«Воспитание царских детей как пример для подражания»
консультация (младшая группа)

Консультация для родителей. Экскурс в историю

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_detey_v_tsarskoy_same.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

На тему: «Воспитание царских детей как пример для подражания»

Императрица Александра Федоровна писала:

                                                                                         «Родители должны быть такими,

         Какими они хотят видеть своих детей –

                                                                            Не на словах, а на деле.

                                                                                          Они должны учить своих детей

                                                                                Примером своей жизни.»

Царское воспитание детей

Выполнила: Е В Бредихина, воспитатель

Кострома 2020

       Хорошим примером для современных родителей, интересующихся различными системами воспитания, может стать воспитание детей в царской семье из последней императорской династии России. У последнего русского императора Николая Александровича и его супруги императрицы Александры Федоровны родилось пятеро детей: цесаревич Алексей и его сестры, великие княжны Анастасия, Мария, Татьяна, Ольга. Детей, несмотря на высочайшее происхождение, воспитывали строго.         Воспоминания современников и дневники императрицы позволяют составить полное представление об основных принципах воспитания царских наследников. Современники отмечают, что они росли воспитанными, развитыми, вежливыми, послушными и отличались высокими нравственными качествами.                                                                        Можно говорить о следующих воспитательных принципах, принятых в царской семье:

  • первоочередная роль личного родительского примера. Воспитание детей начинается с воспитания родителей. Пожалуй, это основа всей системы, без которой невозможно добиться эффективности воспитательного процесса;
  • религиозность;
  • искреннее послушание;
  • разумная строгость;
  • постоянная занятость детей делом;
  • патриотизм;
  • строгая дисциплина;
  • серьезное физическое воспитание;
  • спартанские условия жизни;
  • привитие нравственных качеств через реальные дела.

Наследники росли в атмосфере родительской любви. Питательной средой и устойчивой нравственной основой для них было взаимное уважение родителей. Император Николай и его царственная супруга относились друг к другу с предельным вниманием и терпением, не допускали ссор, особенно при детях, имели общие интересы. Все это самым благотворным образом отражалось на психическом здоровье детей.

 Маленькие наследники росли под присмотром тщательно отобранных воспитателей. После шести лет их общение с родителями, особенно с матерью, становилось более тесным и наполнялось ежедневным воспитательным контекстом.  При этом послушание не было навязано извне. Дети слушались родителей не из страха наказания, а из боязни огорчить или обидеть их. Безусловно, наказания в царской семье все же случались. Самым серьезным было лишение общения. Ребенок оставался в своей комнате в полном одиночестве. Так он учился размышлять о проступке.  Строгость воспитания касалось и материальной стороны. Никаких дорогих подарков. Первое настоящее украшение – золотой браслет – девочки получали в подарок на двенадцатилетие. Младшие девочки носили платья выросших сестер.  Религиозность и послушание – вот чему учили детей с пеленок. Ослушаться мать или отца было так же невозможно, как нарушить основы христианской добродетели. Высокая духовность окутывала детские души с первых дней жизни. Девочкам царской семьи запрещалось общаться с девушками высшего света, если у последних появлялся хотя бы намек на развязность. Весьма строгим был и отбор книг для чтения детей. Александра Федоровна считала, что только сильный духовный стержень позволяет сформировать гармоничную, высоконравственную, полноценную личность. Мальчиков же  с ранних лет воспитывали в патриотических традициях. Они рано начинали готовиться к военной службе. Игрушки на военную тематику традиционно использовались для ранней военной подготовки.

Особое отношение уделялось дисциплине, умению планировать свое время. Дети должны были записывать в личный дневник все события дня. Без такой записи вечером нельзя было отправиться в кровать. Эта привычка формировала не только внутреннюю дисциплину, но и ответственное, осознанное отношение ко всему окружающему. Строгость царственных родителей сочеталась с огромной нежностью. Император Николай при любой возможности проводил время с детьми. Мог вместе с ними пошалить, не видя ничего дурного в том, чтобы на время отвлечься от государственных дел. Дети ценили внимание отца на вес золота. С самого юного возраста наследники Николая II ни минуту не пребывали в праздности. Их время было расписано по минутам: обучение, рукоделие, игра, чтение, прогулки, занятия спортом. Личный пример родителей способствовал тому, что царские дети учились старательно и ответственно выполнять даже те поручения, которые им не нравились.

Важное значение Мария Федоровна придавала тому, чтобы научить детей быть полностью самостоятельными, независимым от других людей, иметь внутреннюю силу противостоять соблазнам и трудностям. Императрица считала, что родители должны подготовить детей к любому развитию событий, в том числе к испытаниям и лишениям. Цесаревич Алексей и его сестры учились самоотречению, заботились о животных, которые жили в парке недалеко от дворца, изготавливали подарки для малоимущих подданных. Милосердие и сострадание были обязательной частью духовного развития. Обязательным компонентом воспитания была высокая физическая активность. Дети проводили много времени на свежем воздухе при любой погоде, активно двигались. Пешие и конные прогулки были обязательными. Большое внимание уделялось танцевальной культуре, искусству верховой езды.

