Статья "У истоков нравственного воспитания"
статья

Тищенко Ольга Ивановна

Нравственное  воспитание  является одним из направлений  в воспитании детей дошкольного возраста. Это одна из основ формирования морально-устойчивого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, гражданина, способного к творческой деятельности. В своей работе часто приходится  сталкиваться с проблемами  в поведении детей со сверстниками, с родителями, с взрослыми, на праздниках, в общественных местах.

Из разговоров с родителями  часто делаешь выводы, что  родители  и в домашней обстановке сталкиваются с трудностями в поведении детей, зачастую видят неуважительное отношение со стороны своих чад, с неуважительным отношением сталкиваются бабушки и дедушки. Родители  имеют собственные представления о том, что актуально для их ребенка в данный период, и каким они хотели бы видеть его в перспективе.  Вопросы, пожелания родителей только прибавляют целенаправленности нашей деятельности, обеспечивают индивидуализацию педагогического процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_u_istokov_nravstvennogo_vospitaniya.docx25.9 КБ

Предварительный просмотр:

Москаленко Юлия Николаевна, Тищенко Ольга Ивановна,

воспитатели МБДОУ «Полтавский детский сад «Березка»

Полтавского района Омской области

Статья «У истоков нравственного воспитания»

Нравственное  воспитание  является одним из направлений  в воспитании детей дошкольного возраста. Это одна из основ формирования морально-устойчивого, жизнерадостного, отзывчивого, инициативного ребенка, гражданина, способного к творческой деятельности. В своей работе часто приходится  сталкиваться с проблемами  в поведении детей со сверстниками, с родителями, с взрослыми, на праздниках, в общественных местах.

Из разговоров с родителями  часто делаешь выводы, что  родители  и в домашней обстановке сталкиваются с трудностями в поведении детей, зачастую видят неуважительное отношение со стороны своих чад, с неуважительным отношением сталкиваются бабушки и дедушки. Родители  имеют собственные представления о том, что актуально для их ребенка в данный период, и каким они хотели бы видеть его в перспективе.  Вопросы, пожелания родителей только прибавляют целенаправленности нашей деятельности, обеспечивают индивидуализацию педагогического процесса.

Агрессивное, неадекватное поведение в обществе  часто находят  место во взаимоотношениях между детьми. К сожалению, иногда сами родители провоцируют их на такое поведение. Часто приходится слышать, как  отец или мама советуют: «Научись давать сдачи».

Не всегда дети умеют общаться друг с другом, оказать помощь, поддержать своих товарищей, уметь сопереживать. Конфликтные ситуации подстерегают нас,  чуть ли  не на каждом шагу, и в одних случаях дело заканчивается миром, а в других невысказанной и затаенной обидой. С конфликтными ситуациями  в детском саду сталкиваешься регулярно, и их не всегда  нужно   избегать или стараться замять. Стараемся помочь детям найти выход из сложившейся ситуации, сформировать у них умение, научить  решать конфликтные ситуации.

В частности проблема коммуникативного общения детей между собой и с взрослыми возникла и в нашей группе. Исходя из педагогического наблюдения за поведением детей в группе и вопросов родителей к педагогам по данной теме, мы предложили родителям   заполнить анкеты «Если вы вежливы», «Вежливость в нашей группе». Анализ заполненных родителями анкет позволил  сделать вывод, что в группе имеется проблема по речевому этикету и умению детей вести себя в общественных местах, за столом,во время совместных игр,общения друг с другом. Проблемами в поведении детей обеспокоены не только воспитатели, но и родители. Это показали итоги  анкетирования. Обсудив результаты  с родителями, мы совместно подобрали формы активного обучения детей  видам этикета.

Был составлен перспективный план деятельности по проекту» Уроки этикета» на учебный год, который включал в себя мероприятия разной направленности. Были привлечены специалисты детского сада: музыкальный руководитель, медицинская сестра, психолог.

Цель проекта: повышение уровня коммуникативной компетенции детей.

Задачи:

1.Формировать навыки этического поведения у детей старшего дошкольного возраста;

2.Развивать познавательный интерес к этическим правилам и нормам;

3.Закреплять представления детей о речевом этикете в определённых бытовых ситуациях;

4.Воспитывать уважение к окружающим людям.

Перед составлением   плана  работы была изучена,подобрана методическая литература по теме «Уроки этикета» в соответствии с возрастом,потребностями группы. В план работы включены темы: «Встречаем гостей», «Подари подарок», «Как нужно обращаться с игрушками», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Как можно порадовать своих близких» и другие.

Был оборудован центр этикета в группе, в нем размещены фотоматериалы, дидактические игры, настольная кукла – фея Вежливости, подборка художественной литературы, сюжетно-ролевые  игры, конспекты занятий, атрибуты к играм.

Ожидаемые результаты:

Овладение детьми старшего дошкольного возраста разными формами и способами культурного поведения, умение применять их в различных жизненных ситуациях. Сформированы навыки этического поведения у детей старшего дошкольного возраста. Развит познавательный интерес к этическим правилам и нормам.

 В рамках реализации проекта  была проведена  работа с детьми и родителями, которая состоит из системы занятий, включающих в себя  этикетные правила по следующим темам:

  •       «Правила приветствия»: вежливые способы обращения друг к другу в зависимости от времени суток и от собеседника; как представляться и представлять других; «волшебные» слова.                

Решение игровой  ситуации «Упрямый утенок», «Вежливый попугай».

