Семинар - онлайн для родителей по теме: "Значение влияния отца на жизнь и развитие личности ребенка"
методическая разработка

Каменских Регина

Роль отца в жизни ребенка, а в дальнейшем и взрослого человека важна не меньше, чем материнская. В данном конспекте для онлайн - семинара представлен материал, для обсуждения следущиих вопросов:

- Как влияет отец на развитие ребенка и его взрослую жизнь?

- Чем отличаются отцовские функции от материнских? 

- Как отец влияет на развитие гендерной идентичности ребенка?

- Что делать, если у ребенка нет отца или родители в разводе?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Онлайн - семинар для родителей по теме:

«Все дело в папе!»

Цель: актуализация внимания родителей на значение важности роли отца в жизни ребенка

Задачи:

- рассмотреть возрастные закономерности развития ребенка и роль отца;

- рассмотреть отличия материнских и отцовских функций;

- раскрыть понятие синдрома отсутствующего отца;

- обсудить влияние отцовской фигуры на гендерную идентичность ребенка.

Организационная часть

  1. Перекличка
  2. Самопрезентация
  3. Объявление темы, целей задач

Введение в тему

Слайд № 2,3,4,5,6

Правда и мифы об отцах, и матерях

Ведущий предлагает участникам семинара согласиться или опровергнуть утверждения, представленные на слайдах

Основная часть

Упражнение «ассоциации» слайд №7

Ведущий предлагает назвать, перечислить свои ассоциации, образы, ощущения и метафоры, связанные со словом мать и отец, и сравнить их.

Если собрать воедино ощущения и образы, ассоциации «материнского» и «отцовского», можно выстроить такую таблицу: (слайд №8), исходя из чего, можно сделать выводы, что материнские и отцовские функции, в воспитании ребенка значительно отличаются. Конечно, есть универсальные родительские функции, но есть у мамы и папы роли, которые существенно отличаются друг от друга. Родители привносят в будущее ребенка свою генетическую информацию поровну.

Папино начало – активное, целеустремленное, подвижное и в некотором смысле рискованное: сперматозоиду предстоит проделать нелегкий путь, преодолеть множество препятствий на пути к яйцеклетке. Для .того он проходит серьезный отсев и выдерживает серьезную конкуренцию с другими сперматозоидами.

Мамино начало – стабильное, защищенное, питающее, избирательное.

           Отцовская и материнская любовь (слайд №9)

Эрик Фромм разделил родительскую любовь на материнскую безусловную и отцовскую условную. Материнская любовь – это безусловное принятие ребенка, отцовская – оценивающая. Подрастая, ребенок чувствует потребность в отцовской̆ любви, его авторитета и руководства. Функция матери – обеспечить ребенку безопасность в жизни, функция отца – учить его, руководить им, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед человеком то общество, в котором он родился.  

         Родительскую любовь можно представить в образе кувшина с водой. Вода это материнская любовь, кувшин (закон, порядок) отцовская. Если нет стен у кувшина (порядка), то вода (любовь безусловная) разольется.

Тема границ (слайд №10)

Когда появляется ребенок он находиться в тесном слиянии с мамой. В этот период мама четко чувствует потребности ребенка, погружаясь в состояние собственной детскости. Мозг ребенка получает импульсы извне (температура воздуха, водные процедуры, голоса, касания матери и.т.д), и изнутри (голод, жажда и.т. д). И младенец не понимает, что исходит из него, а что из окружающего мира. И он думает, что он это все! Он бесконечен! И мама тоже его продолжение. Позже он обнаруживает что управлять внешним миром не так - то просто (мама не сразу отозвалась на его крик, не сразу накормила, он думает почему он мокрый и не становится сухим и.т.п) И первые свои ограничения, границы узнает тогда, когда мама оказывается за пределами его самого, что он начинает понимать, что не сам себя кормит, укрывает, качает. Он как - будто мысленно рисует контуры  карты своего мира, свои границы. Это один из первых этапов эмоциональной сепарации.

 Примерно в полгода, когда ребенок начинает ползать, у него появляется интерес к окружающему миру, и ребенок начинает его исследовать, и на сцену выходит отец. И здесь главной его задачей является, поддержать ребенка в желании выходить за пределы материнского мира. Таким образом, отец расширяет  границы, он становится открывателем всего нового. Главной задачей матери отпускать свое чадо, и не мешать отцу. Также папа учит отстаивать и защищать свои границы. Он четко может объяснить, что можно делать, а чего нельзя.

