внимания. Развитие умения контролировать импульсивные действия. Слушать и понимать инструкцию взрослого.

Ход занятия:

  1. Приветствие.

Каждый участник берет в руки по игрушке, затем все начинают перемещаться по комнате и здороваться примерно следующим образом: «Привет, Сережа, привет, заяц», «Привет, тетя Таня, привет, медведь» и т.д.

  1. Игра        «Кто последний»

Ведущий загадывает загадки. Участники, которые знают ответ, поднимают руку (тот, кто выкрикнул ответ, не подняв предварительно руку, штрафуется: выходит из круга и теряет право отвечать на следующий вопрос). Ведущий же спрашивает того, кто последним поднял руку.

>

  1. Игра        «Расставь посты»

Участники маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Таким образом расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т.п.)

  1. Игра        «Говори...»

Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду «Говори». Давайте потренируемся: «Какое сейчас время года? (тренер делает паузу). Говори. Какого цвета занавески в нашей группе?..Говори. Какой сегодня день недели? Говори...»

Сначала игра проходит в кругу, затем в диадах. Взрослый и ребенок по очереди задают друг другу вопросы и подают сигнал «Говори». Впоследствии родители могут играть с детьми в эту игру дома.

  1. Игра «Кричалки-шепталки-моталки»

Ведущий из разноцветного картона вырезает вместе с детьми три силуэта детской ладошки: красный, желтый, зеленый. Затем все участники игры договариваются, что, когда ведущий (сначала взрослый, а затем - кто-то из детей) поднимет зеленую ладонь - «кричалку», - можно бегать, кричать, прыгать; желтая ладонь - «шепталка» - позволяет двигаться и переговариваться шепотом; по сигналу «молчалки» - красной ладошки - дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

  1. Игра        «Черепахи»

Участники встают по одну сторону ковра, тренер стоит на другой стороне, напротив. По команде участники должны двигаться к нему. Их задача - идти как можно медленнее. Побеждает тот, кто придет последним. Стоять на одном месте нельзя.

  1. Рефлексия занятия.

Участники обмениваются впечатлениями, проговаривают по кругу то, что понравилось, что не понравилось, что им показалось важным полезным, что хорошо, что плохо, почему. Каково их эмоциональное состояние.

  1. Ритуал прощания.

Все стоящие в кругу молча соприкасаются ладоням» с соседями слева и справа, таким образом, получается замкнутый круг. Примерно через 10 секунд руки разъединяются, на этом занятие завершается.

Занятие №10

Тема: «Контроль над активностью»

Цель: Развитие мышечного контроля, умение владеть своим телом. Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия «Импульс».

Участникам предлагается поздороваться: все становятся в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает передать рукопожатие -«импульс» от участника к участнику, молча, закрыв глаза. «Импульс» должен обойти круг и вернуться к ведущему.

  1. Игра «Самолет»

Исходное положение - все сидят на корточках.

Самолеты, завести моторы - постепенно встать на ноги, при этом руки согнутые в локтях, делают вращательные движения предплечьями перед грудью - «моторчик». Приготовится к полету - раскрывают руки в стороны как крылья (сильные и натянутые). Полетели - совершают полет, пробежав несколько кругов по залу. В конце делают приземление, замедлив движение и сев на корточки.

  1. Игра        «Сделай так»

На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Ведущий показывает участникам карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый дает инструкцию: «По моему сигналу все должны подойти к столу и взять по одной карточке. Я буду считать от одного до десяти, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул. Кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать, и т.д. На счет «десять» все заканчивают выполнение задания и садятся в круг». Игру повторяют несколько раз.

  1. Игры, придуманные участниками группы

Участники рассказывают правила игр, которые они придумали сами, а группа решает, в какие из них можно поиграть сейчас на занятии.

Если предложений участников недостаточно, тренер предлагает приготовленные им дома варианты игр.