  •       «Речевой этикет»: умение общаться по телефону, различные  способы обращения к собеседникам, развивать умение кратко излагать свои мысли и понимать звуковые сигналы, беседы на тему «Уроки вежливости», «С чего начинается дружба»; словесные игры по речевому этикету «Вежливые слова», «У меня зазвонил телефон», «Доскажи словечко».

Решение игровой ситуации «Лев у телефона», «Болтливый ежик».

  •       «Мой внешний вид»: опрятность, чистота, удобство и уместность внешнего вида в зависимости от ситуации, времени года и времени суток.

               Решение проблемной ситуации «Мойдодыр и козленок»,

              «Грязный медвежонок».

  •        «Этикет в моем доме»: красота, чистота и уют дома, как обращаться с игрушками, порядок и чистота  в детской комнате.

Решение  игровой ситуации   «Щелкунчик   и   игрушки»,    «Аккуратная обезьянка».

  •        «Как я виду себя в общественном месте»: знать правила для пешеходов (как переходить улицу, понимать знаки светофора и дорожные знаки), какое должно быть поведение в транспорте, в театре, музее, кинотеатре, гардеробе, прогулка по лесу.

                Решение ситуаций: «Волк на улице», «Тигр с семьей идет в театр».

  •        «Гости и подарки»: как нужно обращаться с подарком и преподносить его, какие нужно знать  правила поведения для гостей, как принимать своих гостей,  сюжетно – ролевые игры  по гостевому этикету: «День рождения», «В гостях у подружки».

             Решение игровой  ситуации «Слоненок в гостях»,

            «Подарок для   пингвина».

  •        «Этикет по столовой»: как нужно красиво сделать сервировку стола, правила поведения  за столом, и пользования столовыми приборами.

Решение проблемной  ситуации «Поросенок за столом», «Лиса и журавль».

  • «Семейный этикет»: секреты семейного счастья, правильное построение   отношений с мамой, папой, родственниками, братьями и сестрами, а также с домашними питомцами,    составление и отгадывание загадок на тему: «Вежливые слова», рассматривание иллюстраций  «Я и мое поведение».

    Решение ситуаций «Кошачья семья», «Одинокий волк».

Изучение всех этикетных ситуаций осуществляется в игровой форме,  где происходит  общение, распределяются роли между детьми.  В результате этой работы дети начинают внимательней и доброжелательней относиться друг к другу, расширять свой словарный запас.

Обучая детей правилам этикета, также можно  использовать пословицы и поговорки. Такая форма работы позволяет ребенку закрепить все необходимые культурные правила и нормы поведения.

Работа с родителями:

  •  проведены беседы по вопросам нравственного воспитания детей; консультации, папки – передвижки, изготовлены информационные стенды по теме этикета
  • организованы выставки семейных традиций (кулинарные рецепты, фотографии путешествий по музеям, в другие страны);
  • консультации по методическому обеспечению изучения этикета в домашних условиях (книги, журналы, Интернет-ресурсы)
  • оформление уголков-передвижек с рекомендациями по воспитанию детей
  • изготовление лэпбука   на тему: «В мире этикета» (раскладка-цветок с правилами поведения за столом, набор для сервировки стола с образцом», набор карточек «Найди ошибку», игра «Сказочный этикет», кейс «Правильно и неправильное поведение», пальчиковый театр, лото «Что чем едят», Игра «В чем пойти», «Разрезные картинки»)
  • индивидуальные консультации для родителей с психологом по их запросу.

Итоговым мероприятием явилось проведение игры - КВН для детей старшего дошкольного возраста и родителей» Что такое этикет?».  Цель игры:  обобщить представления детей об этикете и закрепить навыки поведения в обществе с взрослыми и сверстниками.

Родителям были вручены  памятки «Роль этикета в воспитании детей».

После проведения мероприятий и педагоги, и родители отметили, что дети стали общаться друг с другом более доброжелательно, решать  конфликтные ситуации без драк и ссор; во время приветствия и прощания используют разнообразные формы вежливых слов. Знают правила ведения разговора по телефону, правила поведения в общественных местах.

Таким образом, если педагоги, родители и дети работают в атмосфере партнерства, это способствует обучению детей на основе принципов демократического образования, обеспечивает индивидуализированное и ориентированное на ребенка обучение, целостный подход к его развитию, позволяет им овладеть хорошими манерами, тактичностью, выдержкой; оптимизировать детско-родительские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Истоки нравственного воспитания" по книге С. Л. Соловейчика "Непрописные истины воспитания"

Презентация составлена из выдержек по книге С.Л.Соловейчика для родителей и педагогов. Цель - обратиться к опыту педагогов по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Может быть использована д...

Педагогические ситуации для родителей и педагогов к родительскому собранию "Истоки нравственного воспитания детей"

Предлагаю две ситуации дя рассмотрения и обсуждения родителям и педагогам на родительсом собрании, посвященном нравственному воспитанию подрастающего поколения. Реальные ситуации, которые часто возник...

Истоки нравственного воспитания.

В младшем дошкольном возрасте у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам.  На...

Статья «У истоков нравственного воспитания»

Нравственное  воспитание  является одним из направлений  в воспитании детей дошкольного возраста. Это одна из основ формирования морально-устойчивого, жизнерадостного, отзывчивого, иниц...

Дополнительная образовательная программа по реализации духовно – нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста в условиях реализации программы «Социокультурные истоки» «Истоки добра и мудрости» на 2021-2025 учебный год

    Данная программа воспитания разработана с учетом многолетнего опыта реализации программы «Социокультурные истоки» (авторы профессор И.А. Кузьмин и профессор А.В. Камки...