«Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста»
консультация
Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Ребенок никак не может запомнить цвета, путает форму предметов? В этом случае нужно позаботиться о его сенсомоторном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_po_sensomotornomu_razvitiyu_detey.docx | 35.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей по сенсомоторному развитию детей
Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется моторная неловкость, часто вызванная нарушением мышечного тонуса. Ребенок никак не может запомнить цвета, путает форму предметов? В этом случае нужно позаботиться о его сенсомоторном развитии.
Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных (чувственных) и моторных (двигательных) компонентов деятельности.
Различают крупную (общую) и тонкую (мелкую, ручную) моторику. На основе
тактильных, слуховых, зрительных, обонятельных, вкусовых и др. ощущений формируется восприятие окружающего мира.
В задачи сенсомоторного развития входят:
- развитие крупной моторики и мелкой моторики рук;
- развитие тактильно-двигательного восприятия;
- зрительное восприятие формы, величины и цвета;
- развитие восприятия «особых свойств» предметов.
Развитие крупной и мелкой моторики
Известно, что в основе любого действия - видения, слышания, говорения, письма, чтения — лежат так называемые базовые «схемы-движения». Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются эффективным средством повышения работоспособности головного мозга. Тонкая моторика — основа развития психических процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления, речи.
Для развития мелкой моторики полезны упражнения с крупами и бобовыми, их можно организовать в домашних условиях. Для этого понадобятся мисочки, чашки и ложки разной величины, ситечки, воронки и поднос, на котором выполняется упражнение. Перед занятием надо обговорить, чем вы будете заниматься. Ребенку будет интересно, если эти занятия вы превратите в игру. Вот примеры таких упражнений:
-- перекладывание крупы (рис, гречка, пшено) горстями из одной посуды в другую;
-- сбор бобов, фасоли с подноса в посуду (хват - «пятерней» или пинцетный- тремя пишущими пальцами);
--сортировка бобов, фасоли (хват- пинцетный);
-- пересыпание крупы из одной посуды в другую;
-- перекладывание крупы ложкой;
-- пересыпание крупы воронкой;
-- просеивание через воронку смеси манной и гречневой круп и т.д.
При желании в домашних условиях можно придумать упражнения из любого подручного материала. К примеру:
-- завинчивание и отвинчивание шайбы, крышек у пузырьков, баночек;
-- наматывание нитки на катушку и сматывание ее в клубок;
-- стирание ластиком нарисованных предметов;
-- комканье платка (носовой платок взять за уголок одной рукой и вобрать в ладонь, используя пальцы только этой руки);
-- приклепление бельевых прищепок к горизонтально натянутой веревке;
-- застегивание и расстегивание пуговиц, молний, кнопок, крючков на одежде ребенка;
-- комканье бумаги (но не газеты);
-- составление цепочки из 6-10 крупных канцелярских скрепок разного цвета;
-- нанизывание пуговиц, крупных бусин на шнурок;
-- нахождение спрятанных предметов в «сухом бассейне» с горохом, фасолью (в ведерках или тазиках).
Развитию крупной моторики способствуют игры малой и средней подвижности с элементами основных движений
(ходьба, бег, лазание, прыжки, метание, упражнения в равновесии). Кроме этого во время двигательной активности дети получают знания о свойствах разных предметов и объектов, знакомятся с особенностями передвижений в пространстве, направлениями движения, определяют свое местоположение, ориентируются в схеме собственного тела.
Сколько времени и в каком объеме нужно заниматься моторикой с ребенком? Ответ очевиден: развитием крупной и мелкой моторикой нужно заниматься столько и в том объеме, который необходим для обеспечения наиболее полного познания ребенком предметов, объектов, явлений окружающего мира.
Тактильно-двигательное восприятие
На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет огромное значение. Тактильный (от лат. Taktilis -осязательный) вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с кожей тела человека. На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.
Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как температура, вес, текстура материала (шершавый, колючий, гладкий и т.д.) Роль тактильно-двигательного восприятия велика и в выполнении различных трудовых операций в быту, везде, где мы имеем дело с навыками ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком опираемся на тактильно-двигательную чувствительность. Органом осязания служит рука, а значит, и основные ваши усилия должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов руки.
С этой можно использовать различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
— лепка из глины, пластилина, теста;
— аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);
— аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
— конструирование из бумаги (оригами);
— макраме (плетение из ниток, веревок);
— рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
— игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
— собирание пазлов;
— сортировка мелких предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки), разных по величине, форме, материалу.
