Методическая разработка совместной деятельности «Родительский клуб «Гармонизация детско-родительских отношений»
методическая разработка на тему

Горшкова Ирина Анатольевна

Публикуемый материал методической разработки совместной деятельности  «Родительский клуб «Гармонизация детско-родительских отношений» содержит план работы вышеназванного клуба и конспектов тематических занятий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rod_klub_aprel.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Чапаевский губернский колледж»

образовательная программа дошкольного образования

           

Методическая разработка совместной деятельности

«Родительский клуб «Гармонизация детско-родительских отношений»

             

Подготовила: педагог-психолог

                                                                        Горшкова И.А.

2015 г.

Цель:

  1. Повышение психолого-педагогической компетентности родителей.
  2. Осознание родителями особенностей их взаимоотношений с детьми в формировании мотивации к их изменению.
  3. Получение родителями и детьми нового чувственного опыта.
  4. Понимание родителями зависимости состояния психосоматического здоровья и продуктивности познавательной деятельности от социальных факторов, в первую очередь от взаимоотношений в семье.

План:

№1 «Обязанности и права родителей и детей»    октябрь

№2 «Взаимоотношения взрослых и детей»           январь

№3 «Наказания и поощрения»                                апрель

Конспект родительского клуба

«Обязанности и права родителей и детей»

Ι. Мини – лекции

«Священная обязанность родителей»

Входят дети:

-Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть,

Чтобы крепко дружить,

 Чтоб улыбки друг другу

Дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни

Все наши мечты!

- Пусть дети живут и смеются звонко,

Подрастают с каждым днем.

Пусть у каждого ребёнка

Будет светлый, тёплый дом!

- Детство только раз бывает

У ребят любой страны

Пусть никто из них не знает

Никакой беды!

-Мы на свет родились,

Чтобы радостно жить,

Чтоб цветы и улыбки

Друг другу дарить

Чтобы горе исчезло,

Пропала беда,

Чтобы яркое солнце

Светило всегда!

Выходит взрослый в роли ребёнка:

- Нет, уйду я на совсем!

А то я папе надоем:

Пристаю я с вопросами,

То я кашу не доем,

 То не спорь со взрослыми!

Буду жить один в лесу,

Земляники припасу.

Хорошо жить в шалаше

И домой не хочется.

Мне, как папе, по душе одиночество.

Пруд заброшенный найду,

В чаще спрятанный,

Разговоры заведу с лягушатами.

Буду слушать птичий свист

Утром в перелеске,

Только я же футболист,

А играть то не с кем!

Хорошо жить в шалаше,

Только плохо на душе!

-Как вы думаете почему мальчику по душе одиночество?

-Что могло  случиться, почему он решил жить один в лесу?

- Что нужно сделать, чтобы ребёнок себя так не чувствовал?

Заходят два ребёнка:

- Есть такая девочка-

Таня-неумелочка

И чулочки и сапожки

Надевают ей на ножки

Всё могла бы делать Таня,

Только нет у ней старанья

Вот такая девочка-

Таня-неумелочка.

-Не замечали ли склонности занимать аналогичную позицию?

-Какие вы предпринимали шаги в связи с этим?

-Ты меня заобижала.

А скажи- зачем?

Леденец в руке зажала.

Я же весь не съем!

Я просил совсем чуточек.

Крошечку просил,

Осторожно уголочек

Я бы откусил.

Ну и что же,

Что он английский-

Этот леденец.

Был тебе я другом близким.

Всё. Теперь конец.

Ты меня заобижала.

Уходи. Пора.

Лучше б кошка забежала

Просто со двора.

Молока бы ей из кружки

В блюдце ей налил.

О тебе, плохой подружке,

Сразу бы забыл.

-Как вашему ребёнку удаётся справиться с эмоциональными переживаниями?

-Как вы ему помогаете в этом?

Входит ребёнок:

Я один остаюсь,

Я совсем не боюсь.

За окошком темно.

Это мне всё равно.

Свет по всюду включу,

Посижу, помолчу

Занавешу окно.

Папа с мамой в кино.

Я один остаюсь.

Я совсем не боюсь.

Может в кухню схожу,

За столом посижу.

К чаю пряники есть.

Но не хочется есть…

Кто-то в стенку стучит.

Телевизор молчит.

Я в ответ постучу.

Телевизор включу.

Время быстро пройдёт.

