Консультация для родителей "Возрастные особенности детей."
консультация

Щербакова Татьяна Владимировна

Предварительный просмотр:

 Возрастные особенности детей 3-4 лет.

Психологи говорят о «кризисе трех лет», когда ребенок переходит к новому уровню взаимодействия со взрослыми, своими сверстниками и окружающим миром в целом. Родителям и педагогам необходимо знать о возрастных особенностях детей 3-4 лет, чтобы суметь адекватно реагировать на изменения в их поведении, оказать необходимую поддержку и помощь в процессе их развития. В этой статье мы рассмотрим их.

В возрасте 3-4 лет ослабевает неразрывная связь между малышом и матерью и постепенно увеличивается потребность в общении, которая уже не может быть удовлетворена в узком семейном кругу.

Анатомо-физиологические характеристики 

Рассмотрим основные показатели физического развития:

  • рост 96 см + 4 см;
  • вес 12 кг + 1 кг;
  • количество зубов — 20 шт. (все молочные).

Объем черепа трехлетнего ребенка составляет 4/5 от объема черепной коробки взрослого человека. Позвоночник и кости малыша еще довольно мягкие и при определенных условиях могут поддаться деформации. Поэтому необходимо следить за осанкой ребенка и состоянием суставов.

Определенные особенности заметны в развитии мускулатуры. Более развиты крупные мускулы, поэтому у малыша лучше получается выполнение движений всей рукой. Он постепенно учится владеть всем своим телом (делает наклоны, повороты, поднятие рук, покачивания). Подобные упражнения нужно включать в ход ежедневных занятий физкультурой. Вообще в таком возрасте у детей повышенная потребность в физической активности.

Также в 3-4 года происходит усиленное развитие мелкой моторики и координации движений. Этому способствует лепка, рисование и другие виды изобразительной деятельности, которые являются обязательным компонентом различных дидактических игр и познавательной деятельности младших дошкольников. Таким образом ребенок совершенствует умения управлять движениями пальцев и кисти.

Сердечнососудистая и дыхательная система развиваются соответственно потребностей растущего организма. Существуют определенные проблемы с умением сознательно регулировать дыхание. Поэтому с детьми нужно проводить упражнения с пушинками, воздушными шариками, легкими бумажными изделиями, в ходе которых они должны делать контролируемый усиленный выдох.   

Развитие ЦНС

Центральная нервная система трехлетнего ребенка продолжает совершенствоваться. Это выражается в следующем:

  • появляется способность к анализу и синтезу информации, которая поступает из окружающей среды;
  • развивается речь, увеличивается ее роль в процессе познания (малыш задает вопросы, расспрашивает и уточняет);
  • у детей получается ненадолго сосредотачиваться на изучаемом материале, поэтому взрослым необходимо использовать специальные дидактические приемы для удержания их внимания.

Вместе с тем младшим дошкольникам свойственна повышенная возбудимость, что приводит к их быстрой утомляемости. Дети еще не умеют управлять своим поведением и легко переходят от суетливости и активных движений к замкнутости, отрешенности.

Еще одной проблемой в этом возрасте является несовершенство взаимодействия сигнальных систем. Ребенок плохо понимает словесные инструкции, поэтому проще наглядно показать ему, как именно он должен действовать.

Личностное развитие

Главные возрастные особенности детей 3-4 лет, на которые нужно обращать внимание, касаются изменений в личностном развитии ребенка. Прежде всего, они заключаются в осознании им себя как отдельного индивида общества. Малыш начинает стремиться к самостоятельности. Однако эта потребность никак не соотносится с его возможностями.

Именно в этом и состоит суть внутреннего конфликта младшего дошкольника: он хочет все делать сам, но не может справиться без помощи взрослых. Ребенок перестает слушаться родителей и начинает выдвигать им свои собственные требования. Он проявляет негативное отношение к опеке взрослых и старается выйти из-под их влияния.

Для успешного формирования личности взрослые должны умело руководить процессом формирования самостоятельности у их ребенка, а именно:

  • выстраивать равноправные отношения с малышом, не относиться к нему с позиции «авторитетного взрослого»;
  • предоставить ему больше самостоятельности;
  • поддерживать все положительные начинания и стремления;
  • если у малыша что-то не получается, можно предложить ему сделать это вместе или подсказать другой способ выполнения;
  • не критиковать, а формировать у ребенка понятие, что он хороший.  

