Игры для сенсорного развития детей раннего возраста
картотека

В раннем возрасте детей знакомят со следующими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве – сенсорное воспитание. Сначала восприятие свойств происходит изолированно (только цвет ...), а когда малыши освоят отдельные свойства предметов и явлений нужно переходить к изучению совокупности их свойств. Предлагаем вам игры на  знакомство с понятиями «свет, цвет», в которые можно играть с ребенком в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_sensornogo_razvitiya_detey_rannego_vozrasta.docx56.26 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для  сенсорного развития детей раннего возраста

В раннем возрасте детей знакомят со следующими свойствами предметов и явлений, как цвет, форма, величина, количество, положение в пространстве – сенсорное воспитание. Сначала восприятие свойств происходит изолированно (только цвет ...), а когда малыши освоят отдельные свойства предметов и явлений нужно переходить к изучению совокупности их свойств. Предлагаем вам игры на  знакомство с понятиями «свет, цвет», в которые можно играть с ребенком в домашних условиях.

 

Свет

С данным явлением дети сталкиваются постоянно в своей жизни, но делают это неосознанно.

Специально привлекая их внимание к этим явлениям можно обогатить их восприятие новыми впечатлениями.

"День и ночь"

Рекомендуется проводить вечером, когда стемнеет.

Ход игры:

Когда я выключаю свет, становится темно, наступает ночь - и все детки должны спать (лечь на ковёр).

Когда я включаю свет, становится светло, наступает день - и все детки начинают играть, бегать, прыгать

 (выполнять различные действия).

«Солнечные зайчики»

Зеркальцем пускать "зайчиков", малыш пробует их поймать.

Цвет

"Цветные шарики"

Можно заменить на кубики, палочки, любые другие игрушки, отличающиеся по одному признаку - цвету.

Цель: Подбирать пары предметов одинаковых по цвету, сравнивать используя слова "такой же - не такой".

Ход игры:

Рассыпать шарики по ковру, по полу, на подносе ....

Взрослый берёт один шарик и показывает малышу:"Смотри какой я взяла шарик. Найди такой же шарик".

Затем берёт кубик контрастного цвета и прикладывает к выбранному шарику, практически показывая,

что шарики разные.

Таким образом, перебирая шарики, находим шарик, у которого цвет совпадает с нашим.

Все свои действия необходимо проговаривать:"Такой же? Нет, не такой. А этот такой же?

Тоже не такой. а если я возьму вот этот шарик, смотри, он такой же, они одинаковые".

Сначала цвет не называть, но постепенно вводить название: "Возьми такой же, жёлтый, как солнышко"

"Разноцветные коробочки"

Цель: Подбирать предметы по образцу, учитывая цвет.

Ход игры:

Перед малышом стоит одна коробочка (мисочка) жёлтого цвета (в дальнейшем довести количество до четырёх коробочек основных цветов). На подносе, столе, ковре... рассыпана мозаика, пуговицы, элементы "лего", разноцветные небольшие игрушки, кубики.

Предложить ребёнку выбрать и спрятать в коробку предметы определённого цвета, жёлтого, как коробочка. При усложнении, увеличении количества коробочек, малыш должен разложить предметы по коробочкам соответствующего цвета.

 

"Цветы и бабочки"

Цель: Подбирать предметы по образцу, учитывая цвет.

Перед проведением игры необходимо подготовить материал: вырезать из плотного цветного картона контуры цветочков красного, жёлтого, зелёного и синего цвета; и контуры бабочек по 3 - 4 бабочки каждого цвета.

Ход игры:

Гуляя с ребёнком на улице обратить внимание на красивые цветы, растущие на клумбе; бабочек, которые летают вокруг цветов. Когда вернётесь домой, то предложите ребёнку сделать

красивую клумбу из заготовленных заранее цветов.

Вспомните, кто летал вокруг цветов на улице, "превратитесь" в бабочек и полетайте по квартире.

Пока будете "летать" найдите спрятанных под шляпой, заранее подготовленных бабочек.

Они потерялись, помогите им найти дорогу к цветам, посадите бабочек красного цвета на красный цветок, жёлтых бабочек - на жёлтый и т.д.

