Консультация-практикум "Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Юлик Светлана Анатольевна

От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Для четкого произнесения звуков нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. В этом поможет артикуляционная гимнастика. Хотелось бы обратить внимание на относительно новый подход в проведении артикуляционной гимнастики, предложенный Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. – это биоэнергопластика.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

учитель-логопед Юлик С.А.

Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью. Как правило, таким детям требуются специальные занятия. Одной из проблем является нарушение звукопроизношения. Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка? От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, а в дальнейшем, при обучении в школе, отсутствие проблем в усвоении школьной программы. Такие трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Плохо говорящие дети постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, необщительными. Хорошо, если дети занимаются постановкой звуков со специалистами-логопедами. Но иногда, в легких случаях, достаточно бывает проконсультироваться с логопедом и позаниматься с ребенком дома, самостоятельно.

Для четкого произнесения звуков нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. В этом поможет артикуляционная гимнастика. Она является основой формирования речевых звуков. Артикуляционная гимнастика включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения звуков как в речевом потоке, так и каждого звука по отдельности.

К сожалению, процесс формирования правильных артикуляторных укладов достаточно длителен и его необходимо разнообразить, сделать более интересным для ребёнка.

Хотелось бы обратить внимание на относительно новый подход в проведении артикуляционной гимнастики, предложенный Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. – это биоэнергопластика.

Термин «биоэнергопластика» состоит из двух слов: биоэнергия и пластика. По мнению И.В. Курис, биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри человека. Пластика – плавные, раскрепощенные движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики.

«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек, как биологический объект: энергия – сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика – связанное пластичностью движение, которое характеризуется непрерывностью, энергетической наполняемостью, эмоциональной выразительностью.

В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы.

Работу с использованием метода биоэнергопластики при выполнении артикуляционной гимнастики можно разделить на несколько этапов.

Предварительно с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без использования движений рук. Артикуляционную гимнастику выполняют перед зеркалом, а логопед (воспитатель, родитель) сопровождает выполнение упражнений движениями своей руки. Это позволяет ребенку привыкнуть к необычным движениям. Некоторые дети уже на данном этапе, подражая взрослому, выполняют похожие движения руками.

На следующем этапе выполняется артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой перед зеркалом.

На третьем этапе все упражнения выполняются без зеркала, но с одновременным выполнением.

И на заключительном этапе полностью убирается зрительная опора – ребенок выполняет упражнения самостоятельно на основе кинестетических ощущений.

Предлагаю вашему вниманию примерный комплекс упражнений и игровые варианты проведения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики (приложение 1, 2, 3).

Приложение 1.

Комплекс артикуляционных упражнений

с применением биоэнергопластики.

  1. «Окошко»: широко открыть рот, одновременно раскрыть обе руки, широко растопырив пальцы. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

Биоэнергопластика в артикуляционной гимнастике у дошкольников с речевой патологией                         http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461667397.jpg   

  1. «Заборчик»: растянуть губы в широкой улыбке, обнажив зубной ряд, поставить перед собой обе руки ладонями к себе с соединенными пальцами. Под счет до 5 удержание статичной позы. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461667504.jpg

  1.  «Хоботок»: вытянуть губы вперед, как при произношении звука У, вытянуть соединенные ладонями руки вперед перед собой. Под счет до 5 удержание статичной позы. Убрать губы – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461667587.jpg

  1. «Лопаточка»: открыть рот, высунуть широкий расслабленный язык, рука перед собой ладонью вверх, пальцы соединены между собой. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461667689.jpg

  1. «Чашечка»: широко открыть рот, загнуть передний и боковые края языка в форме чашечки, рукой также показать чашечку. Удерживать позу под счет до 5. Закрыть рот – собрать руки в кулаки. Упражнение повторяется 3-4 раза.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461668276.jpg

  1. «Качели»: рот открыт, переставлять кончик напряженного языка под счет раз-два к верхней губе, затем к нижней губе. Сопровождать одновременными синхронными движениями ладоней обеих рук вверх –вниз. Динамическое упражнение.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461668587.jpg                     http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461664050.jpg

  1. «Конфетка»: языком «нарисовать» 5 кругов на внутренней поверхности щеки справа, затем слева. «Нарисовать» 5 кругов пальцем в воздухе перед собой справа – затем слева.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461668183.jpg

  1. «Парус»: рот открыт, поставить кончик напряженного языка на бугорки за верхними резцами. Правая рука ладонью вниз расположена перед собой горизонтально, левая рука перпендикулярно к ней расположена вертикально. Под счет до 5 удержание статичной позы.

http://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-632037-1461668496.jpg

Приложение 2.

Игровые варианты проведения артикуляционной гимнастики с применением биоэнергопластики.

Весна.

Текст

Движения артикуляторных органов

Движения рук

Стучат все громче дятлы,

Синички стали петь.

Встает пораньше солнце,

Чтоб нашу землю греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

А из-под старой травки

Уже глядит цветок.

Раскрылся колокольчик

В тени, там, где сосна,

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

«Барабанщик».

«Качели».

«Мостик».

«Блинчик».

«Чашечка».

Чередование положений широкий – узкий язык.

«Болтушка» на верхней губе.

Согнутые пальцы правой руки стучат в выпрямленную ладонь левой.

Пальцы обеих рук сгибаются и разгибаются в направлении от себя – к себе.

Правая рука изображает мостик на левой.

Дети протягивают выпрямленные ладони перед собой.

Складывают ладони ковшиком.

Пальцы рук раздвигаются и снова собираются вместе.

Изображают звенящий колокольчик.

Приложение 3.

Кошка и горшок с молоком.

(к темам «Домашние животные», «Посуда»)

Текст

Движения артикуляторных органов

Движения рук

В кухне нашей под столом

Стоит крынка с молоком.

К крынке кошка подошла,

Сверху сливки попила

Глубже сунулась в горшок:

  –  Молочка напьюсь я впрок!

Что случилось? Ой-ой-ой!

Кошка крутит головой,

Налакалась молочка –

Не уйти ей из горшка!

С головы горшок не слез.

С ним и убежала в лес!

«Блинчик».

«Чашечка» вне ротовой полости.

«Кошка сердится».

Лакание с верхней губы широким язычком.

«Чашечка» за верхними зубами.

«Цоканье».

«Маятник».

Широким языком слизывать с верхней губы и убирать язык за верхние зубы.

«Болтушка».

Выставляют перед собой выпрямленные ладони.

«Корзиночка».

Согнутые пальцы правой руки опираются на выпрямленную ладонь левой.

Манящие движения ладонями обеих рук.

«Корзиночка».

Качают головой.

Ладонь правой руки мягко обхватывает выпрямленные пальцы левой руки и прячется под ладонью.

«Бегут» пальчиками рук по столу.

Литература:

  1. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.
  2. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу. М.: Аркти, 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой способствует привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, способствует развитию артикуляцио...

Статья:"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии."

В статье говорится о биоэнергопластике,что это, и как её можно использовать на логопедических занятиях.Конспект занятия :"Автоматизация звука р в слогах,словах,предложениях"....

Перспективное планирование Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

Важным условием для начала успешного  школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь.«Биоэнергопластика» включает в себя три базовых понятия: био – человек как биолог...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой...

"Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой"

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...

Семинар-практикум для родителей «Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика»

Предлагаю материал для практикума для родителей на тему: "Артикуляционная гимнастика и биоэнергопластика",чтобы родители знали,как следует проводить артикуляционную гимнастику в домашних условиях, поз...

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой

Соединение биоэнергопластики (движений кистей рук) с движениями органов артикуляционного аппарата – это когда в момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении н...