Отдельно стоить обратить внимание на то, что у младшего дошкольника уже начинает закладываться основы самооценивания. Он может подмечать, как действуют другие, сравнивать их результаты со своими, стремясь, чтобы у него тоже все получилось как можно лучше. У ребенка появляется устойчивая потребность в признании его успехов, он хочет, чтобы его почаще хвалили и уважали.  

Социальное становление

В трехлетнем возрасте меняется социальная позиция ребенка. Он ищет общения со своими сверстниками. Малыш готов считаться частью детского коллектива. Он уже способен выстраивать взаимоотношения на основе общепринятых норм и правил поведения. Однако чаще всего на этом этапе дети просто сосуществуют рядом и мало взаимодействуют друг с другом.    

В этот период дети эмоционально отзывчивы,  умеют сопереживать и утешать, готовы оказать помощь. Они открыты миру, не ощущают  опасности. В большинстве случаев действуют ситуативно. Иногда могут контролировать свое поведение, руководствуясь собственными побуждениями. Развивается половая идентификация.

К 3-4 годам ребенок способен овладеть основными навыками самообслуживания и гигиены. Он умеет вести себя за столом, ходить в туалет, одеваться.

Взрослых малыш воспринимает уже не только, как членов семьи, но и как часть общества. Он понимает, что у родителей есть работа, осознает их необходимость выполнять различные социальные роли. Часто подражает взрослым.  

Психологические процессы

У детей 3-4 лет также происходит совершенствование психологических процессов.

  • Память непроизвольная. Преобладает процесс узнавания. Запоминается только информация, имеющая яркую эмоциональную окраску. Объем памяти позволяет запоминать 5 названий предметов и 3-4 слова. Ребенок может выучить небольшой стишок.
  • Доминирует наглядно-действенное мышление, появляются зачатки наглядно-образного. Ребенок может устанавливать некоторые взаимосвязи между предметами на основе практических действий, делать несложные выводы.
  • Преобладающий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте — игра. Она дает возможность скопировать поступки взрослых, опробовать разные модели поведения. В основном малышам предлагают сюжетные кратковременные игры, в ходе которых они выполняют несложные действия с игрушками или предметами — заменителями.
  • Воображение слабо развито. Дети еще не умеют детализировать предметы, изображают их в примитивном виде. Способны создавать несложные конструкции и простые аппликации по заданному образцу. 
  • Формируются пространственные представления. Ребенок способен ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях.
  • Развивается речь, пополняется словарный запас. Малыш может воспринимать небольшой рассказ. Сам составляет предложения, способен поддерживать несложную беседу, пересказывает короткие тексты.
  • Появляется интерес к познанию окружающего мира. Это подталкивает ребенка к поиску различных способов действий для получения информации. Данный этап можно назвать периодом первых открытий. Малыш радуется каждому новому умению или полученным знаниям.  

   Знание педагогами и родителями возрастных особенностей детей трехлетнего возраста помогут им в полной мере реализовать воспитательные возможности этого периода. Это очень важно, поскольку именно в младшем дошкольном возрасте формируются основы характера и принципов поведения будущей личности, начинает закладываться фундамент физического, интеллектуального, морально-волевого развития малыша.



Предварительный просмотр:

Развитие личности

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4- 5 лет, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы созидательного отношения к предметному миру. Для этой цели можно использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сделал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлетворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи.

Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно познавательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знаниях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития познавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважительно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен размышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знаниями, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты. Любое проявление неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуальным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требованием к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотношениях друг с другом является серьезное и уважительное отношение ко всем, даже неверным, соображениям ребенка.

Это не означает, что взрослые должны одобрять любые неправильные мысли и соображения детей. Взрослым следует не оценивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, что новыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны, интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой – уважительное и заинтересованное отношение к аналогичным интеллектуальным поискам его сверстников.

Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» И «хороших», И эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых. Так, большинство детей пятого года жизни считают сверстников плохими потому, что воспитатель делает им замечания за то, что они медленно едят, плохо засыпают и т.п.

Необходимо иметь в виду, что репутация ребенка в группе, отношение к нему сверстников и его душевное самочувствие могут без всякого умысла со стороны взрослого непоправимо пострадать. Для этого достаточно частого выражения недовольства взрослого по поводу таких форм поведения, которые, хотя и создают организационные трудности, морально нейтральны, не зависят от ребенка и зачастую обусловлены его физиологическими особенностями.

В развитии сознания детей открываются две очень важные возможности, от правильного использования которых существенно зависит общий уровень их умственного развития. Одна из возможностей связана с тем, что на пятом году жизни дети способны в своем познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с этого возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах и явлениях, которых они не видели и о которых знают только со слов взрослого (о животных и машинах, городах и странах и т.п.).

