"Как сделать портфолио для дошкольника"
консультация

Маркова Юлия Андреевна

Портфолио дошкольника — это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз­ный маршрут развития ребенка. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творче­ских достижений ребенка, так и способом развития его спо­собностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как сделать ребенку портфолио? Prezentacii.com Подготовила: Маркова Ю.А воспитатель группы №08 МБДОУ №35 « Соболек » Г. Усть-Илимск 2020

Слайд 2

Портфолио дошкольника — это: 1. способ фиксирования, накопления и оценки индивидуаль­ных достижений ребенка в определенный период его раз­вития, важнейшая точка соприкосновения во взаимодей­ствии «педагог — ребенок — родитель»; метод оценивания реальных достижений дошкольника; 2. коллекция работ воспитанников, которая демонстрирует его усилия, прогресс или достижения в определенной об­ласти; 3. своеобразная выставка работ детей, задачей которой явля­ется отслеживание их личностного роста; 4. коллекция работ и результатов деятельности ребенка, ко­торые демонстрируют его усилия, прогресс и достижения в различных областях; 5. инструмент комплексной оценки уровня развития индиви­дуальных качеств, возможностей и способностей ребенка, способ анализа индивидуальных достижений для выстра­ивания дальнейшей траектории развития. Важная цель портфолио — увидеть картину значимых об­разовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребенка в широком образователь­ном контексте, показать его способность практически приме­нять приобретенные знания и умения. Основной смысл порт­фолио — показать все, на что способен ребенок . Портфолио дошкольника — это прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятель­ности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобраз­ный маршрут развития ребенка [53]. Портфолио дошкольника может быть как формой эффективного оценивания творче­ских достижений ребенка, так и способом развития его спо­собностей. Существует ряд функций портфолио: диагности­ческая (фиксирует изменения и рост за определенный период времени), содержательная (раскрывает весь спектр выполняе­мых работ), рейтинговая (показывает диапазон умений и на­выков ребенка) и др. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Если же времени и терпения у вас предостаточно, то здесь вы можете ознакомиться с некоторыми видами портфолио, их разделами.

Слайд 3

Каждый родитель старается уделить внимание развитию своего ребенка. С учетом его индивидуальных способностей подбирают ему кружки и секции, отдают в музыкальные и художественные школы, всячески стараясь развить его способности. А многие, трепетно стараются сохранить то, что так дорого им, то, что так отчетливо напоминает о вехах развития любимого чада. Несомненно, особую роль в этом может сыграть технология портфолио или папка достижений ребенка. Основную функцию, которое выполняет портфолио – это заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь или не умеешь. Папку лучше приобретать с жесткой обложкой. Так как она будет использоваться не один год, то и оформлять обложку нужно не спеша, продумав все детали. Со временем можно будет добавлять новые разделы, например, хобби у ребенка будет не одно и обо всех увлечениях можно написать в этот альбом. Для чего же и кому нужно это Портфолио, если оно не имеет официальной силы и не требуется при поступлении в ВУЗ или другое учебное заведение? Прежде всего, оно необходимо самому ребенку, для прослеживания динамики своих достижений. Также сбор материала для Портфолио приобщает ребенка к творческому процессу, к некоторому созиданию и формированию своего имиджа. Для родителей Портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии.

Слайд 4

Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребёнка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, копилка его положительных эмоций, возможность ещё раз пережить приятные моменты своей жизни. Перед тем как начать формировать портфолио, определитесь – для чего оно нужно: – для сбора успехов и достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, в рисовании или в спорте ) – на долгую память, когда информация собирается за определённый период. В таком портфолио можно увидеть путь развития ребёнка за определенный период времени (например, с рождения до 3-х лет, с рождения и до школы, школьный период и т. д. ) – тематическое портфолио ; составляется исходя из темы. Например, моя читающая семья, как я провел лето и т. д. Количество разделов и рубрик, их содержание определяются индивидуально для каждого случая, и зависит только от Вас. Но если портфолио требуют предоставить в дошкольное учреждение или в школу, то необходимо придерживаться общепринятых правил. Портфолио имеет свою структуру, состоит из разделов. Ряд авторов предлагают собственные структуру и содержание портфолио ребенка дошкольного возраста.