К нам чужой не прийдёт.

Холодильник урчит.

Кто-то в стенку стучит.

Папа с мамой в кино

Очень-очень давно…

- Какими средствами пользуется ребёнок, чтобы преодолеть страх?

- Как поступил бы ваш ребёнок?

- Считаете ли вы целесообразным оставлять ребёнка одного?

-Нужно ли обсуждать с ребёнком чувства, которые он испытывает в разных жизненных ситуациях?

На стульях сидят два взрослых, подходит ребёнок в слезах: «Он отнял машинку…». Взрослые просят идти играть. Ваша реакция?

Важно слышать и слушать ребёнка. Обязательно повернитесь к нему лицом. Важно, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

Ребёнок рисует, взрослый разговаривает по телефону. Собирается идти в гости, ребёнок сопротивляется.  Ваша реакция?

Понимать потребности ребёнка, понимать их и отвечать им своими действиями- значит активно слушать ребёнка.

Любите ребёнка.

Контролируйте свои поступки.

Ограничивайте в излишествах.

Защищайте и заботьтесь.

Высказывайте недовольство в конкретной форме.

Давайте советы детям.

 «Права детей в семье»

В настоящее время система нормативного обеспечения прав детей достаточно полно представлена в документах международного права, нормативно-провавыми актами на федеральном и региональном уровнях. В конвенции ООн о правах ребёнка заложены два принцыпа:

-ребёнок-самостоятельный субъект права, т.е. обладает всем комплексом гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека.

-приоритетность детей перед потребностями общества, религии.

Можно выражать недовольство определёнными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом. Недовольство действиями не должно быть систематическим. Защита прав и интересов возлагается на родителей, но она не должна осуществляться в противоречии с интересами в семье, на защиту, на возможность свободно выражать своё мнение.

Защита прав ребёнка в семье:

- принимать ребёнка таким как он есть и любить его.

-обнимать ребёнка 8 раз в день

-выражать недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом

-верить в лючшее, что есть в ребёнке, поддерживать его

-родительские требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребёнка

-наказание не должно вредить здоровью- ни физическому ни психическому

-наказывая ребёнка, лучше решить его хорошего, чем сделать ему больно

-если ребёнку трудно и он готов принять вашу помощь, обязательно помогите ему

-должна быть обеспечена специальная защита и представлены возможности и  благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном положении здоровым

-ребёнку должно принадлежать с  его рождением право на имя и гражданство

- должно принадлежать право на здоровый рост и развитие

- принадлежит ребёнку право на надлежащее питание, жилище и медицинское обеспечение

-ребёнок имеет право на получение образования

- ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации

-ребёнок должен ограждаться от дискриминации

ΙΙ. Тренинг.

1.Знакомство «Карусель». Участники образуют два круга внешний и внутренний. По сигналу оба круга начинают движения в противоположные стороны. По следующему сигналу останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу, поднимают руку и произносят своё имя.

2.«Дружба начинается с улыбки». Участники встают в круг, берутся за руки, смотря соседу в глаза, молча дарят ему добрую улыбку.

3.«Имя». Родители произносят имя своего ребёнка сначала грубо, нежно, с улыбой (отметить реакцию ребёнка).

4.«Поводырь». Ребёнку завязывают глаза, он кладёт руку на плечо родителю, который ведёт его наиболее комфортным путём, чтобы он не ударился.

5.«Коровы, собаки, кошки». Ведущий шепчет на ухо участникам название животных, после чего бродят по залу и «говорят», как животные. Задача – быстро объединиться в группы.

6.Танец «Поссорились-помирились».

7.Танец «Утята».

8.«Путешествие на облаке». Под спокойную музыку участники удобно садятся, закрывают глаза. Релаксация.

ΙΙΙ. Рисование вместе с ребёнком на тему «Хорошее настроение».

Выполняют общий рисунок, держа каждый свой карандаш, вместе задумывают и реализуют.