5..Игра «Дракон кусает свой хвост»

Звучит веселая музыка. Дети встают друг за другом вместе со взрослыми и крепко держат друг друга за плечи. Первый человек — «голова дракона», последний — «хвост дракона». «Голова дракона» пытается поймать «хвост», а тот уворачивается от нее. Ведущий должен следить за тем, чтобы участники не отпускали друг друга. В роли «головы дракона» и его «хвоста» должны побывать все участники, причем дети обязательно должны побывать в роли «головы», а их родители — в роли «хвоста».

  1. Рефлексия занятия.

Участники обмениваются впечатлениями, проговаривают по кругу то, что понравилось, что не понравилось, что им показалось важным полезным, что хорошо, что плохо, почему. Каково их эмоциональное состояние.

  1. Ритуал прощания «Буме».

Все встают в круг, берутся за руки, поднимают руки над головой, и все вместе опусШот руки, при этом произносят слово «Буме» (3 раза).

Занятие№11

Тема: «Уходи, злость, уходи»

Цель: Тренировка навыков конструктивного поведения, обучение способам выражения негативных эмоций.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия «Импульс».

Участникам предлагается поздороваться: все становятся в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает передать рукопожатие-«импульс» от участника к участнику, молча, закрыв глаза. «Импульс» должен обойти круг и вернуться к ведущему.

  1. Упражнение с мячом «Я злюсь..., меня злит...».

Участники передают друг другу мяч по кругу, при этом говорят: «Я злюсь когда..., меня злит..» и называют причину своей злости.

  1. Упражнение «Хлопки».

Участники стоят по кругу и «передают» друг другу хлопки - поворачиваются в сторону соседа и хлопают в ладоши. Каждый может изменить направление движения хлопков.

4. Кричалка «Да - нет!».

Участникам предлагается вспомнить, как обычно звучит их голос. В упражнении нужно будет использовать всю мощь своего голоса. Разбившись на пары и встав друг к другу лицом, дети и родители ведут воображаемый спор словами «да» и «нет». Например, сначала родители произносят слово «да», а дети - «нет». Потом меняются словами. Начинать надо очень тихо, постепенно увеличивая громкость и тембр голоса. Игра начинается и заканчивается по сигналу колокольчика. Услышав его звон, нужно остановиться, сделать несколько глубоких вдохов. Обратить внимание на то, как приятно находиться в тишине после шума и гама.

5. Упражнение «Жужа».

Ребенок садится в центре комнаты на стул с закрытыми или завязанными глазами с полотенцем в руках. Он - «Жужа». Остальные участники сначала ходят вокруг и строят рожицы сидящему «жуже», дразнят ее, дотрагиваются до нее, щекочут. Ребенок на стуле продолжает сидеть до того, пока не иссякнет терпение, тогда он вскакивает и, бегая вокруг стула, старается догнать «обидчиков» и шлепнуть по спине полотенцем. Все остальные стремятся убежать. Ведущим необходимо следить, чтобы «дразнилки» не были обидными, прикосновения и шлепки - болезненными. Затем в роли жужи последовательно выступают все дети.

  1. Игра        «Танковый бой».

Родительско-детской паре дается лист бумаги и два цветных карандаша. Дети и взрослые рисуют символические изображения танков (4-5 шт.) на краю листа, каждый со своей стороны. По команде ведущего они начинают «стрелять» - быстро проводить линию, не отрывая карандаш от листа, от своих орудий к орудиям соперника, пытаясь его «уничтожить», закрасить. При этом соперник делает встречные попытки, мешая достать свои орудия и пытаясь попасть в «противника». Проводится несколько раундов. Заканчивается игра перемирием, рукопожатиями.

  1. Упражнение «Ежик».