"Поезд"

Заранее на листе ватмана или картона нарисовать поезд с разноцветными вагонами (цветом обозначен контур), и вырезать из цветного картона отдельно прямоугольники – вагончики, а также вырезать фигурки животных или игрушек.

Цель: соотносить цвета, закрепить знания о цветах.

Ход игры:

Включить или спеть вместе с малышом песенку "Мы едем, едем, едем в далёкие края", обыгрывая её (превратиться в поезд).После путешествия по комнате нужна остановка, на которой предложите ребёнку сделать поезд для папы (бабушки, дедушки).

Сначала рассмотрите нарисованный поезд и его части, затем ребёнок должен наложить подготовленные прямоугольники на контуры вагона определённного цвета (часто используют данную игру, как аппликацию, если ребёнок уже немного знаком с клеем).

Когда поезд станет разноцветным, в него надо посадить животных (фигурки приготовили заранее): "Возьми зайку, он поедет в синем вагоне......).

 «Пальчиковые игры»

Капуста

Цель: развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Прежде чем начинать игру, необходимо уточнить представления детей о том, что такое квашеная капуста, как и из чего ее готовят. Хорошо тут же показать детям квашеную капусту, дать попробовать.

– Кто любит квашеную капусту? Она очень вкусная и полезная. Сейчас мы будем готовить квашеную капусту: я буду говорить стишок и показывать движения, а вы повторяйте за мной!

Мы капусту рубим, рубим!

(руки согнуты в локтях, ладони «лопаткой», движения перед собой вверх и вниз – если левая рука вверху, правая внизу)

Мы капусту солим, солим!

(руки согнуты в локтях прямо перед собой, пальцы – большой, указательный и средний – собираем в щепоть, шевелим пальцами, будто солим)

Мы капусту трём, трём!

(руки перед собой, согнуты в локтях, пальцы складываем в кулак, трем кулачки друг о друга)

Мы капусту жмём, жмём!

(руки перед собой, согнуты в локтях, поочередно то расставляем пальцы в стороны, то собираем в кулак)

– Вот какие мы молодцы – приготовили капустку!

http://lib.rus.ec/i/9/203909/i_007.png

Ёжик

Цель: развитие тонкой моторики пальцев и кистей рук; подражание движениям рук; развитие понимания речи. Ход игры: Предложите малышам поиграть за столом или на полу.

– Давайте поиграем в ёжиков.

Перед началом чтения стихотворения изображаем ёжика: пальцы собраны «в замок» и выпрямлены.

http://lib.rus.ec/i/9/203909/i_071.png

Ёжик маленький замерз,

И в клубок свернулся.

(прижимаем пальцы – убираем «иголки»)

http://lib.rus.ec/i/9/203909/i_072.png

Солнце ёжика согрело —

Ёжик развернулся!

(выпрямляем пальцы – показываем «колючки»)

Моя семья

Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры: Сначала взрослый загибает пальцы на руке у ребенка. После того, как ребенок запомнит движения, можно проводить игру в группе: малыши самостоятельно повторяют движения в такт стихотворению – загибают пальчики на руке, начиная с большого. Загибать пальцы можно при помощи второй руки.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Такую игру можно проводить сначала с одной рукой, затем с другой.

Вышли пальчики гулять

Цель: развитие дифференцированных движений пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук взрослого; развитие понимания речи.

Ход игры: Малыши повторяют движения взрослого в такт стихотворению – загибают и разгибают пальцы. В начале игры пальцы сжаты в кулак.

Раз, два, три, четыре, пять —

(поочередное разгибание пальцев из кулаков, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять.

(пошевелить пальцами)

Раз, два, три, четыре, пять —

(поочередное сгибание пальцев в кулаки, начиная с мизинца)

В домик спрятались опять.

Игру можно повторить с другой рукой.

Замок

Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук, укрепление мышц рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры: Предложите малышам поиграть в новую игру.

– Давайте поиграем! Я буду показывать и рассказывать, а вы повторяйте за мной.

На двери висит замок.

(пальцы рук заплетаем в «замок», крепко прижимаем друг к другу)

Кто его открыть не смог?