Слайд 5

Так, И. Руденко предлагает примерное содержание этих разделов, которое за­полняется постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Раздел 1 «Давайте познакомимся». В разделе помещается фотография ребенка, указываются его фамилия и имя, номер группы; можно ввести рубрику «Я люблю...» («Мне нравит­ся...», «Обожаю, когда...»), в которой будут записаны ответы ребенка. Раздел 2 «Я расту!». В раздел вносятся антропометриче­ские данные (в художественно-графическом исполнении): «Вот я какой!», «Как я расту», «Я вырос», «Я большой». Раздел 3 «Портрет моего ребенка». В разделе помещаются сочинения родителей о своем малыше. Раздел 4 «Я мечтаю...». В разделе фиксируются высказы­вания самого ребенка на предложение продолжить фразы: «Я мечтаю о...», «Я бы хотел быть...», «Я жду, когда...», «Я ви­жу себя...», «Я хочу видеть себя...», «Мои любимые дела...»; ответы на вопросы: «Кем и каким я буду, когда вырасту?», «О чем я люблю думать?». Раздел 5 «Вот что я могу». В разделе помещаются образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы, книги-самоделки). Раздел 6 «Мои достижения». В разделе фиксируются гра­моты, дипломы (от различных организаций: детского сада, СМИ, проводящих конкурсы). Раздел 7 «Посоветуйте мне...». В разделе даются рекомен­дации родителям воспитателем и всеми специалистами, рабо­тающими с ребенком. Раздел 8 «Спрашивайте, родители!» . В разделе родители формулируют свои вопросы к специалистам ДОУ.

Слайд 6

Л. Орлова предлагает такой вариант портфолио, содержание которого в первую очередь будет интересно родителям , портфо­лио можно заполнять как в детском саду, так и дома и можно представлять как мини-презентацию на дне рождения ребенка. Автором предлагается следующая структура портфолио. УТитульный лист, на котором содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения), фикси­руется дата начала и дата окончания ведения портфолио, изображение ладошки ребенка на момент начала ведения портфолио и изображение ладошки на момент окончания ведения портфолио. Раздел 1 «Познакомьтесь со мной» содержит вкладыши «По­любуйтесь на меня», куда последовательно вклеиваются портреты ребенка, сделанные в разные годы в дни его рождения, и «Обо мне», где содержится информация о времени и месте рождения ребенка, о значении имени ребенка, о дате празднования его именин, небольшой рас­сказ родителей, почему было выбрано это имя, откуда пошла фамилия, информация о знаменитых тезках и из­вестных однофамильцах, персональная информация ре­бенка (знак зодиака, гороскопы, талисманы и др.). Раздел 2 «Я расту» включает вкладыши «Динамика роста», где дается информация о росте ребенка с первого года жизни, и «Мои достижения за год», где указывается, на сколько сантиметров вырос ребенок, чему научился за прошедший год, например считать до пяти, кувыркаться и др. Раздел 3 «Моя семья». В содержание этого раздела включа­ются краткие рассказы о членах семьи (кроме личных дан­ных, можно упомянуть профессию, черты характера, лю­бимые занятия, особенности совместного времяпрепро­вождения с членами семьи). Раздел 4 «Чем могу — помогу» содержит фотографии ребен­ка, на которых он изображен за выполнением размещаются детские работы (рисунки, сказки, стихи, фо­тографии с утренников, записи стихотворений, которые ребенок рассказывал домашней работы. Раздел 5 «Мир вокруг нас». В данный раздел вносятся не­большие творческие работы ребенка по экскурсиям, по­знавательным прогулкам. Раздел 6 «Вдохновение зимы (весны, лета, осени)». В разделе на утреннике и др.

