Мероприятие (онлайн) с родителями на тему «Профилактика психоэмоциональной нагрузки
консультация

Никифорова Альфида Фазыляновна

Психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека. Другими словами, это стрессовое состояние ребенка.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе у ребенка ухудшается возможность управления функциями организма. И ребенок становится возбудимым и раздражительным или же напротив зажатым и пугливым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_rod.docx28.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3

с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район

Республики Башкортостан

Мероприятие (онлайн) с родителями на тему «Профилактика психоэмоциональной нагрузки»

Воспитатель: Никифорова Альфида Фазыляновна

Ноябрь 2020 г.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня я бы хотела начать с рассказа о психоэмоциональном напряжении детей. Давайте разбираться, что же это такое.

Психоэмоциональное напряжение является одной из характеристик психического состояния человека. Другими словами, это стрессовое состояние ребенка.

Психоэмоциональное напряжение лишает ребёнка естественного для его возраста состояния радости и приводит к неврозам. При неврозе у ребенка ухудшается возможность управления функциями организма. И ребенок становится возбудимым и раздражительным или же напротив зажатым и пугливым.

- Как вы думаете, каковы признаки стрессового состояния? В чем они проявляются? (обсуждение)

По мнению психологов и педагогов отмечается целый ряд признаков, указывающих на то, что ребенок находится в стрессовом состоянии:

- трудности засыпания и беспокойный сон;

- усталость после нагрузки, которая совсем недавно ребёнка не утомляла;

- беспричинная обидчивость, плаксивость или, наоборот, повышенная агрессивность;

- рассеянность, невнимательность;

- отсутствие уверенности в себе, которое выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;

- постоянно сосет палец, жует что-нибудь, слишком жадно ест (при этом без разбора заглатывая пищу), иногда, наоборот, отмечается стойкое нарушение аппетита. И многие другие признаки, которые относятся к области медицинских специалистов.

- Как вы думаете, с помощью каких средств можно помочь ребенку выйти из стрессового состояния? (обсуждение)

Учёными давно доказано, что лучшим средством для снятия нервного напряжения является физическая нагрузка. Вред недостаточной двигательной нагрузки известен. Но не менее опасно пренебрежение таким важным компонентом здорового образа жизни, как сон, питание и закаливание. В соответствии с формулой здоровья на первом место в этой цепочке должна быть поставлена организация сна, затем организация питания, а далее оптимизация двигательной деятельности, тренировки терморегуляционной системы организма ребёнка. Простыми словами говоря, грамотный режим дня.

Среди родителей нашей группы было проведено анкетирование на отношения родителей к режиму дня своих детей. В опросе поучаствовало 18 человек из группы.

Первый вопрос касался времени, в которое ложиться спать ваш ребенок. Опрос показал, что большинство ложатся 22:00, 22:30 или даже позднее и всего несколько человек засыпают 21:00, 21:30 .

Второй вопрос касался того, укладываете ли вы ребенка спать в выходные. Большинство ответов было «нет». Из этого следует, что когда дети приходят  в понедельник в детский сад, они испытывают стресс при наступлении сон часа.

Следующий вопрос. Соблюдаете ли вы режим дня детского сада в выходные? 60 % опрошенных сказали -«нет», 33 %-«не всегда» и 7%- «соблюдают всегда».

Следующие два вопроса были о посещении утренней зарядки, исходя из опроса 85 % -посещают зарядку регулярно; 10% -не всегда успевают; 5%- не посещают.

Причиной не посещения зарядки многие указали, что ребенок не может проснуться рано. А некоторые не успевают к этому времени собраться.

На 6 вопрос: Как ваш ребенок воспринимает физкультурные занятия? Большинство ответили, что ребенок посещает с удовольствие занятия, и только 7% -равнодушны к этому процессу.

Последний вопрос касался наличия физкультурной формы у детей. У 97% опрошенных она имеется.

- Какие выводы мы можем сделать из данного анкетирования? (Выводы)

Поговорим о средствах профилактики ПЭН.

а) Основные условия полноценного детского сна.

- Как вы думаете, какие условие необходимо соблюдать для полноценного детского сна?

1. Спальная комната в любое время года перед сном ребёнка должна быть хорошо проветрена. В момент укладывания ребёнка форточку лучше закрыть. Но когда ребёнок уляжется и родители убедится, что он хорошо укрыт одеялом и заснул, форточку следует открыть снова в зависимости от температуры воздуха и времени года.

