Минибук, как развивающая игра для детей с ОВЗ.
статья

Бельченко Ирина Николаевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья – «особые дети». Когда мы занимаемся с ребенком, у которого ОВЗ, нам приходится решать самые разные проблемы. Они зависят от вида нарушений и степени их проявления. И каждому из них необходим особый подход. Речь пойдет о сенсомоторном развитии ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл консультация для родителей19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Минибук, как развивающая игра для детей с ОВЗ.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – «особые дети». Когда мы занимаемся с ребенком, у которого ОВЗ, нам приходится решать самые разные проблемы. Они зависят от вида нарушений и степени их проявления. И каждому из них необходим особый подход. Речь пойдет о сенсомоторном развитии ребенка.

 Сенсорное развитие - у ребенка с ОВЗ это процессов ощущения, восприятия, наглядного представления о предметах и явлениях окружающего мира.  Но сенсорные способности не даются человеку в готовом виде. Дети с ОВЗ рождается на свет с ограниченными способностями готовыми чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, позволяющей осязать предметы но этого не достаточно для полноценного развития и здесь на помощь приходит работа в системе сенсомоторики. Но это лишь предпосылки для того, чтобы ребенок научился воспринимать все богатство окружающего мира. Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо вести целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка нужно учить действиям рассматривания, ощупывания, выслушивания и т.д., то есть формировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его, услышать звук еще недостаточно: необходимо определить отношение данного цвета к другим цветам, данной формы к другим формам, данного звука к другим звукам. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в  данный момент воспринимает. Обеспечить усвоение систем сенсорных эталонов - вторая задача сенсорного воспитания.    Опыт показывает, что дети далеко не всегда самостоятельно используют в деятельности те возможности восприятия, которые у них есть. Этому их надо учить.

Важность общения родителей со специалистом.

 Я уверена, что любая программа помощи ребенку с ОВЗ может принести пользу лишь тогда, когда она с самого начала основана на непосредственном общении родителей и специалистов. Только таким образом мы сможем ориентироваться на потребности и меняющиеся приоритеты как ребенка, так и семьи.

 Что мы понимаем под общением? Общение предполагает по мере двух участников, один из которых говорит, а двух участников, один из которых говорит, а другой – слушает. Но для истинного понимания обязательно еще одно условие - чтобы оба участника использовали один и тот же «код» для расшифровки мыслей и сообщений, которые они передают и получают в процессе общения. Вот почему так важно стремиться к партнерству.

Одна из задач специалистов – помочь родителям изменить их обычные  способы развития своего ребенка. Когда специалист начинает заниматься с ребенком ему важно знать, что умеет ребенок и чему он научился. Важно чтобы родители делились своими наблюдениями. Специалисту будет полезно знать следующее:

- Что родитель может сказать о развитии ребенка? Почему вам кажется, что он отстает в развитии или развивается не так, как другие дети?

-Какие проблемы вы считаете главными?

-Случалось ли когда-нибудь, что ребенок неожиданно для вас делал что-то, ранее казавшееся для него недоступным?

Когда оба родителей не могут одновременно присутствовать на терапевтическом занятии с ребенком, видеозапись дает им возможность посмотреть дома на то, что ребенок делал на занятии, и узнать об изменениях программы. Обсуждение видеозаписи помогает родителям определить, что им непонятно или с чем они не согласны, и вместе сформулировать вопросы.

Видеозапись способна также помочь родителям научиться отдельным приемам работы с ребенком.

Партнерские взаимоотношения не означают, что мы всегда будем полностью согласны друг с другом, но продуктивное взаимодействие-это стремление разрешать противоречия и достигать взаимопонимания тех или иных методик.

Я надеюсь, что из всего сказанного выше понятно, как важно равноправие общения родителей со специалистами и каково значение вклада родителей в этот процесс.

Рекомендации для родителей в обучение детей через игру.

 Важность игры для развития ребенка хорошо известна, но даже если сейчас родители не знают, как надо играть с детьми. Игра – увлекательнейшее освоение мира. Суть игры - это удовольствие, причем как для ребенка так и для родителей. Ведь именно родители играют важную роль учителей для своих детей.

Как ребенок учиться?

Ребенок учиться, когда:

- прикасается к чему-то,

-смотрит,

-слушает и общается.