Конспект родительского клуба «Взаимоотношения взрослых и детей»

Ι. Мини – лекции

«Межличностные отношения в семье»

Любовь- это значит приносить друг другу радость, заботиться о любимом, уважать дела его, обязанности, иметь общую цель в жизни. Наверное, каждому из нас знакомо чувство нетерпения, с которым мы спешим домой после рабочего дня. Нас греет мысль, что сейчас увидим дорогие нам существа: жену, ребёнка. А женщине, естественно, хочется поскорее окунуться в атмосферу дома, где она так много значит для мужа и детей… Важные для нас понятия «семья» и «дети» помогают нам набраться сил перед новым трудовым днём, чувствовать себя значительнее. Отец- образец, с которого ребёнок  сознательно или неосознанно копирует поведение. Перенятое в раннем детстве нередко остаётся на всю жизнь, в значительной мере определяя достойное или недостойное поведение молодого мужчины. Отец помогает мальчику развить в себе такие истинно мужские черты характера, как смелость, выдержка, великодушие и т. д. Для дочери отец- первый образец мужчины, первый пример положительного или отрицательного мужского поведения. Есть прямая связь, явная зависимость между хорошим примером отца и счастливой семьёй, созданной его дочерью. Отец- это сила, ум, опора семьи в житейских трудностях. Это рассудительный, справедливый старший друг детям. Отец великодушен и самоотвержен. Под его наблюдением и защитой детям хорошо и радостно жить. Отец своим присутствием и примером сообщает детям уверенность в поступках и достижении цели. Он не позволит идти в жизни ложным путём. Жизнь отца в семье- на глазах у детей. Они все видят, замечают все ошибки и погрешности в поведении и осуждают за это строго, жестоко. Сама жизнь подсказывает афоризм: родители учат маленьких детей всем наукам, а дети родителей одной- практической нравственности. Каждый ребёнок с младенческого возраста ощущает доброе, теплое к себе отношение. Психическая уравновешенность матери, её хорошее настроение, милая улыбка, приветливое, ласковое слово вызывают у ребёнка положительные эмоции. Все отрицательные эмоции матери, даже если они не относятся к ребёнку, воспринимаются им как наказание. Отсутствие материнского внимания вызывает у ребёнка ещё большую потребность в духовном общении. Если эта потребность остаётся неудовлетворённой в раннем детском возрасте, то возможно  нарушение всего процесса психического развития. Отношение ребёнка к матери во многом определяет его будущую жизненную позицию. Одновременно с физическим развитием ребёнка происходит его духовное, социальное формирование, которое также зависит в первую очередь от матери, от её умения воспитать у ребёнка необходимые жизненные навыки. Бескорыстная преданность матери формирует «душу» её ребёнка, создаёт его как личность, воспитывает его эмоциональный профиль, даёт предпосылку для развития и претворения в жизнь всех способностей ребёнка .Одновременно формируется и любовь детей к матери. Их прочная духовная привязанность к ней и ко всей семье. Отношение детей к матери проявляется как олицетворение всего самого лучшего, как гарантия, источник и опора в жизни. Следствием этих отношений, их причиной становиться и отношение детей к матери. При этом настоящие матери не воспитывают в детях какое-то целенаправленное, ярко выраженное эмоциональное отношение к себе.  Любовь детей к матери является, как правило, «вторичным продуктом», отражением той материнской любви, которую дети испытывают постоянно. Степень чувства любви детей к матери зависит от того, как воспитывает она в детях отношение к другим людям, вещам, ко всем ценностям жизни, как она передаёт им свои собственные духовные ценности. Для здорового психического развития детям необходимо ощущение уверенности, надёжности и обеспокоенности своего положения. Это чувство появляется у ребёнка тогда, когда он ощущает и видит его у матери. Дружеские, тёплые отношения между отцом и матерью выполняют с этой точки зрения очень важную функцию. В детях развивается способность и потребность так же относиться к другим людям. Поэтому постоянной и первоочередной заботой женщины является обязанность поддерживать в семье любовь. Бережно охраняя любовь к своей семье, она тем самым добивается и ответного к себе полного любви отношения остальных членов семьи. Для того чтобы из новорождённого младенца вырос человек в полном смысле этого слова, человек такой, каким он должен стать, чтобы прожить полную радости и смысла жизнь, быть полезным своему обществу, необходима искренняя и прочная взаимная любовь между родителями. Воспитанием в семье закладываются элементы будущего материнства или отцовства. Формируются способности людей со временем стать хорошим мужем или женой. Ребёнок внутренне сопротивляется, когда чувствует, что у матери не хватает для него времени, и она старается как можно быстрее от него избавиться, чтобы посвятить своё время другим делам. Он неизбежно, хотя и подсознательно, даёт душевный отпор такому поведению матери. Вместо того , чтобы  правильно эмоционально реагировать на справедливые требования матери, постепенно осваивать нормы поведения, к которым хочет приучить его мать, ребёнок начинает бунтовать, будто бы назло становиться непослушным, тем самым провоцируя мать на гнев, на реакцию озлобления, которая ещё больше расстраивает  ребёнка. Дети, живущие в такой дискомфортной для них психики обстановке, чаще всего болезненны, что делает их для матери ещё более неприятной обузой. Как правило, в дальнейшем дети из таких семей становятся  трудновоспитуемыми, надменными, недоверчивыми и недружелюбными людьми.