Слайд 7

В. Дмитриева, Е. Егорова также предлагают определенную структуру портфолио: Раздел 1 «Информация родителей», в котором есть рубрика «Давайте познакомимся», включающая в себя сведения о ребенке, его достижения, которые отметили сами роди­тели. Раздел 2 «Информация педагогов» содержит информацию о наблюдениях педагогов за ребенком во время пребывания его в детском саду в четырех ключевых направлениях: со­циальные контакты, коммуникативная деятельность, само­стоятельное использование различных источников инфор­мации и деятельность как таковая. Раздел 3 «Информация ребенка о себе» содержит информа­цию, полученную от самого ребенка (рисунки, игры, ко­торые ребенок сам придумал, рассказы о себе, о друзьях, награды, дипломы, грамоты). Л. И. Адаменко предлагает следующую структуру портфолио: блок «Какой ребенок хороший», который содержит инфор­мацию о личностных качествах ребенка и включает в себя: сочинение родителей о ребенке; размышления воспитате­лей о ребенке; ответы ребенка на вопросы в процессе не­формальной беседы «Расскажи о себе»; ответы друзей, дру­гих детей на просьбу рассказать о ребенке; самооценку ребенка (итоги теста «Лесенка»); психолого-педагогиче­скую характеристику ребенка; «корзину пожеланий», в со­держание которой входят благодарность ребенку — за доброту, щедрость, хороший поступок; благодарственные письма родителям — за воспитание ребенка; блок «Какой ребенок умелый» содержит информацию о том, что ребенок умеет, что знает, и включает в себя: ответы родителей на вопросы анкет; отзывы воспитателей о ре­бенке; рассказы детей о ребенке; рассказы педагогов, к которым ребенок ходит на кружки и секции; оценка учас­тия ребенка в акциях; характеристика психолога познава­тельных интересов ребенка; грамоты по номинациям — за любознательность, умения, инициативу, самостоятель­ность; блок «Какой ребенок успешный» содержит информацию о творческих способностях ребенка и включает: отзыв роди­телей о ребенке; рассказ ребенка о своих успехах; творче­ские работы (рисунки, стихи, проекты); грамоты; иллю­страции успешности и др. Таким образом, портфолио (папка личных достижений ре­бенка) позволяет осуществить индивидуальный подход к каж­дому ребенку и вручается при выпуске из детского сада как подарок самому ребенку и его семье.

Слайд 8

Структура портфолио дошкольника. • Титульный лист (обязательно указывается ИМЯ и ФАМИЛИЯ ребенка, дополнительно– индивидуальное оформление) • Содержание (на этом листе перечисляются разделы портфолио) • Давайте познакомимся (фото, можно составить небольшую автобиографию) • С чего все начиналось (фото с родильного дома, атрибутика оставшееся с роддома: кольцо, которое одевают ребенку на ручку, информация о новорожденном, клочок волосиков с рождения) • Я расту (таблица роста и веса) • Моя семья (я предлагаю нарисовать или сделать на компьютере генеалогическое древо семьи) «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья» «Мир вокруг нас» : фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов. «Золотые ручки» . Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы. «Расскажи обо мне» : рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д. «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления.

Слайд 9

Возрастные особенности детей 4-5 лет Основные достижения развитие игровой деятельности ; появление ролевых и реальных взаимодействий; развитие изобразительной деятельности ; конструирование по замыслу, планирование; эгоцентричность познавательной позиции; развитие речи , внимания, памяти, познавательной мотивации, развитие образного мышления и воображения, совершенствование восприятия; формирование потребности в уважении со стороны взрослого; появление обидчивости, конкурентности , соревновательности со сверстниками; детализация образа Я. Мышление К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио достижений дошкольника

Портофолио дошкольника – это, прежде всего копилка личных достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехах, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей ж...

Портфолио выпускника дошкольника

рекомендации для родителей...

Проект по теме: «Портфолио здоровья дошкольников II группы раннего возраста в рамках ФГТ».

Организация здорового образа жизни детей в дошкольных учреждениях....

как сделать портфолио для иребенка

этот материал поможет родителям при создании индивидуального портфолио...

Портфолио на дошкольника

Портфолио - это своеобразная копилка успехов ребенка по основным показателям, характеризующим существенные стороны физического, социального, познавательного, речевого, эстетического развития ...

Как сделать портфолио

рекомендации...

Консультация для родителей «Как сделать прогулки с дошкольниками познавательными и спортивными».

Консультация для родителей«Как сделать прогулки с дошкольниками познавательными и спортивными»....