Кроме того, практическая деятельность вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить умственное утомление.
Не следует забывать и об использовании элементов массажа и самомассажа рук, что, несомненно, также способствует повышению тактильной чувствительности. Для этой цели можно использовать разные по упругости, фактуре поверхности массажные щетки, колесиковый массажер, массажные мячи, валики и т. д.
Детям очень нравятся игры по типу «Чудесный мешок». Для этого можно использовать небольшой мешочек или непрозрачную салфетку, предложить закрыть (завязать) ребенку глаза. Вот примеры таких игр.
"Поймай киску"
Коснитесь мягкой игрушкой (киской) разных частей тела ребенка, а ребенок пусть с закрытыми глазами определит, где киска. По аналогии для касания можно использовать другие предметы: мокрую рыбку, колючего ежика и др.
"Чудесный мешочек"
В непрозрачный мешочек положите предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Ребенку предложите на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.
"Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"
Ребенку предложите на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др. По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
"Узнай фигуру"
На столе разложите геометрические фигуры, одинаковые с теми, которые лежат в мешочке. Покажите любую фигуру и попросите ребенка достать из мешочка такую же.
"Узнай предмет по контуру"
Завяжите ребенку глаза и дайте в руки вырезанную из картона фигуру (это может быть зайчик, елочка, пирамидка, домик, рыбка, птичка). Спросите, что это за предмет. Уберите фигуру, развяжите глаза и попросите по памяти нарисовать ее, сравнить рисунок с контуром, обвести фигуру.
"Догадайся, что за предмет"
На столе разложите различные объемные игрушки или небольшие предметы (погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др.), которые накрыты сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Предложите ребенку через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.
По такому же принципу можно развивать температурные, барические (весовые) ощущения, используя для этого воду разной температуры и предметы разной тяжести.
Необходимо развивать тактильную чувствительность не только рук, но и других частей тела, в том числе и ног. Для развития чувствительности ног можно использовать «сенсорную тропу» - дорожку с прикрепленными к ней мешочками с разными наполнителями.
Известно, что почти 18% тела составляет кожа. Стимуляция ее нервных окончаний способствует формированию более полных представлений о предметах окружающего мира.
Зрительное восприятие формы, величины и цвета.
Форма определяется как внешнее очертание, наружный вид предмета.
Среди множества фигур ребенок учится различать основные формы— треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник — сначала по образцу, потом по эталону, который закрепляется в образе-представлении. Главное на начальном этапе — различение самих форм, далее различение названий форм и лишь потом самостоятельное называние. Использование предметов разной формы из ближайшего окружения ребенка: блюдце, пуговица, мяч (круглые); флажок, морковь (треугольные); яйцо, огурец (овальные); платок, печенье, салфетка (квадратные); портфель, книга, тетрадь, полотенце (прямоугольные) — делает эту деятельность более доступной и интересной.
Для ознакомления ребенка с разновидностями формы и развития точности их опознания полезны упражнения по зрительно-осязательному переносу. Они могут проводиться в форме распространенной игры «Чудесный мешочек». Задача игры заключается в том, чтобы безошибочно отыскать в мешочке на ощупь фигуры, указанной на рисунке или предварительно показанной ребенку, а позднее только по названию формы, если ребенок испытывает сложность в нахождении заданной фигуры, разрешается использовать вторую руку. Вот еще примеры игр:
«Найти предмет указанной формы»
Предложите ребенку назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, ромб).
«Из каких фигур состоит машина?»
Ребенок должен определить по рисунку, какие геометрические фигуры включены в конструкцию машины, сколько в ней квадратов, кругов и т. д.
«Коврик»
Предложите ребенку рассмотреть коврик из геометрических фигур и набор составных частей этого коврика. Среди элементов этого набора следует найти ту часть, которой нет в коврике.
«Найди предмет такой же формы»
Ребенок должен выделить форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими образцами. На одном столе геометрические фигуры, на другом — предметы. Например, круг и предметы круглой формы (мяч, тарелка, пуговица и т. д.), овал и предметы овальной формы (яйцо, огурец, желудь и т. д.).
