Использование дидактических игр и пособий в работе по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста.
методическая разработка по коррекционной педагогике по теме

Данный материал может быть использован в практической деятельности педагога с детьми по развитию сенсомоторных навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Использование дидактических игр и пособий в работе по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста.

Сенсорное  развитие  ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Мелкая (тонкая) моторика –  совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук и ног.

Сенсомоторное развитие – это развитие у дошкольника восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и развитие моторной сферы.

Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Одним из показателей интеллектуального развития ребенка служит уровень развития мелкой моторики и координации движения рук. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, рассуждать, у него хорошо развиты внимание, память, связная речь, легче проходит адаптация к школьному обучению.

В процессе  воспитательно-образовательной работы наиболее сильный эффект в сенсомоторном развитии дошкольников достигается при использовании многофункциональных  дидактических  игр.  Данные авторские дидактические игры можно рекомендовать педагогам, работающим с дошкольниками 4-6 лет группы компенсирующей направленности с нарушением зрения, речи, а также для работы с детьми группы общеразвивающей направленности, учителям-логопедам, учителям-дефектологам.

 «Колобок»

Описание: За основу дидактического пособия взят офтальмотренажер В.Ф.Базарного. Представляет собой вертикально расположенный планшет с изображением траекторий движения. Изображение Колобка прикрепленное на специальную указку.

Задачи:  развивать зрительное внимание, глазодвигательные функции и ориентировку в пространстве.

Задание: педагог предлагает детям посмотреть, как Колобок бежит по дорожкам (водим указкой в разных направлениях: по овалам - левому, правому, сверху-вниз, снизу-вверх, слева-направо, справа-налево).

«Запасливые Гномы»

Описание: Пособие представляет собой корзину с набором из 10-15 колец из плотного картона, обернутых самоклеящейся пленкой и наклеенным изображением ягод (по 3-4 каждого вида), 2 маленькие резиновые игрушки Гнома.

Задачи:  закреплять знание обобщающих понятий (ягоды, фрукты), развивать зрительное внимание, моторную координацию, способствовать слаженному взаимодействию «глаз-рука».  

Задание: Гномы делают запасы на зиму – варенье, компот. Помоги гному собрать ягоды на клубничное варенье (малиновое, смородиновое и т.д.), собрать фрукты для приготовления  сливового компота (грушевого, яблочного, сливового), только ягоды, только фрукты  и т.д.

Педагог вынимает все кольца из корзины на стол и перемешивает. Ребенок берет игрушку Гнома, находит кольцо с нужной ягодой (фруктом), помещает Гнома внутрь кольца и двигает его в направлении корзины. Так до тех пор, пока все кольца с нужной ягодой (фруктом) не будут собраны в корзину.

 «Кто быстрее»

Описание: Пособие представляет собой круглую клумбу с большим объемным цветком посередине. С четырех противоположных сторон «клумбы» при помощи скотча приклеены «дорожки» (из эластичных гибких материалов) на конце которых расположены изображения насекомых (муравья, пчелы, божьей коровки, светлячка). В игре могут принимать участие 2-4 человека.

Задачи: развивать мелкую моторику кистей рук, прослеживающую функцию глаз, закреплять представление о насекомых, их названиях.

Задание: Дети выбирают насекомого и называют его. Берут пальцами за край выбранной «дорожки». По сигналу педагога дети начинают сворачивать «дорожку» до тех пор, пока не коснутся цветка. Выигрывает тот, кто аккуратнее и быстрее свернет «дорожку» и доберется до цветка.

 «Меткий стрелок»

Описание: пособие представляет собой «дупло» дерева, выполненное из отдельных, склеенных между собой полых трубок (в данном случае, от рулонов самоклеящейся пленки). Сверху закреплены листья, выполненные из потолочных плиток и имитирующие крону дерева. Корзина (можно взять готовую, в данном случае изготовлена из коробочного картона и оклеена самоклеящейся пленкой) с набором из 10 настоящих еловых (можно сосновых) шишек.

Задачи: развивать захватывающую способность пальцев рук, координацию движений пальцев рук, произвольное внимание, закреплять навыки движения «глаз – рука».

Задание: Забрось шишки в дупло с расстояния от 0,7 до 1,5 метров (в зависимости от возраста и остроты зрения ребенка). Победитель определяется исходя из большего количества попаданий шишек в дупло.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете с презентацией "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры".

quot;Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры"....

Картотека дидактических игр по Сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста

Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. В детстве - мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных способностей маленького человека.Кажд...

Использование обрывной аппликации, как нетрадиционной формы работы в интеллектуальном развитиии детей дошкольного возраста.

Использование обрывной аппликации, как нетрадиционной формы работы в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста....

Практика использования дидактического пособия «Цветной парашют» в физическом развитии детей дошкольного возраста

Движение – основа практически любой деятельности ребёнка. Однако се-годня двигательная активность детей значительно снизилась. В наш техниче-ский век особенно важно развивать интерес ребёнка к ф...

Обобщение опыта работы воспитателя по теме самообразования «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста посредством художественно-творческой деятельности»

Актуальность проблемы сенсомоторного развития дошкольников заключается в том, что познание человеком окружающего мира начинается с "живого созерцания", с ощущения и восприятия в целом предме...

Использование дидактического пособия "Театр теней" для речевого развития детей дошкольного возраста

Материал оформлен в виде буклета и содержит практические игры и упражнения по использованию Театра теней для развития: речевого дыхания, артикуляции, фонематического восприятия, автоматизации и диффер...