Цель упражнения - эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями и детьми в конфликтных ситуациях, принятие друг друга, тактильный контакт между ними. Упражнение проводится в парах (родитель-ребенок). Один садится на колени, втягивает голову и «сворачивается» в клубочек, как разозлившийся ежик, при этом может фыркать и тихо рычать. Задача второго - найти подход, создать условия, при которых «ежик» захочет развернуться, установить контакт. Упражнение проводится молча. Запрещаются силовые приемы, щекотка, уговаривание словами. После удачного процесса примирения с ежиком участники меняются ролями. Целесообразнее, чтобы начинали игру родители. Упражнение заканчивается обсуждением:

  • Как вы себя чувствуете?
  • Какая роль больше понравилась?
  • Что вы чувствовали, когда вас пытались развернуть
  • Где еще можно использовать такие прикосновения?
  1. Рисунок «Мое настроение».

Ведущий предлагает участникам закрыть глаза, сделать несколько спокойных вдохов и выдохов, прислушаться к себе, к своему состоянию, настроению и попробовать представить его. Затем все приглашаются к столу, на котором разложены разные материалы для рисования. Нужно изобразить свое настроение так, как захочется. Упражнение заканчивается проведением выставки, где участники рассказывают, какое состояние изобразили.

  1. Рефлексия занятия.

Участники обмениваются впечатлениями, проговаривают по кругу то, что понравилось, что не понравилось, что им показалось важным полезным, что хорошо, что плохо, почему. Каково их эмоциональное состояние.

10 Ритуал прощания  «Буме».

Все встают в круг, берутся за руки, поднимают руки над головой, и все вместе опуещод руки, примем произносят слово «Буме» (3 раза).

Занятие № 12 Тема: «Я желаю себе»

Цель: Помочь участникам внимательно относиться к себе, уважать и принимать себя и других людей. Формировать у каждого из участников тренинга чувства эмпатии; формировать навыки эмоциональной поддержки у детей и родителей.

Ход занятия:

  1. Ритуал приветствия «Импульс».

Участникам предлагается поздороваться: все становятся в круг и берутся за руки. Ведущий предлагает передать рукопожатие-«импульс» от участника к участнику, молча, закрыв глаза. «Импульс» должен обойти круг и вернуться к ведущему.

  1. Упражнение «Я хочу себе пожелать».

Участники, стоя в кругу, передают мяч друг другу, при этом каждый говорит: « Я хочу себе пожелать...» и называет то, что он хочет.

  1. Упражнение «Я - луноход».

Один участник (доброволец) опускается на колени, начинает передвигаться по комнате и произносит фразу: «Я - Луноход-1». Задача всех остальных - сохранить невозмутимость. Тот, кто засмеется, становится «Луноходом -2» и т.д., пока все или большинство участников не станут «Луноходами».

  1. Упражнение «Ревущий мотор».

Ведущий обращается к участникам группы со словами: «Сейчас мы организуем здесь нечто вроде автогонок по кругу. Представьте себе рев автомобиля - Рррмм! Один из вас начинает, произнося «Рррмм» и быстро поворачивает голову направо или налево. Его сосед, в чью сторону он повернулся, тут же «вступает в гонку» и быстро произносит свое «Рррмм», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по кругу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?»

Когда «рев мотора» пройдет полный круг, можно остановить действие и продолжить объяснение игры дальше: «У гоночного автомобиля есть тормоза. Когда на них нажимают, раздается другой звук - «Ииик!» Когда кто-нибудь во время «движения автомобиля» вдруг произносит «Ииик», он тем самым останавливает нашу машину и разворачивает ее в противоположную сторону. Любой из вас может внезапно «остановить автомобиль» и заставить его двигаться в противоположную сторону». Но у каждого есть право только дважды сделать это, чтобы и остальные смогли поучаствовать в игре.

  1. Упражнение «Утка-гусь».

Участники садятся на пол в круг, водящий стоит за кругом. Он идет по часовой стрелке и, прикасаясь к голове каждого, говорит: «Утка, утка... гусь». Участник, которого назвали гусем, должен встать и догнать водящего. Водящий должен обежать круг, успеть сесть на место «гуся». Если участник догнал водящего, то водящий остается водить следующий кон.