Величина рассматривается как размер, объем, протяженность предмета, т. е. это те параметры, которые можно измерить. Величина — понятие относительное, в основе которого всего два слова: большой, маленький. Эти слова часто употребляемы и не имеют четко фиксированного значения. Основной характеристикой величины является ее относительность, а значит, она познается только в сравнении с другой величиной (больше, меньше, такой же) Восприятие различных параметров величины, так же как и формы, осуществляется с помощью практических действий наложения, прикладывания, примеривания, ощупывания, измерения, группировки предметов по выделенному признаку. Ребенку можно предложить такие игры:
«Сравни предметы по высоте»
Назвать предметы, определить их количество, выделить высокий, низкий; сравнить — что выше, что ниже.
«Палочки в ряд»
Выложить одновременно два ряда по 10 палочек разной длины: один по убывающей величине, другой по возрастающей.
«Самая длинная, самая короткая»
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет. Варианты: сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«Разложи по размеру»
Ребенок по просьбе педагога раскладывает по размеру натуральные предметы: чашки, ведерки и др.; предметы, вырезанные из картона: грибочки, морковки и др.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что его не определишь тактильно, путем проб и ошибок, так как цвет обязательно нужно видеть. А это означает, что в основе восприятия цвета лежит зрительная ориентировка. Цвет определяется как световой фон чего-либо, окраска. Понятие цвета дается на примере двух-трех контрастных цветов.
Действуя с цветом, ребенок запоминает сначала сами цвета, потом названия основных цветов: желтый, красный, синий, зеленый, а также белый и черный, и лишь в последующем названия дополнительных цветов и оттенков.
Постепенно у детей начинают складываться представления о цвете, которые закрепляются в слове-названии; вырабатывается понятие о том, что цвет — одно из свойств предмета. На этом этапе уточняются представления о постоянных цветах (снег белый, огурец зеленый, лимон желтый, земля черная, помидор красный и т. д.).
Игры:
«Какого цвета не стало?»
Покажите ребенку несколько предметов (флажков, карандашей ) разного цвета. Ребенок называет цвета, а потом закрывает глаза. Уберите один из предметов. Пусть ребенок определит, какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?»
Приготовьте разноцветные карточки. Ребенку предложите подложить карточку к предмету такого же цвета. Например— красную карточку- к помидору, зеленую –к огурцу и т. д.
«Собери радугу»
Приготовьте цветные дуги, разрежьте их пополам. Одну половинку радуги
берите сами, а другую дайте ребенку. Предложите ребенку собрать радугу и назвать цвета (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
Развитие восприятия «особых свойств» предметов
«Особые свойства» предметов, к которым относятся вкус, запах, температура, вес, познаются благодаря работе анализаторов.
Восприятие запаха происходит с помощью органа обоняния - носа. Детям, конечно, надо сказать, что носом мы не только чувствуем запахи, но и дышим.
Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, запах леса и запах выхлопных газов; запах свежего хлеба и испорченного мяса и др.
Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах лука, колбасы, кофе, лекарства, цветов и др. особое внимание уделяется использованию в речи разных определений, характеризующих тот или иной запах:
— запах лука — резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;
— запах кофе — ароматный, приятный, волнующий, насыщенный;
— запах лекарства — неприятный, отталкивающий, горьковатый;
— запах апельсина — свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т. д.
Ребенка надо научить выделять и неприятные, отталкивающие запахи, особенно пищевых продуктов (несвежая колбаса, испорченное мясо, загнившая картофелина и др.), что должно приучить его осторожно относиться к таким продуктам. При этом
надо показать, как нужно нюхать незнакомые предметы (осторожно, нерезко, на расстоянии).
Примеры игр:
«Определи предмет по запаху». Ребенок с завязанными глазами по запаху определяет какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.
«Коробочки с запахами». Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.
Возьмите коробочку или баночку, отвинтите крышку и четко покажите, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Покажите ребенку содержимое всех баночек, дайте ему их понюхать.
Восприятие вкуса
Вкусовые качества предметов дети различают, пробуя их на вкус. Таким образом, они знакомятся с внешними признаками и функциональными возможностями языка как органа вкуса. Вкус распознается вкусовыми луковичками, в основном расположенными на языке, отчасти на мягком нёбе и задней стенке глотки. Действие растворов химических веществ на вкусовые рецепторы обусловливает формирование вкусовых сигналов, которые передаются в мозг, где анализируются и проявляются ощущениями вкуса. Благодаря этому осуществляется своеобразная оценка качества пищи, ее «желательность» для организма. Необходимо показать, как осторожно надо пробовать незнакомые продукты: кончиком языка, губами, как бы прислушиваясь к своим ощущениям.