 Игра для детей с ОВЗ – средство для развития интеллекта, эмоции, коммуникации, крупной и мелкой моторики. Но такой ребенок может развиваться медленнее. Только наша помощь, руководство и поддержка позволяет малышу с ОВЗ, у которого нарушены восприятие и внимание, ответная реакция или кратковременная память, получить от игр и удовольствие и пользу. Ребенок с ОВЗ часто не может координировано и ловко действовать пальцами рук из-за того, что не может правильно выполнять определенные движения. Но если мы поможем ему во время игры использовать уже приобретенные, пусть и весьма ограниченные, навыки, мы позволим ему учиться.  И в данной работе нам не обойтись без участия родителей. Вот как это можно сделать:

- подбирать игрушки,  которые соответствуют уровню интеллектуального и физического развития ребенка; размер игрушки должен позволять малышу удерживать ее;

-учитывать предпочтения ребенка – выбирать игрушки, которые нравятся и интересны ему;

-учитывать насколько малыш усидчив и способен удерживать внимание;

-позволяйте ребенку самому исследовать, самому выбрать темп и инициировать игру, вмешивайтесь и помогайте только при необходимости;

-давайте простые указания, используйте короткие предложения.

 Играя с ребенком, помните, что главное – его интерес и любознательность, его стремление разрешить задачи, которые игрушки ставят перед ним, а отнюдь не успешность выполнения задачи.

Одной  из таких игрушек являются книжка  на развитие сенсомоторики - минибук который предназначен для детей с ОВЗ имеющий отклонения в познавательной развитие с ее помощью происходит развитие сенсорных эталонов, память, внимание, мышление.

Минибук это мягкая книжка, в торой на каждой странице используются съёмные детали.

Преимущества минибука

 Высокие мотивационные возможности минибука к познанию окружающего мира, обостряется чувствительность ребенка, активизируются  его мысли. Минибук обеспечивает  почти мгновенное установление теплого контакта между  педагогом и ребенком-  эффективность и результативность работы. Мозг ребенка активизируется через стимуляцию базовых чувств  (зрения,  слуха, обоняния,  осязания,  вестибулярных рецепторов) и развивает процесс саморегулирования - межанализаторная связь, ненаправленная коррекция.

Изолированная подача сенсорных эталонов, возможность регулирования длительности  и  мощности, дозированности и систематизированности их воздействия на   анализаторы ребенка в зависимости от структуры и тяжести дефекта конкретного человека.

Методические рекомендации по работе с минибуком.

  1. Цветочек дружит с бабочкой

цветочек дружит с пчелками

с грибочком и дождинками

 и маленькими гусеничками.

Задание: предложить ребенку прикрепить насекомых вокруг цветочка.

  1. А у божьей у коровки

крылья – пестрые обновки.

На спине у модной крошки

видим черные горошки.

Задание: предложить ребенку зацепить ножки за пуговицы.

  1. С пальмы падали бананы

прямо в лапки обезьяна.

Маленькая обезьяна

а теперь пора бананы

сосчитать у обезьяны.

Раз, два, три, четвертый есть

можно их на завтрак съесть.

Задание: предложить ребенку посчитать количество бананов, разделить бананы на «мало» и «много», закрепить травку и солнышко.

  1. Их немного, только семь

но они известны всем!

Семь цветов нас радует

догадались это радуга.

Задание: предложить ребенку назвать цвета радуги по порядку.

  1. В пирамидку я играю

словно башню собираю.

Все цвета я подбираю.

по размеру подставляю.

Задание: предложить ребенку собрать пирамидку соответственно размеру и цветовой палитре радуги.

  1. Бабка фартук одевала

бабка фартук примеряла.

Тот большой, тот маленький

новый есть и старенький, примеряла все на глаз

средний фартук в самый раз.

Задание: предложить ребенку выбрать соответствующий размеру фартук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!» Развивающие игры для детей дошкольного возраста:

Консультация для родителей «Играйте с детьми дома!»Развивающие игры для детей дошкольного возраста:1. Что лишнее?у этой игры множество вариантов. Время от времени устраивайте ребёнку трени...

Игры-потешки, развивающие игры для детей от 1,5 до 2 лет

Представлены примеры развивающих игр для детей от 1.5 до 2 лет....

Развивающие игры для детей с ОВЗ «Играем дома»

  Уважаемые родители, чтобы ребенок с ограниченными возможностями здоровья постоянно развивался, необходимо регулярно играть с ним в развивающие игры. Но развивающие не значит скучные и не...

Развивающие игры для детей от года до трёх "Играя, познаём"

Уже в самом раннем возрасте ребёнок может активно познавать себя, свои возможности и окружающий мир. В этом ему помогут простые игры, организованные взрослыми: Игры с крупой, водой, сорировка предмето...

Моторные игры для дошкольников: Развивающая игра для детей младшей группы «Веселые колечки».

Дети любят играть дома и на улице, но порой, сложно придумать, чем их занять. Есть веселое развлечение, которую можно организовать и в квартире, и на улице. Это игра — «Веселые колечки&raq...

"Играем дома!" развивающие игры для детей 3-4 лет

Игра - это самое важное, интересное и значимое для ребенка. Это и радость, и познание, и творчество. Игровая деятельность является ведущей для дошкольника. Умение играть ребенок приобретает в процессе...