«Личностная зависимость взрослых и детей»

Ребёнок, командующий взрослыми, попадает в ловушку: искренне веря в свою оригинальность и самостоятельность, он, чем дальше, тем больше отстаёт от сверстников. Чем дальше, тем больше становиться малоконтактным, шаблонным типажом с набором стандартных качеств и черт. Ребёнку вредно чувствовать себя  «пупом Земли» , центром, вокруг которого вращается минивселенная. Такой детоцентризм приводит к формированию потребительской психологии: дети начинают считать родных своим придатком, существующим лишь для того, чтобы удовлетворить их потребности и прихоти. Другие единоличники ревнуют мать к работе или к подругам. Они могут вырасти несамостоятельными, зависимыми, часто и во взрослом возрасте бывают, неспособны на смелые, решительные поступки. Недовольство собой вызывают депрессии,  а отсюда уже во взрослом возрасте помешательство до зависимости от алкоголя или наркотиков. Не овладев волей к преодолению трудностей, такие дети предпочитают идти по накатанному пути, делая лишь то, что им даётся без труда- это в основном развлечения. И потом, развитие происходит, когда человек имеет какие-то образцы для подражания, идеалы, на которые он равняется и которые стремится достичь. Если же кроме себя, любимого, иных идеалов у него нет, то и развития нет. Родители должны последовательно действовать, должно быть единство требований, требования должны быть посильными, у ребёнка должен быть положительный идеал, на который он хотел бы быть похож, родители могут идти на разумный компромисс, сбалансировать права и обязанности.

ΙΙ. Тренинг

  1. Приветствие «Клубок». Передача по кругу клубочка с улыбкой.
  2. «Шум дождя». Выполняют действия – потирают ладони, хлопают, постукивают ногами, пощёлкивают пальцами и в обратной последовательности.
  3. Мини – соревнования «Кто быстрее построит домик из палочек».
  4. «Дорисуй фигуру» дорисовать геометрическую фигуру так, чтобы получился какой-нибудь предмет.
  5. Игра «Море волнуется»
  6. «Сказка». Участникам предлагается с помощью невербальных средств изобразить героев сказки.
  7. Танец «Если нравится тебе…».

ΙΙΙ. Рисование «Моя и мамина рука». Ребёнок обводит положенную на лист бумаги ладонь мамы (папы) и наоборот, затем расспрашивают.

            Конспект родительского клуба

«Наказания и поощрения»

Ι. Мини – лекции

«Порицание и упрёки»

«Что делать с ребёнком, который постоянно капризничает?»- этот вопрос волнует многих родителей.

Давайте, прежде всего, разберёмся в том, что же такое капризы. Ведь так часто бывает, что мы произносим слова и не даём себе отчёта, что эти слова обозначают. Капризами мы называем лишь такие действия, которые лишены смысла или разумного основания. Надо признаться, что капризничают не только дети, но иногда и взрослые. Капризничают часто больные, слабые женщины, а нередко и мужчины. Но заметьте, что здоровый сильный человек – всё равно, взрослый или ребёнок – не капризничает. Вот вам одна из причин детских капризов – это слабость ребёнка, слабость или его здоровья, или слабость нервов, или слабость воли.

При помощи капризов, плача, нытья из-за пустяков ребёнок старается, сам того не сознавая, вознаградить себя за свою слабость. По-настоящему что-либо делать, проявить себя, играть, как здоровые дети, он не умеет, и вот он свои силы растрачивает в капризах, бессмысленных прихотях. Ему нужно показать себе и окружающим, что он что-то значит, что он имеет силу, и он командует в доме и расстраивает свою жизнь и жизнь взрослых. Своими постоянными требованиями и просьбами он напоминает о себе. Точно так же и всякому ребёнку – и здоровому, и слабому – хочется играть роль в жизни и обращать на себя внимание окружающих, слушать их похвалы, заставлять их исполнять свои желания. Но в то время,  как здоровый ребёнок добивается всего этого своей силой, умелостью, ловкостью, слабый или неправильно воспитанный ребёнок старается достигнуть этой же цели капризами. Этот путь для него самый лёгкий и самый верный.