Вкусовые ощущения обычно делятся на соленое, горькое, кислое и сладкое. В процессе развития восприятия вкусовых ощущений дети понимают, что один и тот же продукт может быть приятным для одних людей и неприятным для других: кто-то любит рыбу, а кто-то не переносит даже ее запаха, так же разнится отношение и к другим продуктами ..
Одновременно они усваивают перечень тех продуктов, которые могут нанести вред здоровью (ядовитые грибы, некоторые виды ягод).
Игры, которые можно использовать для развития вкусовых ощущений.
«Определи на вкус». Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует
соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.
Варианты:
— ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;
— ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое ,вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).
Тактильное восприятие при определении температуры и веса предметов.
Адекватное восприятие температуры является жизненно важным качеством. Первые температурные ощущения ребенок получает в процессе повседневной жизни, оперируя с предметами разной температуры: холодными, теплыми, горячими, но сразу же отметим, что это единственный вид ощущений, который формируется исключительно под руководством взрослого в силу возможного нанесения урона здоровью ребенка. Необходимо показать, как надо осторожно трогать предметы, особенно предполагая, что они могут быть горячими. Ребенок усваивает, что одни и те же предметы (утюг, грелка, чайник, плита кухонная и др.) могут быть в разных температурных состояниях: холодные, теплые, горячие, а о температуре судят по собственному впечатлению. Только многократно произведенные под контролем взрослого человека действия по определению температуры предметов способствуют накоплению практического опыта самого ребенка.
Игры для восприятия температурных различий:
«Четыре времени года». Предложите ребенку рассмотреть репродукции картин профессиональных художников или яркие иллюстрации с изображением пейзажей в разное время года и ответить на вопросы: В какое время года бывает тепло? холодно? жарко?
«Угадай, какой это предмет». Покажите или назовите предмет, а ребенок пусть угадает, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.
Холодные предметы: снег, мороженое, холодильник, лед, вода.
Теплые предметы: батарея, грелка, руки, солнышко.
Горячие предметы: утюг, огонь, чайник, печка.
«Три стакана». Ребенку предложите определить, какой стакан с холодной водой, какой - с теплой, какой — с горячей, сначала зрительно, потом на ощупь. Сделать выводы.
«Холодный, теплый, горячий». Предложите ребенку показать на рисунке, какой предмет бывает теплым, горячим, холодным (утюг, костер, чайник, снеговик, мороженое, батарея, грелка, свеча, сосулька, солнце).
Барические ощущения (барии от греч. barys — тяжелый) — возникают при непосредственном воздействии предмета на кожные покровы. Множественные чувствительные рецепторы, которыми снабжена рука, воспринимают ощущения тяжести, дифференцируемые и осознаваемые человеком как ощущения веса. Вес — это количество вещества, определяемое мерой массы.
Чувство веса формируется в практической деятельности. Покажите ребенку предметы разной тяжести, вначале очень контрастные: перышко и стул, тетрадь и кирпич. Затем покажите разнообразные предметы и дайте ему возможность поднять и оценить вес с помощью следующих действий: поднять одной рукой, двумя руками; взвесить на обеих или на одной ладони; взять в руку предмет и, опуская его, наблюдать, как он падает — быстро или медленно, что произойдет при соприкосновении с поверхностью.
Различение ощущений веса разных предметов закрепляется в играх:
«Чем различаются?» Предложите ребенку сравнить, взвесив на руке, и определить, какой предмет легче, какой тяжелее при существенной разнице в весе: книга и карандаш, камень и лист бумаги, гантели и бумажная галка, воздушный шар и футбольный мяч, перышко и книга, гвоздь и семечко.
«Определи вес». Пусть ребенок определить на глаз: по картинкам с изображением предметов, какой из них самый тяжелый, тяжелый, самый легкий, легкий (книга, перо, камень, подушка, шляпа, лист бумаги, пуговица и др.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"
Ваш ребенок плохо разговаривает? Замечаете, что движения плохо координированы, удержание карандаша, ложки в руке затруднено? Все это тесно связано между собой и называется моторная неловкос...
Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста.
Представлена динамика сенсомоторного развития ребенка от рождения до школы....
Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста"...
Использование дидактических игр и пособий в работе по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста.
Данный материал может быть использован в практической деятельности педагога с детьми по развитию сенсомоторных навыков....
План самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через занятия продуктивными видами деятельности»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, величине, цвете, положение в пространстве, а также запахе, вкусе. З...
Мастер-класс для родителей «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста»
Мастер-класс для родителей «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста»...