Мы замочком постучали,

(движение сомкнутыми в замок руками вперед-назад, можно постучать по столу)

Мы замочек повертели,

(движения сомкнутыми руками в разные стороны, можно делать круговые движения)

Мы замочек покрутили...

(тянем руки в разные стороны)

И открыли!

(«разрываем» пальцы, руки расставляем в стороны)

Игру можно повторить несколько раз. Это упражнение можно использовать, играя в гости.

Апельсин

Цель: развитие тонкой моторики пальцев, развитие движений кистей рук; развитие подражания движениям рук; развитие понимания речи.

Ход игры: Игра проводится за столом.

Мы делили апельсин,

(соединить ладони обеих рук «чашечкой»)

Много нас, а он – один.

(сначала показываем растопыренные пальцы на одной руке, затем один указательный палец на другой руке)

Эта долька – для ежа,

(сжимаем пальцы левой руки в кулак, затем разгибаем по одному пальцу – сначала большой палец)

Эта долька – для стрижа,

(указательный палец)

Эта долька – для утят,

(средний палец)

Эта долька – для котят,

(безымянный палец)

Эта долька – для бобра,

(мизинец)

А для волка... кожура.

(разводим руками)

Он сердит на нас, беда!

(грозим пальчиком)

Разбегайтесь кто куда!

(имитируем бег пальцами по столу)

ЧЕРВЯЧКИ

Ладони лежат на коленях лежат на коленях или столе. Пальцы, сгибаясь, подтягивают к себе ладонь (движение ползущей гусеницы).

Раз, два, три ,четыре, пять,

Червячки пошли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

Червячки пошли гулять.

Вдруг ворона подбегает

Идём по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони)

Головой она кивает,

Складываем пальцы щепоткой, качаем ими вверх и вниз

Каркает:"Вот и обед !"

Раскрываем ладонь, отводя большой палец вниз, а остальные ввер

Глядь -

разводим руками

а червячков уж нет!

Сжимаем кулачки, прижимаем их к груди.

 

ВЕТЕР

 Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ветер дует, задувает,

Пальму в стороны качает.

Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.

А под пальмой краб сидит

и клешнями шевелит,

А под пальмой краб сидит

И клешнями шевелит.

Чайка над водой летает

Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья). "Машем"ими в воздухе.

И за рыбками ныряет,

Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем волнообразные движения.

Чайка над водой летает

И за рыбками ныряет.

А под пальмой...

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Ладони основаниями прижаты друг к другу. Пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила.

Под водой на глубине

Крокодил лежит на дне.

Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения.

А под пальмой... 

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка

По городу бежит,

Бежим пальцами обеих рук по столу или коленям.

Глядит ко всем в окошки,

Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядываем в него.

И пальчиком грозит:

Грозим пальчиком

"А кто не лёг в кроватку?

Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на столе (коленях).

А кто не хочет спать?

Переворачиваем руки на другой "бок".

Такого непослушного

Я буду щекотать!"

Щекочем пальчиками то одну, то другую ладошку.

 

ПЯТЬ УТЯТ

Одна из рук - "мама утка". Стоит на столе, опираясь на локоть. Пальцы сложены щепоткой.

Вторая рука - утята. Выполняют волнообразные движения по направлению от "мамы-утки" и к ней. Количество разогнутых пальцев соответствует количеству утят (постепенно пальцы загибаются).

Пять утят плывут вперёд,

На берегу их мама ждёт,

"Киваем" кистью руки ("мамой-уткой")

Но только четверо утят

Вернулись к мамочке назад.

Четверо утят плывут...

Трое утят плывут...

Двое утят плывут...

Вот один плывёт вперёд,

На берегу его мама ждёт,

И сразу пятеро утят

Вернулись к мамочке назад.

 

ПАЛЬЧИКИ

В соответствии с текстом, поочерёдно сгибаем и разгибаем один из пальцев, при этом стараясь не шевелить остальными. А затем - сжимаем и разжимаем кулачки.