Очень важно понимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объем знаний об окружающем. У него естественно возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатия к дельфинам и опасливое отношение к акулам, сочувствие к людям, которые месяцами живут в условиях полярной ночи, и уважение к их способности приноравливаться к сложным природным условиям.

А это значит, что взрослый не только дает знания, но и принципиально расширяет круг событий и предметов, вызывающих у ребенка эмоциональный отклик: сочувствие и возмущение, уважение и интерес. Очень важно, что чувства и отношения, переживаемые ребенком по поводу далеких и лично ему незнакомых существ или событий, по сути своей бескорыстны, не связаны с сиюминутными эгоистическими желаниями и устремлениями. Тем самым взрослые выводят ребенка за пределы узких и эгоистических интересов, делая самые первые шаги в формировании будущего гражданина мира, которому ничто человеческое не будет чуждо.

Дети 4-5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порождают неуверенность. Между тем произвольность поддерживается именно успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок задумал сделать сам.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процесс е игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Развитие психических процессов

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания.

Восприятие

В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.).

Внимание

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.

Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4-5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состоянии произвольно В течение довольно длительного времени удерживать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

Память

В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повторение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.

Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.).

Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысливал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные элементы легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления.

Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д..

Мышление

Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше – черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Решение задач может про исходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобладает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека – это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и Т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сходство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Воображение

Воображение продолжает развиваться. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Речь

В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и активно используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей, Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится вне ситуативной.

Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пейзажи, то уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цвете и размере объектов, почти третья часть даваемых ими определений развернутые, то есть с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения «<Снег белый и немножко голубой»; «Блестит, как золотой»).

На пятом году жизни ребенка несколько меняется и морфологический состав высказываний за счет более частого использования глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи появляются простые распространенные предложения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них формируются многие элементы связной речи. Размеры детских рассказов таковы же, как в старшей и подготовительной группах и даже у учеников начальных классов (в среднем 24-25 слов). Соответственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.

4 ГОДА

Общая осведомленность. Назвать свое имя, фамилию, пол; вопрос о половой принадлежности задавать в следующей форме: “Ты девочка или мальчик?”; (положительная оценка – все названо правильно).

Общая понятливость. Назвать несколько показываемых предметов и обобщающее слово (как это можно назвать одним словом?); положительная оценка – правильно названо обобщающее слово (обувь, одежда, посуда, транспорт).

Концентрация внимания. Назвать три цифры (послушай внимательно, сейчас я назову три цифры: 3, 8, 5 - повтори); положительная оценка – правильно названы все три числа.

Практическое математическое мышление. Сосчитать 4 предмета (посчитай, сколько перед тобой кубиков); положительная оценка – сосчитал правильно и без подсказок.

Индуктивное мышление. Знание простейших геометрических форм: круга и квадрата (какой формы мяч?, какой формы окно?); положительная оценка – из трех вопросов два правильных ответа.

Опыт восприятия. Сравнить длину линий (подготовьте комплект из трех линий или полос бумаги разной длины, трижды покажите ребенку по две из них. Вопрос: “Какая длиннее?”); положительная оценка – при двух правильных ответах.

                                                             

                                                               5 ЛЕТ

Общая осведомленность. Какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер); положительная оценка – все названо правильно.

Общая понятливость. Понимание простейших причинно-следственных отношений (почему мама стирает одежду?); задается один вопрос; положительная оценка – при правильном ответе.

Концентрация внимания. Использование знаний об абстрактных геометрических формах (посмотри внимательно и назови, какие есть вокруг нас круглые и квадратные предметы); два правильно названных предмета – положительная оценка.

Практическое математическое мышление. Сосчитать несколько предметов с переходом через десяток (до 15); ( сосчитай, сколько здесь кубиков).

Индуктивное мышление. Назвать назначение предметов обихода (за- чем нужен стол, стул, ручка, кастрюля?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями); положительная оценка – правильно объясняется назначение двух предметов.

Опыт восприятия. Различение основных цветов (какого цвета карандаш?). Показывайте красный, синий, желтый; положительная оценка – при безошибочном ответе.

 



Предварительный просмотр:

5-6 лет

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя «старшими» среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Мы можем научить малышей тому, что умеем;

Мы - помощники воспитателя;

Мы хотим узнать новое и многому научиться;

Мы готовимся к школе, - такие мотивы охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность.

        Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, взрослый должен обеспечивать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно должен создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать волю, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых, творческих решений.

        Взрослому следует придерживаться следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, подтолкнуть к решению наводящими вопросами, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.

        Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от взрослого), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Задача развития данных умений ставится воспитателем широко, в разных видах деятельности. При этом воспитатель пользуется средствами, помогающими дошкольникам планомерно осуществлять замысел: опорными схемами, моделями, пооперационными картами.

        Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача взрослого - развивать интерес к творчеству. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. Старшие дошкольники с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» различные истории, а затем оформить обложку и иллюстрации. Такие самодельные книги становятся предметом любви и гордости детей. Вместе с воспитателем они перечитывают свои сочинения, обсуждают их, придумывают новые продолжения историй.

        Серьезное внимание нужно уделять развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стеклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей.

        Особо подчеркивается роль книги как источника новых знаний. Нужно показывать детям, как из книги можно получить ответы на самые интересные и сложные вопросы. В «трудных» случаях воспитатель специально обращается к книгам, вместе с детьми находит в книгах решение проблем. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольников и пробуждает в них стремление к овладению чтением.

        Предметом особого внимания является социально-нравственное развитие детей, становление их взаимоотношений с окружающими. Важно помочь каждому ребенку занять благоприятную для его развития позицию в коллективе сверстников: найти друзей, объединить детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности (рисованию, ручному труду, уходу за животными).

Своим поведением взрослый должен показывать примеры доброго, заботливого отношения к людям, побуждать ребенка замечать состояние сверстника (обижен, огорчен, скучает) и проявлять сочувствие, готовность помочь. Нужно привлекать внимание детей к признакам выражения эмоций в мимике, пантомимике, действиях, интонации голоса. Воспитатель специально создает в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей.

        Старшие дошкольники способны освоить правила культуры поведения и общения. Им становятся понятны мотивы выполнения правил. Поддерживая положительные действия и поступки, взрослый опирается на развивающееся в ребенке чувство самоуважения и его растущую самостоятельность.

        Характерной особенностью старших дошкольников является появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. Обсуждая с детьми эти проблемы, педагог стремится воспитать детей в духе миролюбия, уважения ко всему живому на земле. Он показывает детям, как их добрые поступки делают жизнь лучше и красивей.

        Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в гpyппах старших дошкольников. Интерес детей к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем, через встречи с учителем, совместные дела со школьниками, посещение школы, сюжетно-ролевые игры на школьную тему. Главное - связать развивающийся интерес детей к новой социальной позиции («Хочу стать школьником») с ощущением роста их достижений, с потребностью познания и освоения нового.

        Организованное обучение старших дошкольников включает занятия познавательного цикла: по экологии и математике, по развитию речи, художественно-продуктивной деятельности и музыкально-ритмических способностей. В самостоятельной деятельности создаются возможности для расширения, углубления и широкого вариативного применения детьми содержания, освоенного на занятиях.

        Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

        Все больший интерес ребенка 5-ти лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому анализу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка об Я-реальном и Я-идеальном дифференцируются более четко.

        К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой багаж знаний, который продолжает интенсивно пополняться. Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями со сверстниками, что способствует появлению познавательной мотивации в общении. С другой стороны, широкий кругозор ребенка может являться фактором, позитивно влияющим на его успешность среди сверстников.

        Происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности ребенка-дошкольника.

        Развитие произвольности и волевых качеств позволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

        Появляется интерес к арифметике и чтению. Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометрические задачи.

Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно.

        Кроме коммуникативной развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.

        Развивается самоинструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

        Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: интеллектуальные, моральные, эстетические.

К интеллектуальным чувствам можно отнести:

- любопытство;

- любознательность;

- чувство юмора;

- удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

- чувство прекрасного;

- чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

- чувство гордости;

- чувство стыда;

- чувство дружбы.

        Ha фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение и похвалу, подтвердить свою значимость.

        Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины. Развитию этой черты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдания своим оплошностям, перекладывать вину на других.

        Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включение в них детей в процессе повседневной жизни.



Предварительный просмотр:

Возрастные особенности детей 6—7 лет

Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе.

В этом возрасте чаще всего ваш ребенок:

Практически готов к расширению своего микромира, если им освоено умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Ребенок, как правило, в состоянии воспринять новые правила, смену деятельности и те требования, которые будут предъявлены ему в школе.

Постепенно социализируется, то есть адаптируется к социальной среде. Он становится способен переходить от своей узкой эгоцентричной позиции к объективной, учитывать точки зрения других людей и может начать с ними сотрудничать.