Капризы всегда обозначают, что в поведении ребёнка, в его характере нет настоящей силы, есть какая-то слабость, неустойчивость, нет надёжной, твёрдой линии.

Обратите внимание на то, что капризными бывают очень часто дети изнеженные, заласканные, дети, которым в семье во всем потворствуют. Почему это так? Во-первых, потому, что, как говорит поговорка, «с едой приходит аппетит». Чем больше потворствуют прихотям ребёнка, тем ненасытнее становится желание всюду и всегда командовать, быть на виду.

Во-вторых, изнеживающее воспитание делает детей слабовольными, беспомощными. Когда такие дети встречают вне семьи (на дворе, на улице, в школе) вполне понятное противодействие своим капризам и претензиям, они силой, находчивостью, смелостью не в состоянии преодолеть это противодействие, к которому они не привыкли. И в них возникает чувство обиды. На ком же эти дети могут безнаказанно проявить накопившееся озлобление? Конечно, только на тех, которые покорно и любовно терпят все от них, т. е. на родителях. И в своих капризах заласканные в семье дети вымещают озлобление, которое вызвано их бессилием – плодом неправильного воспитания. Так ошибки в поведении родителей не только портят характер ребёнка, но и горько отзываются на них самих.

Не только заласканность и изнеженность вызывают детские капризы, но и обратная ошибка в воспитании – несправедливое, чёрствое отношение может породить самые упорные, самые тяжелые капризы. К сожалению, в семьях не редко бывает: одного ребёнка всегда осыпают похвалами, согревают лаской и любовью, другой всегда слышит  только укоры и выговоры, ни ласки, ни любви он не видит. Путь первого проходит как бы по солнечной стороне, другого – в тени. Ребёнок чувствителен к малейшей несправедливости, он очень ревниво и болезненно ощущает всякое преимущество, которое выпадает на долю сестры или брата, и всякое проявление пренебрежения к себе. И в душе обойдённого ребёнка зарождаются тяжелые чувства зависти, вражды к «любимчикам» и злобы к обидчикам. Из этих чувств вырастают в ранние годы самые неожиданные и упорные капризы, в более старшем возрасте – грубость, хулиганство, бегство из дома.

Итак, мы видим, что детские капризы, как и всё в поведении ребёнка, не случайность. Они всегда имеют какой-то источник, который их питает, они всегда скрывают за собой ту или иную слабость ребёнка, несостоятельность или изъян в его жизни, а неправильное поведение взрослых поддерживает и укрепляет их, помогает им пускать всё более глубокие корни в поведении  малыша.

Теперь, когда мы узнали источники детских капризов, мы легче можем уяснить себе, какой путь надо выбирать для борьбы с ними.

Надо устранить причины, вызывающие неправильное поведение малыша, и тогда постепенно исчезнут капризы. Надо, следовательно, во-первых, укрепить ребёнка - сделать его смелым, сильным для того, чтобы он не искал в капризах способы командовать и играть роль, во-вторых, изменить поведение взрослых.

Даже тогда, когда  малыщ родился с болезненными задатками, с унаследованной от родителей неустойчивостью нервов, всё внимание в борьбе с капризами должно быть обращено на окружающую ребёнка обстановку, на правильное его воспитание. Ровное, справедливое и спокойное отношение, которое взрослые должны проявлять ко всем детям, по отношению к капризному ребёнку особенно необходимо, потому что капризы вызываются и поддерживаются всем тем, что дети видят вокруг себя и что они испытывают. Чрезмерные ласки, как и постоянные выговоры и упрёки, особенно вредны в воспитании капризных детей. Надо самим родителям и всем взрослым членам семьи проявить известную сдержанность и твердость в своем поведении и в отношениях. Ребёнок не должен быть свидетелем гневных вспышек, необузданных поступков, быстрых, резких переходов от одного настроения к другому.

