«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в домашних условиях»
консультация (средняя группа)

Тутаринова Оксана Владимировна

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_no1.docx475.68 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста

в домашних условиях»

C:\Users\1\Desktop\Новая папка (3)\sm.jpg

Ребенок способен познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду. Благодаря опытам у ребенка развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения. Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию. Организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится непосредственно-образовательная деятельность.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания. Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Дошкольники – прирождённые исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту. Для проведения экспериментов рекомендую придерживаться соблюдения некоторых условий:

  • проводить опыты нужно тогда, когда ребёнок полон сил и энергии;
  • нужно заинтересовать ребёнка, чтобы у него появилось желание самому делать опыты;
  • объяснить правила безопасного поведения при использовании незнакомых веществ;
  • не оставлять вопрос без внимания;
  • радоваться вместе с детьми, поощрять его успехи.

C:\Users\1\Desktop\Новая папка (3)\himik-shou-tolyatti.jpg

Создание условий для экспериментальной работы дома не требует больших затрат. Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната, Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например:

Что быстрее растворится:

- морская соль;

- пена для ванны;

- хвойный экстракт;

- кусочки мыла и т.п.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столько воды, сколько хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

Эксперимент можно провести во время любой деятельности:

Например, ребёнок рисует, и у него закончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и желтую краску? Если у него ничего не получиться, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.

Домашняя лаборатория:

Экспериментирование – это, наряду с игрой – ведущая деятельность дошкольника. Цель экспериментирования – вести детей вверх ступень за ступенью в познании окружающего мира. Ребёнок научиться определять наилучший способ решения встающих перед ним задач и находить ответы на возникающие вопросы. Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:

1.Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)

2.Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)

3.Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)

4.Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)

5.Объясните почему? Доступными для ребёнка словами.

Помните! При проведении эксперимента главное – безопасность вас и вашего ребёнка.

Несколько несложных опытов для детей среднего дошкольного возраста:

«Спрятанная картина».

Цель: узнать, как маскируются животные.

Материалы: светло-желтый мелок, белая бумага, красная прозрачная папка из пластика.

Процесс:

Желтым мелком нарисовать птичку на белой бумаге

Накрыть картинку красным прозрачным пластиком.

Итоги: Желтая птичка исчезла.

Почему? Красный цвет - не чистый, он содержит в себе желтыё, который сливается с цветом картинки. Животные часто имеют окраску, сливающуюся с цветом окружающего пейзажа, что помогает им спрятаться от хищников.

 

C:\Users\1\Desktop\Новая папка (3)\washing-2983118.jpg

«Мыльные пузыри».

Цель: Сделать раствор для мыльных пузырей.

Материалы: жидкость для мытья посуды, чашка, соломинка.

Процесс:

Наполовину наполните чашку жидким мылом.

Доверху налейте чашку водой и размешайте.

Окуните соломинку в мыльный раствор.

Осторожно подуйте в соломинку

Итоги: У вас должны получиться мыльные пузыри.

Почему? Молекулы мыла и воды соединяются, образуя структуру, напоминающую гармошку. Это позволяет мыльному раствору растягиваться в тонкий слой.

«Подводная лодка»

Цель: узнать, сто соленая вода тяжелее пресной, а следовательно и плавать в ней легче.

Материал:  Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую, яйцо, соль.

Процесс: Одну банку наполните чистой водой и опустите в нее сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0, 5 л воды). Опустите туда второе яйцо - оно будет плавать.

Итог: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть. Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора.

Когда опыт проведен, можно показать фокус. Подливая соленой воды, вы добьетесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду - того, что яйцо будет тонуть. Внешне соленая и пресная вода не отличается друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

«Цветы лотоса»

Цель: познакомить со свойствами бумаги (бумага, намокая становиться тяжелее).

Материал: Бумага, таз с водой.

Процесс:  Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

Итог: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

«Чудесные спички»

Цель: познакомить со свойствами дерева (волокна дерева впитывают влагу, в результате дерево набухает).

Материал: 5 спичек.

Процесс: Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Итог: Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна "толстеют", и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

C:\Users\1\Desktop\Новая папка (3)\hello_html_318e7ee2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: Примеры музыкально-игровой деятельности для детей дошкольного возраста в домашних условиях.

Музыкально-игровая деятельность, как и другая позитивная совместная деятельность родителей с детьми, имеет огромное значение и для тех, и для других. Ведь ребенок –дошкольник формируется в семье...

Организация здоровьесберегающего пространства для детей дошкольного возраста в домашних условиях.

    В моей практике встречались родители, которые испытывали потребность в информации по оздоровлению ребенка. Что нужно делать взрослым, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом ...

Консультация «Опытно-экспериментальная среда для детей дошкольного возраста»

Изучение окружения в детском саду и дома ребенком происходит через игру, общение и, конечно, эксперименты.  Наглядный  способ предоставления информации лучше запоминается и осваивается, вызы...

«Организация детского экспериментирования с детьми дошкольного возраста в домашних условиях»

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» с несложными опытами в домашних условиях...

Организация поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.

Элементарная поисково-исследовательская деятельность как форма ознакомления детей с природой обеспечивает наиболее высокую степень активности и самостоятельности детей. Она позволяет сформировать у де...

Выступление «Организация изобразительной деятельности детей дошкольного возраста в домашних условиях»

                                   Выступление на методическом объединении.Изобразительная деятельность...