Вот это самый толстый пальчик у меня,

Сгибаем и разгибаем большой палец

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Сжимаем и разжимаем кулачки

Этот самый ловкий пальчик у меня

Указательный палец

И, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

Вот этот самый длинный пальчик у меня,

Средний палец

Вместе с ним танцуют все его друзья,

А вот этот пальчик лодырь у меня,

Безымянный палец

Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют все друзья.

А этот пальчик-мальчик лучший у меня,

Мизинец

Вместе с ним танцуют все его друзья.

Все мои пять пальцев дружная семья,

Выполняем движение "фонарики"

И, когда они танцуют, танцую с ними я!

Хлопки в ритме текста.

Игры с песком

«Трудная дорога».

Нужно провести пальцем по песку волнистую линию (трудность в том, что ребенок пальчик не ослабевает, а напрягает и держит крючком).

«Опасный поворот».

Нужно провести по песку пальцем, закручивая в спираль (изображают спиралевидный знак).

«Молния».

Надо пальцем по песку нарисовать кривую линию.

«Чудовище на острове».

Сказочное чудовище спит на острове (поставить или закопать в песок игрушку). Надо обойти чудовище и не коснуться его – может проснуться.

«Радуга».

Четырьмя пальцами нарисовать по песку полукруг – радугу. А потом добавить солнце.

«Мой веселый звонкий мяч».

Нарисовать насыпью песка мячик (обвести по насыпанному песку), он упругий, веселый по характеру (можно нарисовать ему рожицу и ножки), а другой не совсем круглый, не очень упругий и ленивый (отобразить эмоции), почти не подскакивает.

«Дорожка из песка».

Покажите ребёнку, как набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая разные формы (дорожку к дому зайчика).

«Песочное рисование» •

Рисуем одновременно двумя руками симметричные предметы;

• рисуем на мокром песке;

• отпечатываем плоскими фигурками, формочками изображения на песке;

• рисуем пальчиком;

 • печатаем на песке ладошками рук;

• рисуем детскими грабельками на песке. Важно вызвать активность и желание овладеть действием.

Известно: умения приобретаются путем неоднократного повторения действий, иногда в течение довольно длительного срока, поэтому нужно их варьировать. Продумывая упражнения, следует помнить, что повторение одних и тех же заданий детям скучно. Всякий раз задачу нужно усложнять, представляя в другом варианте.

Существуют разные виды деятельности, которые либо приводят детей в состояние готовности к занятиям, либо, наоборот, успокаивают. В зависимости от поставленных задач можно использовать  подобные упражнения для того, чтобы активизировать или успокоить детей.

Упражнения, которые помогают настроиться на работу: прыжки на мяче, на батуте или матрасе, прыжки «Руки-ноги вместе и в стороны», поедание хрустящих продуктов (яблоки, сухие хлопья, морковь, орехи и т.д.), лазание по лестнице, перетягивание каната и т.д.

Упражнения, которые помогают ребенку успокоиться: отталкивание от стены, медленное раскачивание, обнимание людей или больших мягких предметов и игрушек.

Понимание особенностей и потребностей каждого ребенка может помочь в построении эффективной коррекционно-развивающей работы, помочь ребенку наладить контакты, общение со сверстниками и взрослыми, и полноценно развиваться во всех направлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: «Использование игры в развитии детей раннего возраста».

Целью опыта  работы является оптимизация процесса воспитания и обучения детей раннего возраста при проведении различных мероприятий. Актуальность данной темы обусловлена тем, что испол...

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста.

План работы1)вступление2) Основная часть«Сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»3) Заключение «сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»...

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста

Статья о том, как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие детей раннего возраста....

Консультация для родителей на тему "Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста"

Воспитатель подсказывает образы поведения,требуемого ролью; объясняет неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия, а потом в ходе игры и рол...

Консультация на тему: «Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста»

Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет свои особые законы развития. В игре формируются память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, норм...

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Материал предназначен для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Раскрывается необходимость и роль игры, а также ее влияние на развитие познавательных способностей малышей....

Роль игры в развитии детей раннего возраста.

Материал предназначен для педагогов и родителей, воспитывающих детей раннего возраста. Раскрывается необходимость и роль игры, а также ее влияние на развитие познавательных способностей малышей....