Рекомендации для педагогов и родителей. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.
консультация

Чеканова Светлана Владимировна
Рекомендации для педагогов и родителей. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ. В последнее время общество повернулось лицом к проблемам детей и подростков с особенностями в развитии, и именно теперь наиболее остро встал вопрос о методах и приемах работы с детьми с ОВЗ. Общие цели и задачи для обучения и воспитания всех детей – содействие развитию и выявлению положительных сторон личности, сглаживанию отрицательных, воспитание детей наиболее трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с ОВЗ эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении необходимо учитывать значительно более низкий уровень достигнутых успехов, применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания. Среди многообразия современных образовательных методов и приемов работы с детьми мы выбрали те, которые, на наш взгляд, в большей степени способствуют лучшему усвоению и запоминанию учебного материала, и наиболее полно решают задачи развития детей с ОВЗ. Существует выражение «Ум ребенка – находится на кончиках пальцев» эти слова принадлежат известному педагогу Василию Александровичу Сухомлинскому. Это непросто красивые слова: в них содержится объяснение того, каким образом развивается ребенок. Ведь огромное количество нервных окончаний расположено именно в руке. Отсюда информация постоянно передается в мозг ребенка, где она сопоставляется с данными зрительных, слуховых и обонятельных рецепторов. Только после всестороннего обследования предметов, в том числе ощупывания, в сознании ребенка складывается целостное представление об их свойствах и качествах. Учеными доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Поэтому от развития мелкой моторики напрямую будет зависеть качество жизни ребенка с ОВЗ. Мы представляем следующие методы и приемы, которые наиболее часто используем в работе с детьми. I. Игры с крупой и манкой. Аппликация из зерен и в технике посыпания и вдавливания. Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.). Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию ребенка. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. Аппликация: - Развивает познавательную сферу. - Развивает художественное воображение и эстетический вкус. - Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое. - Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка. Помогает выучить цвета и формы. Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное. Упражнение попадание зерна в узкое отверстие. Это упражнение помогает развить гибкость и подвижность пальчиков, точность и координацию. Упражнение сортировка различных зерен. Такое упражнение развивает у ребенка внимание, усидчивость. Упражнение «сухой бассейн». Среди огромного разнообразия игр на развитие моторики отдельного внимания заслуживает сухой бассейн. Что же это такое и чем он может быть полезен? Сухой бассейн представляет собой своеобразную емкость, которая наполняется различным природным материалом (например, фасоль, каштан, бобы и т.д.) В качестве емкости может выступать обычный пищевой контейнер. В контейнер помещаются вместе с природным материалом различные предметы (мелкие игрушки, монеты, крупные и мелкие пуговицы, бусины и т. д.). Задача ребенка, достать предметы, которые помещены, вместе с природным материалом, в этот же бассейн. Такие упражнения дают отличный массажный эффект. Кроме всего, сухие бассейны положительно влияют на психоэмоциональное состояние ребенка. Ко всему прочему, дети развивают мелкую моторику, улучшают координацию движений, учатся запоминать и разделять предметы различной формы и размеров. Упражнения с макаронами: - развиваем память и произвольное внимание, - гибкость и подвижность пальчиков, - точность и координацию. Упражнение рисование манкой (песком). Игры с манкой развивают у детей воображение, фантазию, тактильную чувствительность, снижают эмоциональное напряжение, расслабляют. Манка приятна на ощупь. Несколько незатейливых движений по манке – и могут получиться замечательные манные художества. Это прекрасная возможность выразить свои чувства. А если вдруг что-то не получится, не стоит расстраиваться, ведь можно все повторить сначала. Рисование манкой дает отличный результат релаксации. Существуют 3 вида упражнений: 1. Рисование щепоткой. Суть: напрягаем – расслабляем пальчики. Упражнение хорошо срабатывает для детей, у которых процесс расслабления и приведения в тонус очень плохой. 2. Рисование кулачком. 3. Рисование пальцем. II. Упражнения, которые способствуют пенсионному развитию, технология Марии Монтессори. Украшение рисунков пуговицами, монетами. Развивает внимание, память, усидчивость, мелкую моторику рук. Упражнения, которые готовят руку к письму и способствуют речевому развитию ребенка. Игры со шнурками, «Шнуровка». Суть: Ребенку надо показать, что шнуровка бывает разная. Обратить внимание, что для каждого цвета есть своя зона. Развитие внимания, усидчивости и концентрации и пространственных представлений. Игры с прищепками. Такие упражнения способствуют повышению мышечного тонуса, умением манипулировать своими пальчиками. III. Здоровье, сберегающее технологии (физ. минутка) Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления. Пальчиковая асинхронная гимнастика Готовит руку ребенка к письму, развивает координацию, тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие речи. Гармонизация работы правого и левого полушария. Упражнения «Резиночки РИНГЛ – ДИНГ» Развивают внимание, память, воображение. IV. Упражнения на развитие познавательной сферы. Это упражнения с тактильными предметами, которые развивают память, внимание, мышление, логика, синтез, классификация. V. Нетрадиционные методы изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность влияет на эстетическое воспитание, развивается мелкая моторика, творческие способности. Разнообразны нетрадиционные техники ИЗО: рисование пальчиками, ладошкой, оттиск смятой бумаги, печатками, губкой, рисование воском, ниткой, обрывание, скатывание бумаги. Используя нетрадиционные способы, приемы и методы обучения детей с ОВЗ, сделали следующие выводы: Эти методы и приемы помогают выполнять терапевтическую функцию, отвлекают детей от печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение; обеспечивает положительное эмоциональное состояние ребенка, положительно влияют на подготовку руки к письму, способствуют развитию речи, внимания, логического мышления, это помогает в усвоении учебного материала.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы работы с детьми.

Даны акктуальные методы и приемы в работе с детьми....

«Методы и приемы работы с детьми с ОНР по развитию речи»

                                                    ...

Тьюторское сопровождение в условиях ДОУ. Методы и приемы работы с детьми с ОВЗ.

В условиях инклюзивного образования мы должны помнить, что дети с ОВЗ и дети с нормой развития находятся в равных условиях, должны получать равное воспитание и обучение, но все же специфика работы с о...

«Методы и приемы работы с детьми с ОНР»

Общее  недоразвитие  речи – это речевая патология,  при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики,  лекс...

Методы и приемы работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой

Развитие речи - процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Развитие речи в процессе ознакомле...

Педагогические технологии, методы и приемы работы с детьми с нарушением слуха из опыта работы учителя-дефектолога.

На данный момент существует множество традиционных и нетрадиционных методик, педагогических технологий, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед учителем, к которому пришел на обучен...