«Актуальность проблемы речевого развития»
статья (младшая группа)

Туманова Татьяна Николаевна

Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта. Развитие интеллекта – центральная задача в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад18.12 КБ

Предварительный просмотр:

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития общения, познания, познавательно-исследовательской и  всех остальных видов детской деятельности.

Мы видим, что большое количество детей имеют не достаточный  уровень коммуникативного развития, а именно: с трудом строят описательные рассказы, рассказы  по картинам и по сериям сюжетных картин, а рассказ из личного опыта сводится к воспроизведению одного-двух простых предложений, в которых мало сравнительных оборотов, эмоционально окрашенных слов. Дети с трудом воспроизводят прослушанное произведение, лексический запас сравнительно беден, грамматический строй речи требует большой работы педагогов.

В этой связи, развитие речи дошкольников становится одной из актуальных проблем в деятельности педагогов ДОУ. 

Для успешного и полноценного развития речи детей дошкольного возраста необходимо тесное сотрудничество педагогов  и родителей, которые  должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую речевую среду, интересно организовывать жизнь детей.

В свою очередь, педагоги  ДОУ создают все необходимые условия для коммуникативной деятельности детей, которая осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду.

Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки, звукоподражательные игры, знакомят детей

с художественной литературой, не забывая о том, что  речь педагога должна быть примером для подражания.

Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, поэтому в  целях развития речи детей раннего возраста используются игры и занятия, которые включают:

- потешки, хороводы, игры сюжетными игрушками, игры – инсценировки звукоподражательные и др. ;

- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй;

- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;

- игры – занятия с предметными и сюжетными картинками;

- разгадывание простых загадок;

- игры,  направленные на развитие мелкой моторики.

Игры,  потешки,  хороводы полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов. Важно, что в ходе таких игр, легко устанавливается эмоциональный контакт  взрослого с ребенком. По мере овладения он начинает самостоятельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Игры с сюжетными игрушками, игры – инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи.

Чрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение книг, рассматривание иллюстраций.

Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе с взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения и названия. В педагогическом процессе можно использовать тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, фрукты) ; сюжетные картинки с изображением действий (кошка пьет молоко, дети катаются на санках).

Дети не только называют изображенные на картинках предметы и действия, но и подбирают их по словесной инструкции, развернуто начинают отвечать на вопросы.

Картинки играют важную роль в формирование способности оперировать образами, вызванными словом. Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью.

Таким образом, речь выступает как основа существования сознания – качественного своеобразия психической деятельности людей, как центральная духовная потребность, обеспечивающая сознательную, глубоко человеческую мотивацию поступков.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка,  и в дальнейшем его успешное обучение в школе.

Литература:

1. Гербова В.В.   Развитие речи в детском саду (М.: Мозаика-Синтез, 2008),

2. Тихеева Е. И. Развитие речи у детей. – М. ; 1981.

3. Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М. ; 1982.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные проблемы речевого развития дошкольников и детского творчества в современном обществе

В публикации изложено краткое содержание выступлений участников Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы речевого развития дошкольников и детского творчества в современном об...

Доклад на тему: "Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста."

Со своим докладом на тему: "Актуальность проблемы речевого развития  детей дошкольного возраста" я выступила на педагогическом совете в  своём детском саду. Представила работу из своего опыт...

Актуальность проблемы речевого развити. Использование современных технологий для развития речи дошкольников.

Актуальность проблемы речевого развития. Использование современных технологий для развития связной речи дошкольников. Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. ...

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раскрываю актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста....

Актуальность проблемы речевого развития

В данном материале педагоги актуализируют свои знания в области речевого развития ребенка в ДОУ в рамках ФГОС ДО, условий успешного речевого развития, а также  правилами культуры речи педагогов....

«Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста»

«Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выр...

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста

Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста Правильно говорить в наше время могут не многие. Своей речью мы пользуемся для того, что бы передать свои мысли. В наше время ра...