Консультация на тему: «Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста»
консультация на тему

Бовина Мария Сергеевна

Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет свои особые законы развития. В игре формируются память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, нормы поведения, а также взаимоотношения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста»

Игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет свои особые законы развития. В игре формируются память, сенсорные процессы, моторика, умственные способности, нравственные качества личности, нормы поведения, а также взаимоотношения детей.

Чтобы представить, как происходит развитие ребенка в игре, следует вспомнить, что сама она осуществляется, совершенствуется в двух взаимосвязанных планах. Разрозненные игровые действия ребенок постепенно начинает объединять в определенной последовательности «составляя» сюжет.

Ролевые игры, типичные для дошкольника, могут быть названы и нередко называются сюжетными: в них начало каких-то событий, постепенное их развертывание и конец. Постепенно предметные действия отходят на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Так возникает ролевая игра.

Руководство игрой детей направлено на обогащение игровых действий, развитие сюжета и постепенное подведение детей к выполнению в игре определенной роли. Роль вводится в игру как подражание действиям конкретного лица (мамы, воспитателя, доктора, который осматривает детей). Дети учатся называть роль, которую они выполняют в игре и роль своего партнера.

Как же развивается игровой сюжет?

Какое действие дети усложняют; кормил куклу ребенок и на втором году жизни: он подносил ей тарелку, многократно повторяя действие. Дети третьего и четвертого года жизни уже наливают «пищу» то в чашку, то в тарелку, помешивают её, убирают посуду…

Последовательность игровых действий у детей раннего возраста не всегда соответствует жизненной логике. Существенные достижения в этом направлении происходят у детей к концу третьего года жизни. У них кукла становится как бы «заместителем» человека. Сюжет игровых действий с ней определяется логикой жизни,  усвоенной малышом. Ребенок дает кукле имя, ведет в игре разговор от её лица, заботится о кукле, как о живом существе. В игровой деятельности дети часто называют себя именами взрослых.

Как руководить игрой?

Если игра возникла по инициативе самих детей, нужно помочь им развернуть и продолжить игру, иначе она либо прекращается, либо сводится к однообразным действиям с одной игрушкой. Даже на третьем году жизни дети не всегда переносят действие с одной игрушки на другую. Они, например, упорно лечат только мишку, потому что ранее так делал воспитатель. В таких случаях целесообразно предложить: «Теперь полечи куклу, собачку». Чтобы действие стало двух и трехзвеньевым, необходимо вовремя предложить ребенку соответствующую игрушку, атрибут. Если девочка собирается кормить куклу, ей предлагают салфетку, чтобы «дочка не испачкала платье». Не сделай этого взрослый, кормление куклы так и осталось бы простым однозвеньевым действием.

Подбор игрушек имеет немаловажное значение. Куклы и мишки могут быть разного размера (большие, средние, маленькие), но также, чтобы их удобно было заворачивать, укладывать спать, кормить, гулять; кукольная мебель, машины должны быть прочными, чтобы малыш мог не только посадить куклу на стул, но и сесть сам. Игрушечная посуда должна быть крупных размеров. В группе игрушки расположены в разных игровых зонах, чтобы дети могли заниматься небольшими группами, не мешая друг другу.

Первоначально игровую ситуацию для детей  полностью создает взрослый. В дальнейшем он как будто забывает положить на стол ложку, поставить тарелку и предлагает детям самостоятельно найти нужный предмет; подсказывает, если нужно, какой именно игрушки нет и где её можно взять.

Уже в начале третьего года следует обратить внимание на строительные игры, проводимые почти ежедневно. Опираясь на активность детей, воспитатель привлекает их к сооружению комнаты, мебели, дворика, дома. Малоактивные дети сначала присматриваются к таким играм, потом включаются как помощники; активные дети спустя какое-то время легко справляются с выбором партнера.

Трудность перехода от сюжетной игры к ролевой объясняется разным уровнем игровой деятельности и взаимоотношений детей третьего года жизни. Для перехода к ролевой игре важно, чтобы малыш научился изображать действие не только за себя, но и за партнера – игрушку и вести разговор по этому поводу. Воспитатель, участвуя в игре малыша, показывает инсценировку, дает образы того, как вести разговор. Игра с партнером-игрушкой происходит на уровне изображения. Когда же действуют партнеры-сверстники, эта игра осуществляется уже на уровне управления, поскольку происходит не только обмен действиями, но и построение определенных отношений. А это гораздо сложнее.

Чтобы научить детей третьего года жизни играть «рядом», используют такие же приемы, как и на втором году: объединяют детей, предлагают одинаковые игрушки, действия с которыми малыши освоили, или одинаковые роли, например в подвижной игре. В подобных ситуациях детям легче «заметить» игру другого. И тогда воспитатель в непринужденной форме напоминает основные правила отношения к игре сверстника.

На третьем году жизни могут иметь место простейшие совместные игры детей при условии, если педагог исполняет роль ведущего: регулирует детские взаимоотношения, поощряет хорошие поступки, осуждает плохие, как участник игр, объединяя двух-трех детей, учит их наблюдать за игрой, включаться в нее, подсказывает, чем нужно помочь, помогает договориться, распределить обязанности в игре.

Организуя наблюдения за животными, птицами, надо обязательно обращать внимание детей на их движения, повадки, предложить детям их повторить, воспроизвести. Тогда у детей появится привычка изображать всё, что он видит.

На третьем году жизни малыши ещё не научились согласовывать свои действия друг с другом: не заботясь о партнере, они легко производят действия, не предусмотренные сюжетом. Воспитатель подсказывает образы поведения,требуемого ролью; объясняет неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия, а потом в ходе игры и роль, которую он выполняет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста.

План работы1)вступление2) Основная часть«Сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»3) Заключение «сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»...

Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста

Статья о том, как сюжетно-ролевая игра влияет на развитие детей раннего возраста....

Консультация для родителей на тему "Сюжетно-ролевые игры в развитии детей раннего возраста"

Воспитатель подсказывает образы поведения,требуемого ролью; объясняет неправомерность тех или иных действий и реплик, предлагает вопросы, помогающие малышу осознать действия, а потом в ходе игры и рол...

Статья " Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей раннего возраста"

Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей раннего возраста...

Сюжетно-ролевая игра в развитии детей раннего возраста.

Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного возраста, но на каждом этапе следует организовывать игру таким образом, чтобы дети сразу усваиваили и (открывали) боле сложный спооб ...

Консультация "Сюжетно-ролевая игра в развитии детей раннего возраста"

В наше время педагоги, психологи и врачи серьезно обеспокоены тем, что дети мало играют, увлечения компьютерными играми оборачиваются для ребенка серьезными нарушениями здоровья. В семьях созданы...