Доклад на родительском собрании «Ложь»
консультация (подготовительная группа)

Исмагилова Рамзия Рифатовна

..........................................................................................................................

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_roditelskom_sobrani2.docx14.98 КБ

Предварительный просмотр:

                 Доклад на родительском собрании    «Ложь».

   Когда мы вникаем в сущьность слова «ложь», возникает ощущение чего-то скользкого, что обвивает и душит человека, как змея.

  Ложь – это искажение действительности. Она оскорбляет человеческое достоинство, дискридитирует справедливость, противоречит моральному кодексу общества. Человек, который лжет, нарушает, сам того не замечая, хорошие отношения между людьми.

  Мы говорим о людях взрослых. Детская ложь несколько  иного рода, ее сущьность и причины следует проанализировать.

  Детская ложь часто оценивается неверно.  Рассказ ребенка не может правильно отражать действительность, поскольку детское познание несовершенно и ребенок не умеет выразить свои мысли и описать происходящее.  Так возникают небылицы.  Поэтому было бы неправильным говорить о детской лжи, ибо как таковой ее и нет. Почти всегда имеет место выдуманная история, измышление.  Правда, измышлениями дети часто маскируют свои неблаговидные поступки, но это не ложь, а примитивное средство самозащиты.  Ложь предполагает злой вымысел. У ребенка же просто не хватает умения приспосабливаться, а иногда он говорит неправду из прихоти или для забавы.

  Можно утверждать, что в раннем детстве ребенок отличается большой непосредственностью, говорит и отстаивает правду и часто в обществе, связанном массой условностей, своей прямотой заставляет краснеть родителей.

  Фантазия и действительность.  В детских высказываниях чем дальше, тем больше противоречий – к правде присоединяется фантазия.  Часто ребенок не отличает фантазии от действительности, смешивает их, выдает одно за другое.  Только в предшкольном периоде ребенок настолько духовно зрел , что способен  хорошо различать фантазию и действительность. Если бабушка рассказывает предание, внучка часто прерывает ее вопросом: «А это было взаправду?»  О сказках она уже знает, что это «неправда», чертей и других  мифических существ хороший воспитатель давно уже изгнал из реальности, чтобы ребенок их не боялся. А в приданиях? Там действие происходит на грани правды и сказки, ребенок теряет уверенность, потому и задает вопросы.

   В детской психике соседствуют крайние противоположности – прямолинейность и фантазия, ведущая к выдумкам, и только у некоторых детей – к злому умыслу.  Перерастание вымысла в сознательную, расчетливую ложь мы можем наблюдать у детей, которых воспитывают неправильно.

   У нормального ребенка таких отклонений не должно быть.  У него случаются конфликты, когда вымысел и фантазия сталкиваются с действительностью, способ преодоления их определяет черты складывающейся личности.

   Дошкольный период очень важен с точки зрения формирования характера. Ребенок постепенно усваивает моральные принципы, у него зарождается совесть. Из эмоционального и духовного богатства складывается содержание и форма поведения – основа характера.

  Ничто, конечно,не совершается автоматически, и процессу формирования характера родители должны помочь.  Как правило, ребенок  воспринимает моральные принципы и сознательно придерживается их, так же как охотно и сознательно принимает и другие указания взрослых.  Для воспитания на конкретных примерах подберите короткие истории, содержащие моральный конфликт, вывод из которых напрашивается сам собой. Прочтите рассказы о великих людях, котрые ложью могли сохранить себе жизнь, но не сделали этого;  русскую сказку о пастушке, который столько раз понапрасну пугал крестьян волками, что ему перестали верить и не помогли, когда волк появился на самом деле; объясните пословицу  «У лжи короткие ноги»; воспользуйтесь конкретным случаем лжи, кражи и т.д.

    Исправление. Мягко, с  добродушным пониманием постараемся показать детскую ложь в настоящем свете: «Посмотри еще раз, так ли все, как ты говоришь?»; «Действительно ли так и было, ты не выдумываешь?»; «Мне кажется, что это было совсем по-другому».  Ребенок скоро поймет, что от него требуют точности в описании событий, и постепенно, по мере обогащения лексикона, будет все больше приближаться к правде.  В этом мы и сами ему поможем.

    Затем наступает черед указать ему на неправдоподобность в рассказах других детей.  Со временем можно сказать о том, что  рассказы некоторых детей расходятся с правдой, потому что они еще маленькие, не отличают правды и неправды. Это несколько возвысит нашего ребенка в собственных глазах, так как он правду от лжи уже отличает.  Впредь, будет более осторожным, чтобы ничего не выдумывать, передавать в рассказе все так, как было.

   Если не хотите, чтобы малыш вам лгал, не набрасывайтесь на него с упреками, если что-то натворил, не наказывайте строго за обычные детские шалости.  Если же пообещали, что он не будет наказан при условии признания и пожалеет о содеянном, сдержите слово.  Когда ребенок твердо верит вам, то не станет лгать ради самозащиты.

  И еще:  не наказывайте строго, но и чрезмерно не вознаграждайте.  Ребенку иногда удается обмануть родителей рассказом о якобы совершенном им хорошем поступке.  Те, поверив, щедро одаряет лгунишку, а он в душе посмеивается над ними. И в памяти его остается, что хитрая ложь выгодна. Так возникает ложь из коростолюбия.

    Ребенок должен также знать, что мы можем иногда ложь и простить: «Если когда-нибудь ты солжешь, может быть, и сразу и не замечу.  Но позже это все равно раскроется.  Мы все будем огорчены, что ты нас обманываешь.  Это, наверно, потому что нас не любишь.  Так вот, если такое случается и ты сразу не скажешь правды, то позже спокойно подумай и признайся.  Ты знаешь, что тебе ничего не будет, наоборот, мы будем знать, что ты хорошая девочка, потому что призналась и хочешь, чтобы мы знали правду.

  Потом, вероятно, у ребенка уже не будет внутренних препятствий для признания, может быть, вам даже удастся вызвать у него глубокое отвращение ко лжи.  И вместе с тем станет расти восхищение правдой, он почувствует: правда – это нечто великое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к родительскому собранию "Воспитание ответственности"

Все родители мечтают приучить своих детей нести отвественность за свои слова и поступки. В это м докладе приведены некоторые приемы воспитания этой черты характера у детей....

Доклад к родительскому собранию "Воспитание ответственности"

Здесь даются рекомендации родителям по воспитанию ответственности у детей...

Доклад к родительскому собранию

Родной край-Кировская область...

доклад на родительское собрание "Духовно-нравственное воспитание дошкольников"

данный материал поможет родителям сфрмировать внутренний мир ребёнка....

Доклад на родительском собрании в средней группе "Путешествие в страну знаний продолжается"

Знакомство родителей с программами, по которым будет осуществляться воспитание и обучение детей средней группы, с задачами по всем разделам программы....

Доклад к родительскому собранию

В докладе указаны правила дорожного движения для детей, и их родителей! Краткие анкеты, и рекомендационные советы!...