Границы, поставленные мамой, проверяются, поставленные папой - не оспариваются! Маме проще говорить о правилах и нормах, опираясь на авторитет отца.

«Метафора границ «Темная комната»: - ребенок сидит на стуле посреди комнаты; темной и незнакомой. Ему надо набраться храбрости и слезть со стула, обследовать комнату. Но темно, он не очень-то представляет себе, где стены. А слезть надо, надо добраться до стен, чтобы знать, что они есть  надежные и крепкие. Тогда он сможет, отдавшись любопытству, без всякого страха обследовать комнату. Но если стен нет, он будет бояться. Он не будет знать, как далеко можно идти. Вдруг где-то там; если зайдет «за край»; он свалится! Или не сумеет вернуться к стартовой площадке, к стулу, когда захочет. Возводя вокруг ребенка стены, в которые можно упереться, родители вселяют в него уверенность и исследовательскую отвагу. Но легче это сделать когда он знает, где примерно находятся эти стены».

        Тема уверенности в себе (слайд №11)

        Роль матери мамы «питательная» и обеспечивающая, то папа дает чувство защищенности и надежности, укорененности и безопасности, смелости и уверенности. Это та самая опора, это буквально ощущается на физическом уровне (нужна смелость, чтоб в темноте отыскать стены).  Если взрослого человека, у которого был любящий отец, попросить поделится своими первыми приятными воспоминаниями об отце, наверняка он представит себя сидящим у него на плечах, или как папа побрасывает и ловит. Такие воспоминания, как правило, связано с ощущением покоя, защиты и в это же время – бесстрашия, воодушевления, собственной силы и всемогущества.

Проблемы неуверенности, ощущение отсутствия опоры, страха перед жизнью непосредственно связано с отцом. Это может быть дисфункциональный отец (нападает вместо того, чтобы защищать) или отсутствующий.

Тема идентичности: самоотношение и принятие себя

 (слайд №12 - 19)

Идентичностью называют, то как человек отвечает себе на вопрос «кто я?» и все вопросы, связанные с этим понятием: «кем и каким я себя считаю, чувствую, представляю?», «какие нормы, ценности, установки связаны с моим самопредставлением?», «как я проявляюсь вовне?» Все это важно, для самоощущение человека в мире, его способность к самореализации, и потребность в саморазвитии.

Выделяют несколько видов идентичности:

 - личностная идентичность (кто я, какой я);

 - профессиональная (моя профессия, мое призвание);

 - гендерная (определение себя к женскому или мужскому полу).

Два берега одной реки

 Существует «мужской» и «женский» берег, а между ними мостик.
Поскольку дети и мужского, и женского пола начинают жить в материнском организме, и только мать может кормить их грудью, дети обоего пола сначала обычно привязаны к матери, и поэтому они находятся на одной стороне воображаемой реки. Отец; он на другом береге, сначала для детей «фигура на расстоянии». Он, так сказать спонсор, поддерживающий предприятие. А это значит, на этом этапе мать оказывает на детей большее влияние, и дети обоего пола принимают ее за образец.
Дети здесь осваивают понятие «хочу». Мама также является первым посредником с окружающим миром.  О том, какой папа дети узнают через маму – она транслирует им его образ.
        Проходит время, и дети должны отправиться в путешествие на другой берег. И тут крайне важно, чтобы мама отпустила, и не мешала движению к папе. Если папа для мамы хороший, то пройти по мосту (пережить сепарацию), как для девочки, так и для мальчика намного проще.

Итак, мальчику необходимо перейти мост, и остается на берегу с папой, в мужском мире. Если мальчик  остается на берегу с мамой, то он остается с ней в симбиотических отношениях, или идентифицируется с ней. Он как будто отрезан от мужских ресурсов, а значит, ему будет сложно в областях связанных с половой принадлежностью, в вопросах связанных с целеполаганием, самореализацией, иерархии и т.д.  У девочек немного другая задача: получив послания от мамы, что папа хороший, они знакомятся с миром мужчин, и обретая в этом мире знания (как преодолевать трудности, достигать цели, защищать и отстаивать свои границы, как взаимодействовать с мужчинами). Затем девочки получают послания, что мама хорошая и девочка отправляется назад к маме, в женский мир. Если девочка не получает данного послания она может идентифицироваться с мужским миром (с отцом), а значит приобрести мужские черты. Более в легком варианте, у девочки развиваются конфликтные отношения с матерью, и мама для дочери, на символическом уровне, становится  соперницей.