  1. Упражнение «Руки-волны».

Упражнение выполняется в парах. Сначала родители на спине у детей изображают руками спокойное море (мягкие ласковые руки), затем шторм (твердые напряженные руки) и снова спокойное море. Дети сидят с закрытыми глазами. Поменявшись местами, дети на спинах у своих мам воспроизводят движение своих мам.

Это задание способствует расслаблению и настраивает на следующее упражнение- медитацию.

  1. Упражнение «Имя моей мамы похоже... имя моего ребенка похоже...»

Ведущий предлагает всем участникам расположиться в кругу, устроиться удобно, закрыть глаза и представить, на какой цветок похожи имена мам и детей. Причем, мамы представляют образ имени ребенка, а дети - образ имени мамы. Затем по кругу меняться своими впечатлениями.

  1. Упражнение «Цветочная поляна».

Все участники группы садятся вокруг стола, на котором расположен большой лист (формат листа ватмана) бумаги. Каждый участник рисует на своем краю листа тот цветок, который ассоциируется с его именем: мамы изображают цветок, описанный детьми, а дети — мамой.

Далее, каждый выбирает себе карандаш определенного цвета. Необходимо, чтобы цвета не повторялись. Тот, кто начинает, говорит, чей цветок ему нравится, приводит линию от своего рисунка к его рисунку и объясняет, почему он сделал такой выбор. В результате на листе бумаги получается своего рода паутинка. Далее следует обсуждение.

  1. Упражнение с мячом «Я хочу пожелать всем...».

Участники, стоя в кругу, передают мяч друг другу, при этом каждый говорит: « Я хочу пожелать всем...» и называет то, что он хочет всем пожелать.

10. Рефлексия занятия.

Участники обмениваются впечатлениями, проговаривают по кругу то, что понравилось, что не понравилось, что им показалось важным полезным, что хорошо, что плохо, почему. Каково их эмоциональное состояние

Все стоящие в кругу молча, соприкасаются ладонями с соседями слева и справа, таким образом, получается замкнутый круг. Примерно через 10 секунд руки разъединяются, на этом занятие завершается.

Занятие №13

Тема: «Как мы чувствуем друг друга»

Цель: Создать условия для эмоционального сближения членов семьи; обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций; научить способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи. Ход занятия:

  1. Упражнение "Давайте поздороваемся "

Всем участникам встать в круг. Предлагается выбрать способ поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, локтем, коленом, спиной, бедром, лбом".

  1. Упражнение "Слепой и поводырь "

Участвуют "родитель - ребёнок". Одному из участников по желанию завязывают глаза. Он "слепой". Второй будет его водящим. Участие принимает каждый игрок. Как только зазвучит музыка, "поводырь" бережно поведёт "слепого", давая ему потрогать различные вещи - большие и маленькие, гладкие, шероховатые, колючие, холодные. Можно также подвести "слепого" к месту, где предметы издают запахи. Только ничего нельзя говорить при этом. Когда через некоторое время музыка выключается, игроки меняются ролями. А когда возвращаются в круг, то рассказывают, что пережили во время прогулки.

  1. Упражнение "Неваляшка"

Необходимое количество участников трое, желательно, родители и ребёнок. Двое встают на расстоянии метра лицом друг к другу. Ноги стоят устойчиво, делается упор на одну. Руки выставлены вперёд. Между ними стоит третий участник с закрытыми или завязанными глазами. Ему даётся команда: "Ноги от пола не отрывай и смело падай назад!". Выставленные руки подхватывают падающего и направляют падение вперёд, там, где ребёнок встречает снова выставленные руки. Подобное покачивание продолжается в течение 2-3 минут, при этом амплитуда раскачивания может увеличится.