2. У ребёнка должен быть выработан рефлекс на быстрое засыпание. Добиться  этого не так уж и сложно. При тщательно соблюдаемых условиях укладывание ребёнок засыпает уже через 5 мин. Дети которые регулярно встают в одно и тоже время и соблюдают время дневного сна в выходные в соответствии с режимом дня детского сада, лучше высыпаются и чувствуют себя бодрыми весь день.

б) Психологические аспекты организации питания детей.

- Что важно при организации питания детей на ваш взгляд?

Психологический комфорт детей во много зависит от того, как организованно питание. Здесь важно всё: качество предлагаемых блюд, их соответствие потребностям растущего организма, разнообразие меню и сама процедура приёма пищи. В качестве средств профилактики психоэмоционального напряжения приём пищи должен организовываться как большая релаксационная пауза. Не следует принуждать ребёнка есть! Необходимо помнить, что каждый человек рождается на свет с присущим только ему хорошо функционирующим механизмом голода, который показывает когда следует есть, а когда остановиться. Если взрослые и сам ребёнок не мешают этому механизму, то на отсутствие аппетита никто не жалуется и рост происходит нормально. Вмешательство в действие этого тонкого устройства может вызвать серьёзные эмоциональные трудности в развитии ребёнка, которые возможно будут проявляться в течение всей жизни.

При приеме пищи в детском саду мы обсуждаем пользу продуктов, важность правильного питание, что способствует повышению у детей аппетита и мотивирует их к позитивному отношению к приему пищи.

в) Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания

- Как вы думаете, на сколько важна двигательная активность ребенка в течении дня? (обсуждение)

Снижение двигательной активности приводит к нарушению слаженности в работе мышечного аппарата и внутренних органов. На уровне внутриклеточного обмена изменяется структура скелетных мышц. Падает иммунологическая устойчивость, активность. Также снижается устойчивость организма к перенагреванию, охлаждению, недостатку кислорода. После длительного неподвижного лежания у людей наблюдаются функциональные расстройства; появляются апатия, забывчивость, невозможность сосредоточиться на серьезных занятиях, расстраивается сон, резко падает мышечная сила, нарушается координация не только в сложных, но и в простых движениях; ухудшается сократимость скелетных мышц, изменяются физико-химические свойства мышечных белков; в костной ткани уменьшается содержание кальция. Особенно пагубна гиподинамия для детей. При недостаточной двигательной активности дети не только отстают в развитии от своих сверстников, но и чаще болеют, имеют нарушения в опорно-двигательной функции. Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении.

Оптимальным двигательным режим будет считаться при следующих условиях:

- соотношения покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%;

- в течение дня у детей не наблюдаются признаки рассеянности внимания или явно выраженного утомления;

- имеет место положительная динамика физической работоспособности детей.

В детском саду у нас в режимных моментах идет постоянная двигательная деятельность, физ. минутки в перерывах между занятиями, подвижные игры в группе и на улице, а так же 3 раза в неделю физкультурное занятие. И немаловажно для полноценного здорового ребенка утренняя зарядка, которую мы проводим ежедневно.

г) Профилактика психоэмоционального напряжения у детей с помощью прогулок

- Как на ваш взгляд ,сколько времени ребенку необходимо проводить на свежем воздухе? Почему? (обсуждение)

Польза прогулки для здоровья ребёнка несомненна. И возможность вдоволь побегать и подышать свежим воздухом оказывает терапевтическое воздействие на организм детей. Прогулка поднимает и мышечный, и психический тонус детей, а так же способствует их личностному развитию. Прогулка для ребенка очень важна в любую погоду. Даже если на улице холодно 5-10 минут прогуляться спокойным шагом и подышать воздухом ребенку не повредит. В детском саду дети гуляют 2 раза в день в первую половину дня и во вторую половину дня, рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий, времени года и возраста воспитанников.

Могу сказать с уверенностью, что Вас уважаемые родители, иногда тревожит появление у детей несобранности, порой излишней активности, или напротив, замкнутости, робости, или плаксивости, а часто - агрессивности. Как помочь ребенку в такие моменты? Самое правильное – научить его помогать самому себе, то есть познакомить с методами саморегуляции. Некоторые упражнения ребенок сможет выполнить самостоятельно, в других ему должны помочь Вы, дорогие родители. Вы как самые близкие взрослые для ребенка можете снизить психоэмоциональное напряжение, тревожность, агрессию используя специальные психологические игры. Как правило, эти игры направлены на снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение самооценки.