Маленький ребенок делает выводы о явлениях и вещах, опираясь только на непосредственное восприятие. Он думает, например, что ветер дует потому, что раскачиваются деревья. В 7 лет ребенок уже может учитывать другие точки зрения и понимает относительность оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и поэтому тонет.

Способен сосредотачиваться не только на деятельности, которая его увлекает, но и на той, которая дается с некоторым волевым усилием. К его игровым интересам, в которые входят уже игры по правилам, добавляется познавательный интерес. Но, произвольность все еще продолжает формироваться, и поэтому ребенку не всегда легко быть усердным и долго заниматься скучным делом. Он еще легко отвлекается от своих намерений, переключаясь на что-то неожиданное, новое, привлекательное.

Часто не только готов, но и хочет пойти в школу, поскольку смена социальной роли придает ему взрослости, к которой он так стремится. Но полная психологическая готовность ребенка к школе определяется не только его мотивационной готовностью, но и интеллектуальной зрелостью, а также сформированной произвольностью, то есть способностью сосредотачиваться на 35—40 минут, выполняя какую-либо череду задач. Чаще всего такая готовность формируется именно к семи годам.

Очень ориентирован на внешнюю оценку. Поскольку ему пока трудно составить мнение о себе самом, он создает свой собственный образ из тех оценок, которые слышит в свой адрес.

Вам как его родителям важно:

Быть главными помощниками ребенка в том, чтобы адаптироваться к школьной обстановке, выбрав для него максимально подходящую к его типу личности школу. По возможности предварительно выяснить уровень требований и специфику отношения к детям в той школе, где ему предстоит учиться.

Не торопиться с походом в школу, если вы замечаете, что у ребенка игровой интерес значительно преобладает над познавательным, ему не хочется идти в школу, ему трудно усидеть на месте, выполняя какое-то несложное задание. Можно организовать постепенное вовлечение вашего дошкольника в учебную жизнь через систему разнообразных групп по подготовке к школе.

Выстроить режим дня для ребенка таким образом, чтобы оставалось время на отдых, игры, прогулки. Понимать, что познавательная мотивация именно в этом возрасте радикальнее всего истребляется скукой, долженствованием, принуждением. По возможности организовать для ребенка интересный и увлекательный познавательный процесс.

Понимать, что желание ребенка стать школьником не всегда означает реальную возможность выполнять все соответствующие этой роли обязанности. Поэтому важно помогать ребенку освоить новый для него уровень самостоятельности, постепенно уходя от гиперконтроля и избыточной опеки, предоставляя ему все больше свободы. Для профилактики инфантильной позиции важно, чтобы ребенок делал самостоятельно то, с чем он может справиться сам.

Осознавать, что любые ваши оценки в адрес ребенка создают его представление о себе, влияют на его самооценку. Если ожидания и оценки родителей не соответствуют возрастным и личностным особенностям ребенка, его самооценка окажется неадекватной (заниженной или завышенной). Ваши негативные оценки могут сформировать у него представление о себе как человеке недостойном, плохом, неспособном справляться с трудностями или неудачами. По возможности избегайте заключений о личности ребенка в целом, оценивайте лишь его действие или поступок.

Спрашивать мнение самого ребенка о результатах его труда. Сильная зависимость от внешней оценки делает ребенка тревожным и неуверенным в себе. Умение самому оценивать свою деятельность создает мотивацию стремления, в противовес мотивации избегания.

Еще до того, как ребенок пойдет в школу, осознать, что успехи или неудачи ребенка в процессе учебы не есть показатель его успешности в будущем. Школьное обучение лишь отражает способность ребенка справляться с учебной ситуацией, но не является однозначным показателем его личностной реализованности. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенные дети. Гиперактивный ребёнок"

Цель консультации: формирование здорового образа жизни. До сих пор медики и психологи ведут дискуссию о причинах возникновения синдрома гиперактивности. Пока учёные выяснили, что у гиперактивных детей...

Консультация для родителей «Особенные дети»

Консультация для родителей «Особенные дети»...

Консультация для родителей "Особенности детей 4-летнего возраста"

Консультация для родителей "Особенности детей 4-летнего возраста"...

Консультация «Учет индивидуальных особенностей детей в планировании образовательного процесса»

Данная консультация может быть использована в методической работе по обучению педагогов планированию в контексте ФГОС ДО....

Консультация для родителей: "Особенности детей 5 летнего возраста".

Возростные особенности детей 5 летнего возроста и рекомендации родителям....

Консультация для родителей "особенности детей младшего возраста"

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ  Младший возраст - важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверст...

Консультация для родителей "Особенности детей 2 - 3 лет"

Консультация для родителей "Особенности детей 2 - 3 лет"...