Консультация для родителей Особенности познавательного развития детей 3 – 4 лет
консультация (младшая группа)

Диденко Галина Викторовна

Консультация для родителей

Особенности познавательного развития детей 3 – 4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_poznavatelnogo_razvitiya_detey_3-4_let.doc31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Особенности познавательного развития детей 3 – 4 лет

При формировании учебных умений следует учитывать, что деятельность ребенка на четвертом году его жизни приобретает целенаправленный характер. Малыши уже могут сдерживать на некоторое время свои желания и действия, у них появляется стремление к самостоятельности активности. Под руководством взрослого самостоятельность и активность постепенно приобретают осознанный характер. Это позволяет переходить от обучения, основанного на подражании действиям взрослого, к обучению, при котором организуется самостоятельная деятельность детей, направленная на выполнение определенного задания.

В ходе занятия необходимо вызывать у малышей положительные эмоциональные переживания. Общий эмоциональный подъем способствует формированию дружеских взаимоотношений.

Количество. Работа с детьми четвертого года жизни направлена на развитие представлений о множестве. Детей учат сравнивать два множества (различные группы предметов), сопоставляя элементы одной группы с другой.

Величина. Формирование у ребенка представлений о величине обогащает его сенсорный опыт, знания о свойствах предметов, готовит к измерительным действиям, с которыми его знакомят в старших группах.

Детей четвертого года жизни учат сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров, пользоваться точными словами для обозначения соотношений предметов по разным признакам: длиннее – короче, одинаковые (равные по длине); шире – уже, одинаковые (равные по ширине); выше – ниже, одинаковые (равные по ширине); толще – тоньше, одинаковые (равные по толщине); больше – меньше, одинаковые (равные по величине). определение «больше» («меньше») нецелесообразно давать сначала, поскольку дети будут обозначать словами «большой», «маленький» и такие признаки предметов, как длина, ширина, высота, толщина.

Геометрические фигуры. Представления о геометрических фигурах у младших дошкольников формируют на основе зрительного и осязательно – двигательного восприятия.

С новыми геометрическими фигурами детей знакомят путем сравнения круга с квадратом и треугольником. Сначала фигуры должны быть одного размера и цвета. В дальнейшем детям предлагают для обследования фигуры, различающиеся по цвету, а затем по размеру. Так у ребенка формируется представление о том, что форма предмета не зависит от его величины и цвета.

Ориентировка в пространстве. Пространственные представления у детей развивают во время режимных процессов в подвижных играх, на занятиях всех видов.

В начале следует проверить, знают ли малыши названия частей своего тела, лица. Только после этого детей можно учить определять направление сторон; впереди (вперед) – эта значит лицом, сзади – за спиной, различать правую и левую руки. Чтобы дети не испытывали затруднений, их надо знакомить одновременно с названиями обеих рук и различными их функциями, а также с парными взаимообратными направлениями. Например, левой рукой ребенок придерживает лист бумаги, чтобы он не скользил, а правой держит карандаш.

Освоению детьми направлений «вперед», «назад», «налево», «направо» способствуют игры с использованием стрелок – указателей. Игры с подвесным шариком направлены на усвоение понятий «вверх», «вниз».

Закрепление пространственных представлений осуществляется в процессе выполнения детьми различных заданий: положить на верхнюю полоску круги, на нижнюю – квадраты» взять в правую руку флажок, в левую – цветы; поднять руки вверх, опустить вниз.

Ориентировка во времени. Детей четвертого года жизни учат различать и называть день, ночь, утро, вечер. Части суток малыши различают по изменению содержания своей деятельности, а также деятельности окружающих их взрослых. Точный распорядок дня, строго установленное время для завтрака, занятий, игр, сна…, создают реальные условия для формирования у ребенка представлений о частях суток.

Важную роль в формировании временных представлений играет использование иллюстраций, картин, фотографий, изображающих деятельность взрослых и детей в различные отрезки времени. Рассматривая иллюстрации, малыши отвечают на вопросы: «Когда это бывает? Когда это делают? Что делают дети утром и вечером?».

Конструирование. Дети 3 – 4 лет учатся не только различать, но и правильно называть основные детали строительного материала (кирпичик, пластина, кубик, призма).

Обучение этим умениям осуществляется на занятиях (при обследовании образцов дети называют детали), а также после них во время уборки материала (сначала малыши группируют детали по форме на столах, называют их, затем убирают в коробки).

Можно использовать дидактические игры типа: «Чего не стало?», «Чудесный мешочек?» (среди предметов, предлагаемых детям, находятся и знакомые им детали).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни

До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Консультация для родителей "Особенности познавательных процессов детей 3-4 лет"

Развитие самосознания и выделение образа «Я» стимулируют развитие личности и индивидуальности. Малыш начинает четко осознавать, кто он и какой он. Внутренний мир ребенка начинает наполнять...

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для педагогов «Особенности познавательного развития детей старшего дошкольного возраста»

В дошкольном возрасте развитие познавательного характера имеет свои особенности, связанные с возрастной спецификой детей дошкольного возраста....