Эта ровность должна соблюдаться  во всём, в  одежде, в  игрушках. Надо избегать пестроты, постоянной смены одной вещи другой, частой покупки все новых и новых игрушек, чрезмерного расхваливания, как и постоянного порицания.

Необходимо  всеми силами стараться вести себя так, чтобы ребёнок не мог подумать, что взрослые следят за каждым его шагом, ловят каждое его слово. Из всех ошибок,  которые родители делают в воспитании, одной из самых частых и вредных является та, что они держат ребёнка всегда начеку. Что бы он ни делал и ни говорил, он знает, что ничто не ускользнет от взглядов и вмешательства взрослых: то он им нравится – и они хвалит его, то не нравится – и они упрекают или бранят его. Это постоянное вмешательство взрослых побуждает и напрягает нервы  малыша, и он становится раздражительным, капризным, упрямым.

Если родителям удаётся создать в семье здоровую, спокойную обстановку, если им удаётся разумно изменить окружающую жизнь и своё собственное поведение, то они  могут вызвать благотворную перемену в характере ребёнка и его поведении.

Для борьбы с капризами родители должны в первую очередь пускать в ход все средства, которые способствуют  укреплению здоровья: соблюдение режима дня, правильное питание, ежедневные прогулки на свежем воздухе, занятия физкультурой, различные закаливающие мероприятия и т.д.

Советы родителям:

  • Сохраняйте больше спокойствия по отношению к капризам!
  • Не раздувайте всякую мелочь, не тратьте на борьбу с каждым капризом свои силы и  силы ребёнка!
  • Будьте в своих отношениях к ребёнку справедливы!
  • Не расхваливайте его чрезмерно, не выдвигайте всегда вперёд, но и не оставляйте в тени! Щадите его чувствительное самолюбие, не поносите его и не выставляйте напоказ его недостатки, особенно в присутствии других (детей и взрослых), но и не раздувайте его самомнение, его тщеславие.
  • Не проявляйте к капризам ребёнка своего постоянного внимания! Не говорите о них в его присутствии, не упрекайте его и не упрашивайте. Помните, что ребёнок очень любит, чтобы на него обращали внимание, чтобы о нём говорили и с ним возились.
  • Проявляйте чаще равнодушие к капризам ребёнка, как будто вы не замечаете их, как будто они не имеют в ваших глазах большого значения. Такое хладнокровное отношение – надёжнейшее средство борьбы с капризами!

  Правильное воспитание детей – дело сложное, оно требует не только любви, но и много знаний и умения,   большой мудрости, выдержки и терпения. Чего я Вам от всей души желаю!

«Наказания и поощрения»