Ситуации:

"Ребёнок начал капризничать, плакать по каждому пустяку. Когда мама (папа) вернулась (лея) домой с работы, ребенок стал ходить за ней (ним) не давая заняться домашними делами, канючить, просить что-то непонятное, отказываться от еды. Мама (папа) быстро нашла выход из сложившейся ситуации...".

"Ребёнок вернулся из детского сада домой. У него в детском саду были неприятности - произошёл конфликт со сверстником, переросший в драку. Дома с ним произошёл следующий разговор..."

"Сегодня праздничный день, все нарядные и весёлые. Приходит в гости шумная, говорливая, подвижная, веселая семья Сидоровых. Взрослые занимаются убранством праздничного стола. Дети играют, танцуют, бегают, кричат, борются, возятся без присмотра взрослых. В суете один ребенок опрокидывает салат оливье с курицей. Мама ребёнка - сердито замечает, что не ожидала от ребёнка испорченного праздника. Спасает положение мудрый дедушка, он говорит...".

7. Упражнение "Самоуважение"

Ведущий. Можете ли вы мне сказать, каким образом вы замечаете, что кто-то считает вас хорошими? Как вам показывает это ваша мама, ваш папа, ваш муж, ваша жена, ваш сын, ваша дочь?

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Вдохните три раза глубоко... теперь отправьтесь мысленно в то место. Которое считаете самым замечательным. Осмотрите его как следует. Что вы там видите? Что слышите? Как там пахнет? Что хотите там потрогать? (15 секунд).

Скоро вы увидите двух человек, которые вас ценят и уважают, которые радуются, когда вы с ними рядом, которые знают, какими вы можете быть внимательными к людям и какими добрыми...

Послушайте, что они скажут...

Поговорите с человеком, который к вам пришёл. Спросите его, не расскажет ли он о том, как он к вам относится...(15 секунд).

Теперь попрощайтесь с людьми, которые приходили к вам, и подготовьтесь к тому, чтобы снова вернуться сюда бодрым и оживленным. Потянитесь и откройте глаза...

Вы можете рассказать нам о том, что пережили? Кто к вам приходил? Что сказал этот человек? Смогли ли вы поблагодарить его за то, что он так относится к вам?

8. Рефлексия занятия.

Участники обмениваются впечатлениями, проговаривают по кругу то, что понравилось, что не понравилось, что им показалось важным полезным, что хорошо, что плохо, почему. Каково их эмоциональное состояние.

Занятие №14(продолжение)

Тема: «Как мы чувствуем друг друга»

Цель: Создать условия для эмоционального сближения членов семьи; обучить участников навыкам самовыражения чувств и эмоций; научить способам снятия эмоционального напряжения, уметь находить выход негативных эмоций, не причиняя вреда другим членам семьи. Ход занятия:

  1. Упражнение "Давайте поздороваемся"

Всем участникам встать в круг. Предлагается выбрать способ поздороваться как можно с большим количеством участников разными способами: словами, улыбкой, локтем, коленом, спиной, бедром, лбом".

  1. Упражнение "Коробка переживании'''

Ведущий. Я сегодня принесла небольшую коробку. Предлагаю отправить её по кругу, чтобы собрать наши неприятные переживания и заботы. Вы можете сказать об этом шепотом, но обязательно в эту коробку. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть исчезнут и ваши неприятные переживания.

  1. Упражнение "Постукивающий массаж"'''

Ведущий. Я предлагаю вам веселую игру-разминку. Разбейтесь на пары и выберите, кто будет первым номером, а кто вторым.

Первые номера должны встать на колени, наклониться вперед и положить голову на ладони перед собой. А вторые номера должны встать сбоку от первых на колени и начать мягко постукивать пальцами по спине своего партнера. Это постукивание на слух должно быть похожим на легкий цокот копыт лошади, бегущей трусцой. Начинайте такое постукивание от плеч и постепенно переходите по всей спине до пояса. Постукивать нужно поочередно то правой, то левой рукой (2 минуты).

А теперь поменяйтесь ролями.

