Организация здоровьесберегающего пространства для детей дошкольного возраста в домашних условиях.
статья на тему

Калинина Елена Дмитриевна

      В моей практике встречались родители, которые испытывали потребность в информации по оздоровлению ребенка. Что нужно делать взрослым, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом в укреплении его здоровья? Обязанность взрослого не только охранять организм ребенка от вредных влияний, но постараться создать условия, которые способствуют повышению защитных сил детского организма – его выносливости, работоспособности.         Первостепенным этапом является правильно организованный режим двигательной активности. Он должен составлять 50% от общего времени бодрствования ребёнка. Растущий организм ребенка испытывает острую потребность в движении. В случае недостаточного ее удовлетворения дети быстро утомляются, становятся непослушными, капризными. Богатство и бедность движений ребенка является характеристикой его познавательного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_sportivnogo_ugolka_doma.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Организация здоровьесберегающего пространства для детей дошкольного возраста  в домашних условиях.

        Воспитание ребенка – большая радость, большой труд и большая ответственность. Недостаточно обеспечить материальное благополучие необходимо, чтобы каждый ребенок рос в условиях душевного комфорта, доброжелательности. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки здорового образа жизни стали занимать во всем мире приоритетные позиции. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, формируются основные двигательные навыки, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. И главная  роль по формированию осознанного отношения к своему здоровью у детей, сохранению и укреплению его, принадлежит семье.

      В моей практике встречались родители, которые испытывали потребность в информации по оздоровлению ребенка. Что нужно делать взрослым, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом в укреплении его здоровья? Обязанность взрослого не только охранять организм ребенка от вредных влияний, но постараться создать условия, которые способствуют повышению защитных сил детского организма – его выносливости, работоспособности.         Первостепенным этапом является правильно организованный режим двигательной активности. Он должен составлять 50% от общего времени бодрствования ребёнка. Растущий организм ребенка испытывает острую потребность в движении. В случае недостаточного ее удовлетворения дети быстро утомляются, становятся непослушными, капризными. Богатство и бедность движений ребенка является характеристикой его познавательного развития.

   Основными движениями, которыми должен  овладеть малыш в дошкольном возрасте являются: бег (быстрый, медленный), лазание,  прыжки (на двух ногах, одной, с продвижением вперед, на месте, бросание, ловля, метание мяча, упражнения на равновесие (ходьба по ленте, доске, бревну). Все они гармонизируют физическое состояние, приводят в тонус различные группы мышц, обеспечивая нормальное функционирование всех систем организма ребенка.

     Создание спортивно – игровой зоны для двигательной активности  детей второй этап работы.

      Традиционный спортивный комплекс – идеальный вариант для занятий физическими упражнениями в домашних условиях. К сожалению, по ряду причин,  не всегда у родителей есть возможность приобрести и установить в квартире  физкультурное оборудование. Для достижения оздоровительного и развивающего воздействия можно использовать смекалку, изобретательность, «фантазию» и «золотые руки» любящих родителей. Вот несколько советов, как организовать здоровьесберегающую среду  в домашних условиях для детей дошкольного возраста.

   Коврики для массажа  стопы  можно сделать, нашивая на тканевую основу

разного размера пуговицы, или наклеить полиэтиленовые разноцветные пробки от пластиковых бутылок. Сшить из плотной ткани мячи, набить их поролоном, песком. Кегли заменят простые пластиковые бутылки, а если насыпать в них песок, получатся неплохие гантели. Обруч, скакалку, резиновые мячи разного размера под силу приобрести каждой семье.

   Третий и очень важный фактор в развитии двигательных умений ребенка является игра. В игре дети учатся подчиняться общим правилам, строят свои отношения со взрослыми и сверстниками, развиваются и совершенствуют внимание, ловкость. Особое внимание следует обращать  на развитие самостоятельной двигательной деятельности детей посредством создания благоприятных условий в играх с разными предметами:  

    Игры с мячом – отбивание, ловля, подбрасывание, прокатывание друг другу, в ворота, катание мяча с попаданием в предметы, катание мяча между предметами, линиями, шнурами, бросок из-за головы,  от груди.

     Игры со скакалкой - прыжки через скакалку на двух ногах, одной ноге, ходьба по скакалке, перешагивание через скакалку, подлезание под скакалку.

   Игры с обручем: пролезание, вращение на поясе, прокатывание до предмета,  на расстояние и т.д. Перечисленные упражнения направлены на укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей. Организация таких игр оказывает положительное влияние на эмоциональное состояние детей, помогает укреплению воли, дисциплины, самостоятельности. Вместе с тем создаются наиболее благоприятные условия для проявления родительских чувств, взаимоуважения.

     Кто из взрослых не помнит игр своего детства. Народные игры не требуют специального игрового оборудования. В вечернее время, когда вся семья собирается дома, можно поиграть в «Испорченный телефончик», «Колечко –колечко», «Летает – не летает», «Жмурки», «Прятки», «Салочки» и т.п. Использование русских народных игр способствуют созданию в семье атмосферы радости, доброжелательности, надолго остаются в памяти, воспитывают добрые чувства к родным.

  Двигательное развитие ребенка может проходить и в форме творческого освоения возможных форм человеческой моторики. Дети активно придумывают сюжеты и воплощают свои замыслы с помощью разнообразных движений.

  Например, можно загадать загадку, а ответ ребенок передает посредствам движения (изображая птицу, животного ). Предложить игровое задание: изобрази зверя, которого ты видишь на картинке.  «Азбука зарядки», когда дети в движении стараются изобразить букву. Используя, атрибутику спортивного уголка, можно изобразить профессию человека: «циркач – жонглер», «милиционер», «силач» и т.д. Используя, такие игровые формы в домашних условиях развиваются  двигательная и творческая активность детей.

      Радуйтесь успехам ребенка, не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо с интересом слушайте о его достижениях в жизни. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Создайте в семье атмосферу радости и уважения. Такое окружающее пространство поможет вам вырастить здорового, всесторонне  развитого ребенка.

Автор: Калинина Елена Дмитриевна, воспитатель высшей квалификационной категории муниципального дошкольного образовательного учреждения Центр развития ребенка – детский сад № 57 «Катюша».