Поощрение и наказание один из самых древних методов воспитания детей. Ведь воспитание - целенаправленный процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования определенных качеств человека.
Очень часто возникает противостояние, то есть ребёнок не желает принимать к сведению или исполнять то, что от него требуют. В таком случае возникает вопрос: "Как же добиться исполнения требований?" Вот тут-то мы и вспоминаем о поощрении и наказании.Для большинства людей именно эти методы, являются основными в воспитании ребёнка.
К сожалению, чаще взрослые используют наказание, как способ воздействия на детей. Не всегда взрослые задумываются над тем, насколько глубокими могут оказаться последствие использования того или иного метода для воспитания ребёнка. Ещё реже родители, сталкиваясь с какой - либо проблемой в процессе воспитания, продумывают, насколько обоснованным и правильным будет использование поощрения и наказания для решения возникшей спорной проблемой, а также для того, чтобы ребёнок выполнил требования взрослых.
Одни считают, что надо как можно чаще наказывать и как можно реже поощрять, другие, наоборот, советуют чаще использовать поощрения, наказывать же лишь изредка. А есть и такие, кто убеждён, что истинное воспитание - это воспитание вообще без каких бы то ни было поощрений и наказаний. И всё-таки использовать в процессе воспитания методы поощрения и наказания приходиться почти всем родителям, в любых семьях. Поэтому смело можно сказать, насколько важна и актуальна эта тема, так как пока существует общество, нужно будет воспитывать подрастающее поколение. Также важно уметь правильно использовать поощрение и наказание, так как без этого невозможно осуществлять разумное воспитание детей. 
Советы для тех родителей, которые считают, что следует только поощрять, а наказывать не надо совсем:
Поощрение должно быть справедливым;
Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, в противном случае награда обесценивается;
Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребенка;
Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать;
Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.
Советы для тех родителей, которые считают, что следует только наказывать:
Наказание должно опираться на общественное мнение, то есть оно должно быть поддержано всеми членами семьи (и взрослыми, и детьми), в противном случае наказанный становиться "героем дня", жертвой, и наказание не достигает цели;
Не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите;
Не всякий детский поступок требует наказания. Если он не представляет собой нарушение морального характера, не наносит особо сильного ущерба кому-либо или чему-либо, можно ограничиться замечанием или репликой;
Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину поступка, особенности его совершения, поступки, предшествующие совершению поступка.
Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:
*терпением, эта самая большая добродетель, какая только может быть у родителей;
*объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно, но быть при этом предельно кратким;
*отвлечением, можно предложить ребёнку что-нибудь более привлекательное, чем- то, что ему сейчас хочется; 
*неторопливостью, не спешите наказывать ребёнка - подождите, пока поступок повториться;
*научите ребёнка поругать самого себя, это верный путь к самоконтролю, самоанализу, самокритике;
* измените в самом себе выражение лица - нахмурьте брови, выскажите иногда удивление, иногда возмущение, обиду или гнев;
* используйте жёсткие отрицательные обещания и следуйте обещанному до конца, к примеру "Сегодня мне придётся называть тебя только Таня, а не Танюша"
*лишите на время ребёнка любимой игрушки, поставив её на видное место, при этом напоминая ребёнку: "Скучает сегодня наша кукла".
*проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания вдвоём по теме "Что я сегодня сделал не так".
*хвалите других детей, но к месту;
*организуйте дома "уголок необдуманных поступков", где ребёнок будет наказанным не стоять, а сидеть без дела. 
Итак, овладение искусством применения поощрений и наказаний требует и от педагогов, и от родителей немалых усилий. Нужно сказать, что эти методы не универсальны, добиться положительного результата в воспитании ребёнка, используя только методы поощрения и наказания невозможно. Результат воспитания будет зависеть от умелого использования и сочетания всех существующих методов, средств и приёмов воспитания. Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа, спор, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования, да и сам ребёнок себя может изменить. Самонаблюдения, самооценка, самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые. 
ΙΙ. Тренинг

  1. Приветствие «Обнималки». Под спокойную музыку участники передвигаются по аудитории. По хлопку ведущего участники обнимаются.
  2. «Услышь меня». Родители и дети расходятся в разные стороны, дети одновременно говорят что-то родителям. Они должны среди многоголосья найти своего ребёнка.
  3. «Магазин игрушек». Парами дети – игрушки, родители – продавцы, продавцу должен активно расхваливать свой товар.
  4. Танец «Встаньте дети, встаньте в круг…»
  5. Игра «Невод» Двое игроков – «рыбаки» - берут друг друга за руки, образуя «невод». Все остальные – «рыбки». Рыбаки ловят неводом рыбок. Пойманные дети берутся с рыбаками за руки, увеличивая невод. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся две не пойманные рыбки. Они – победители.
  6. Танец «Лавата»

ΙΙΙ. Рисование «Моё чувство».

 Родители и дети рисуют своё настроение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Совместная деятельность педагога с детьми "Откуда текут молочные реки" с использованием ИКТ.Старший дошкольный возраст

Методическая разработка включает в себя конспект совместной деятельности  по ознакомлению старших дошкольников с окружающим миром и медиа-презентацию "Откуда текут молочные реки?"...

Методическая разработка: Совместная деятельность с детьми "Краски весны"

Данная методическая разработка предназначена для детей младшего возраста. Она содержит материалы для формирования представления детей о весенних изменениях в природе и жизни животных. Способствует раз...

Методическая разработка совместной деятельности

План - конспект совместной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром (образовательная область "Познание") "Золотая рыбка"в средней группе....

Влияние совместной деятельности на формирование позитивных детско-родительских взаимоотношений

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непони...

Методическая разработка совместной деятельности взрослых и детей в форме «Семейной гостиной» на тему «Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционные виды изобразительной деятельности для детей старшего возраста»

Актуальность: Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживает...

Выступление на родительском собрании "Гармонизация детско-родительских и семейных отношений"

Личность дошкольника формируется в семье. Родители, братья, сестры, бабушки, дедушки - самые близкие ребенку люди. От их взаимоотношений между собой, чувства привязанности и взаимоподдержки зависит бл...