4. Упражнение "Круг общения"

Участники делятся считалкой: "Мамочки — детки" на два круга. Внутренний круг - "мамочки" - закрывают глаза, встают лицом к внешнему кругу - "детки". "Детки" двигаются по часовой стрелке вокруг "Мамочек" и на сигнал останавливаются. Упражнение выполняется молча.

Задание:

  1. Пообщайтесь друг с другом руками:
  • поздоровайтесь;
  • потанцуйте;
  • поборитесь;
  • помиритесь;
  • попрощайтесь.
  1. Перед вами маленький, плачущий ребёнок, который чем-то расстроен. Пожалейте его.
  2. Вы встретили хорошего друга, которого давно не видели. Покажите, как вы рады его видеть.

Рефлексия.

5. Упражнение "Художники-натуралисты"

Для выполнения этого задания родители должны поработать над своими страхами и предубеждениями.

Возьмите большой лист бумаги, либо кусок старых обоев, и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставить блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтя?.!™, ногами,, щечками, носиком. Сюжет рисунка можно выбрать любой: "Падают листья", "Следы невиданных зверей", "Фантастическая планета", "Разноцветная мозаика".

Примечание: после упражнения желательно хорошо отмыться, вспоминая то раскрепощение и ощущение свободы и радости, которое все почувствовали.

6. Упражнение "Пирамида"

Все садятся в круг. Ведущий говорит: "Каждый из нас что-то или кого-то любит, но все мы по-разному выражаем нашу любовь. Я люблю свою семью, своих детей, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите (следуют рассказы).

А теперь давайте построим "пирамиду любви" из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть то, что он любит и класть свою руку поверх моей, (все участники выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно? Посмотрите, какая высокая пирамида получилась у нас. А все потому, что мы любимы и умеем любить сами".

  1. Упражнение "Ромашка из ладошек"

Обведите свою ладонь на ватмане и напишите в центре свое имя (детям помогают писать родители). Располагайте ладони на ватмане таким образом, чтобы из них получилаеь ромашка. В центре ладони напишите пожелание кому-либо из п рисутствуюцщх.

  1. Рефлексия занятия.

'' >

Участники обмениваются впечатлениями, проговаривают по кругу то, что понравилось, чтоле понравилось, что им показалось важным полезным, что хорошо, что плохо, почему, Каково их эмоциональное состояние.

Занятие №15

Тема «Работа в команде»

Цель: подведение итогов всех занятий. Ход занятия:

Подводятся итоги работы в детско-родительской группе. Показывается мишень, на которой в начале занятий родители отмерзли где они находятся относительно идеального родителя (центр). Проводится обсуждение, дострхлягда они намеченной цели, что осталось незавершенным. Участники делятся впечатлениями от рабоТЙ. Проводится чаепитие и награждение грамотами за активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»

Родительское собрание на тему «Гармонизация детско-родительских отношений средствами физической культуры»Цель проведения дня открытых дверей: помочь родителям и детям ощутить радость от сов...

Методическая разработка совместной деятельности «Родительский клуб «Гармонизация детско-родительских отношений»

Публикуемый материал методической разработки совместной деятельности  «Родительский клуб «Гармонизация детско-родительских отношений» содержит план работы вышеназванного клуба и конспектов т...

Творческий проект «Мои первые рисовашки» в целях гармонизации детско-родительских отношений в первый год посещения детского сада детьми 2-3-х лет

Первый год посещения детского сада у каждого ребёнка начинается с адаптационного периода. Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у ...

Родительское собрание во второй младшей группе «Гармонизация детско-родительских отношений»

Рекомендации для воспитателей и их родителей по преодолению кризиса 3-х лет....

Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...

Проектирование и реализация инициатив педагога в рамках социокультурного проекта семейного клуба по гармонизации детско-родительских отношений "Родительские пятницы"

В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Сущность данного подхода состоит в объединении усилий ДОУ...