Я хочу Вам предложить несколько вариантов таких игр. Но прежде я предлагаю Вам сейчас попробовать самим поиграть в эти игры. Давайте попробуем снять напряжение, волнение.

Игра «Насос и мяч».

Цель. Расслабить максимальное количество мышц тела.

Содержание.

«Ребята, разбейтесь на пары. Один из вас — большой надувной мяч, другой

насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движение рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с», он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего — у мяча поднимается голова, после четвертого — надулись щеки и даже руки отошли от боков. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение». Затем играющие меняются ролями.

Упражнение «Драгоценность».

«Вы держите в кулачках, что-то очень ценное, дорогое для вас, и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче… ещё крепче, у вас побелели косточки, кисти начинают дрожать. Но вот обидчик ушёл, и вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук свободно лежат на коленях… они отдыхают…»

Упражнение «Качели».

«Представьте себе летний тёплый день. Ваше лицо загорает, ласковое солнце

гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка, садится на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх-вниз. Бабочка улетает, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица)

Упражнения «Ласковый мелок».

Цель :Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных

ощущений.

Содержание: Существует хорошее развлечение — рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что было изображено. Данная игра нравится многим детям, но, к сожалению, не очень подходит тревожным мальчикам и девочкам, т. к. они, пытаясь разгадать задумки партнера по игре, могут волноваться, переживать, вследствие чего напрягать мышцы сильнее и сильнее. Поэтому мы предлагаем модификацию данной игры. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал? Солнышко? Хорошо». И мягким прикосновением пальцев изображает контур солнца. «Похоже? А как бы ты нарисовал на моей спине или руке? А хочешь, я нарисую тебе солнце ласковым мелком?» И взрослый рисует, едва касаясь поверхности тела. «Тебе приятно, когда я так рисую? А хочешь сейчас белка или лиса нарисуют солнце своим ласковым хвостиком? А хочешь, я нарисую другое солнце, или луну, или что-нибудь еще?» После окончания игры взрослый нежными движениями руки «стирает» все, что он нарисовал, при этом слегка массируя спину или другой участок тела.

Уважаемые родители, я надеюсь, что данные игры помогут Вам лучше

узнать, понять и помочь Вашему ребенку. Мы верим, что не решаемых проблем в воспитании не бывает, а добрые и искрение слова мамы или папы помогут решить любую детскую проблему. Добра Вам и терпения! А сейчас вашему вниманию я предлагаю видео ролик «Прививка Любви»

Обсуждение ролика.

Решение мероприятия:

1. Соблюдать режим дня детей дошкольного возраста в условиях детского сада и дома. -   Ежедневно - Педагоги и родители.

2. Включить упражнения на профилактику психоэмоционального напряжения, детской йоги и оздоровительной гимнастики в режимы дня детей. - 2 раза в неделю - Педагоги и родители.

3. Организовать совместный досуг с родителями на тему «Красивая сервировка стола, грамотное использование столовых приборов» - Март, 2021 г. - Педагоги и родители.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья на тему "Профилактика психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания"

в статье описаны способы снятия психоэмоционального напряжения средствами физического воспитания у младших дошкольников...

Программа на тему: «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ»

Программа на тему:«Профилактика психоэмоционального напряжения у детей с ОВЗ»...

Консультация для родителей на тему: «Профилактика гриппа у детей». Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.

Как будет протекать болезнь у ребенка, предугадать никогда нельзя. Поэтому лучше принять меры профилактики гриппа у детей, чтобы постараться и вовсе обезопасить его от заражения.Наблюдать, как твой ре...

Консультация онлайн для родителей на тему " Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста"

Информация для родителей о том, как прививаются к-г навыки в детском саду. Рекомендации родителям....

Семинар - онлайн для родителей по теме: "Значение влияния отца на жизнь и развитие личности ребенка"

Роль отца в жизни ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека важна не меньше, чем материнская. В данном конспекте для онлайн - семинара представлен материал, для обсуждения следущиих вопросов:- Как ...

Консультация для родителей на тему: «Профилактика заболеваний ОРЗ и ОРВИ. Традиционные и народные методы профилактики и лечения ОРЗ и ОРВИ »

Профилактика гриппа, ОРВИ и коронавируса — это единый комплекс мероприятий, направленный на предотвращение заболеваемости. Сегодня актуальны слова Гиппократа: «Болезнь легче предупредить, ...