Так говорил один из воспитателей: - «Быть царским ребёнком очень нелегко. Это значит, что от тебя будут требовать очень многого: быть лучшим, соблюдать этикет, участвовать в утомительных придворных церемониях. Царские дети проводили со своими родителями очень мало времени, они были лишены той свободы, которая есть у простых, обычных детей, они не могли сами заводить себе друзей, играть с другими ребятами и делать многое из того, чем запоминается счастливое детство. Представление о том, что царские дети воспитывались изнеженными, и все их капризы немедленно исполнялись, неверно. Их воспитывали по-спартански, в строгости и дисциплине, приучали терпеть лишения и невзгоды, так как это могло понадобиться в их будущей императорской жизни. Зачастую царская корона могла стоить царскому ребёнку свободы и жизни.»

Таки образом, рассматривая нормы культуры как интегрирующее начало в системе воспитания подрастающих великих князей, Николай II осознавал, что одного книжного обучения для умственного развития его детей недостаточно. Главная цель воспитания состояла в том, чтобы путем формирования в сознании детей идеальных моделей поведения при непременном соотнесении их с реальной жизнью содействовать обеспечению стабильности в личном и общественном бытии.

Защитить ребенка от случайных явлений жизни, раскрыть значимость следования нормам культуры межличностных отношений - так ставил задачу император перед воспитателями.

 Воспитание детей в семье Николая II является образцом для подражания. Современные матери многое могут почерпнуть для себя и получить ответы на многие вопросы о воспитании детей из писем Александры Федоровны, последней Государыни Российской.

Приложение 1

Выдержки из записей императрицы Александры Федоровны 1899 года

Жизненно важно значение среды. Мы еще не вполне понимаем, как много значит атмосфера в доме, где растут дети, для становления их характера. Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом, самое родное место для нас в мире.

********

Тяжелая работа, трудности, заботы, самопожертвование и даже горе теряют свою остроту, мрачность и суровость, когда они смягчены нежной любовью, так же, как и холодные, голые, зазубренные скалы становятся прекрасными, когда дикие лозы обвивают их своими зелеными гирляндами, а нежные цветы заполняют все углубления и трещины.

********

Между братьями и сестрами должна быть крепкая и нежная дружба. В наших сердцах и нашей жизни мы должны беречь и растить все красивое, истинное, святое. Дружеские связи в нашем собственном доме, чтобы они были глубокими, искренними и сердечными, должны формировать родители, помогая сблизиться душам. Нет в мире дружбы чище, богаче и плодотворнее, чем в семье, если только направлять развитие этой дружбы. Молодой человек должен быть более вежливым со своей сестрой, чем с любой другой молодой женщиной в мире, а молодая женщина, пока у нее нет мужа, должна считать брата самым близким в мире для нее человеком. Они должны в этом мире охранять друг друга от опасностей и обманных и гибельных путей.

********

Дети должны учиться самоотречению. Они не смогут иметь все, что им хочется. Они должны учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Им следует также учиться быть заботливыми. Беззаботный человек всегда причиняет вред и боль, не намеренно, а просто по небрежности. Для того, чтобы проявить заботу, не так уж и много нужно: слово ободрения, когда у кого-то неприятности, немного нежности, когда другой выглядит печальным, вовремя прийти на помощь тому, кто устал. Дети должны учиться приносить пользу родителям и друг другу. Они могут это сделать, не требуя излишнего внимания, не причиняя другим забот и беспокойства из-за себя. Как только они немного подрастут, детям следует учиться полагаться на себя, учиться обходиться без помощи других, чтобы стать сильными и независимыми.

********

Долгом в семье является бескорыстная любовь. Каждый должен забыть свое «я», посвятив себя другому. Каждый должен винить себя, а не другого, когда что-нибудь не так. Необходимы выдержка и терпение, нетерпение же может все испортить. Резкое слово может на месяцы замедлить слияние душ. С обеих сторон должно быть желание сделать брак счастливым и преодолеть все, что этому мешает. Самая сильная любовь больше всего нуждается в ежедневном ее укреплении. Более всего непростительна грубость именно в своем доме, по отношению к тем, кого мы любим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Речь воспитателя как пример для подражания детям"

Воспитателям необходимо следить за своими словами ведь дети как губка копируют их ....

Статья. "Речь воспитателя как пример для подражания детям"

Правильная речь воспитателя и её значение....

Консультация по правилам дорожного движения "Родители, вы - пример для подражания вашим детям!"

данный материал будет полезен родителям дошкольников, педагогам дополнительного образования, родителям первоклассников, учителям начальных классов....

Поведение родителей – пример для подражания их детей.

Поведение родителей – пример для подражания их детей. Если вы говорите: «Матом ругаться ни в коем случае нельзя», то это требование должно относиться ко ВСЕМ членам семьи. В противно...

Буклет для родителей «Родитель — пример для подражания детям»

В современном мире многие люди во главу всего ставят деньги и уходят в работу с головой, тем самым, отдавая предпочтение удовлетворению своих желаний, а не правильному воспитанию ребенка. На сегодняшн...

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя - пример для подражания детям»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеХанты-Мансийского района «Детский сад «Березка» п.Горноправдинск»      Консульт...

Консультация для воспитателей «Речь воспитателя – пример для подражания детям»

В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью де...