Если папа для мамы плохой, то в этом случае движение к отцу затруднено. И как мальчик, так и девочка могут застрять на «мосту». Это вариант, когда ребенок по разным причинам не может сделать выбор, в результате чего может произойти внутренний раскол и в личности ребенка формируется внутренняя неустойчивость и поведение его становится непоследовательным, поскольку он действует то из одной части, то из другой. И половая принадлежность, в том числе, может оказаться неопределенной.

Синдром отсутствующего отца (слайд №20,21)

Коллективные образы нашей культуры

В любой культуре существуют общепринятые отцовские и материнские фигуры, влияющие на общество в целом. Например:

- мужские: божества, герои нации, господь бог, царь батюшка, президент;

- женские: богини, божества, царица, героини и.т.д.

До революции – царь Николай II, после – такой фигурой оказался дедушка Ленин, во время второй мировой войны – отец народов Сталин. Что же транслировал Ленин? Бога нет, жить богато плохо и все что у тебя есть, принадлежит народу. Если представить, а каким был Сталин? Несомненно, он был авторитетной фигурой, но в тоже время, многие считали его тираном и деспотом. А еще он был трудоголиком, а это значит, что такого отца нет дома, он является отсутствующим. То есть, формально он есть, но в реальной жизни он отсутствует. А если вспомнить послевоенное время, во многих семьях отец отсутствовал буквально, многие мужчины просто не вернулись с войны, что привело к рассвету матриархата, и роль отца отодвинулась на второй план. Отсюда и родилось понятие, синдром отсутствующего отца.

Следовательно, отец может отсутствовать реально (неполная семья) или эмоционально (отец вроде бы есть, но все равно, что его нет). В нашей личности, независимо от того, от того был ли у нас отец или мать, формируются внутренние родительские фигуры. Например, если отец умер, и ребенок его никогда не видел, то о нем рассказывает, в первую очередь, мать. Таким образом, с ее слов, в голове ребенка рождается образ отца. Он как будто живет внутри него, и влияет на него на протяжении всей жизни. Тоже происходит и материнской фигурой.

 Влияние внутренних фигур на личность

У взрослых людей существует целый ряд тем, напрямую связанных с родительскими фигурами. Эти темы могут стать или не стать психологическими проблемами, в зависимости от того, насколько гармоничные были отношения мамы и папы со своим ребенком.

 Упражнение «Оценка внутренних ресурсов» (слайд №22)

Ведущий предлагает провести самостоятельную оценку, по десятибалльной шкале,  по перечисленным на слайде темам, и ответить на вопросы: «Что у меня развито?», «Что у меня есть? Какие у меня сильные стороны, ресурсы? Каковы мои слабые стороны жизни, что бы хотелось улучшить?», «Какое влияние на это оказал ваш отец, мать?».

Подведение итогов

Рефлексия

Список литературы

  1. Золотова Ю., Летучева М. Все дело в папе. Работа с фигурой отца в психологическом консультировании. – М.: Независимая фирма «Класс», 2019. - 334с.
  2. Каст В. Отцы – дочери, матери – сыновья. Путь от отцовского и материнского комплексов к собственной идентичности. – М.: Дипак, 2016.
  3. Скиннер Р. Семья, как в ней выжить? – М.: Независимая фирма «Класс», 1994г.


        


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка.

Игра - познание окружающей действительности, познание самого себя, знакомство с социальной действительностью и нахождение своей роли в обществе. Мы, воспитатели, часто забываем о том, как важно все пр...

Влияние музыкально-игровой деятельности на развитие личности ребенка.

Выступление на РМО г.Павлово Нижегородской обл.на тему «Развитие творческой личности дошкольника через          музыкальные игры»...

Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенка

Родительское собрание-лекция: Влияние стилей семейного воспитания на развитие личности ребенкаЦель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей; занкомство родителей со стилями воспита...

Консультация с родителями "Влияние занятий изобразительной деятельности на развитие личности ребенка"

как занятия изобразительной деятельностью влияют на развитие личностных качеств дошкольника...

консультация для родителей на тему «Значение сюжетно-ролевой игры в жизни ребенка»

Изучение происхождения игры, как особого вида человеческой деятельности даёт возможность определить её сущность: игра - образное, действенное отражение жизни, она возникла из труда, и готовит подраста...

Консультация для родителей"Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка"

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение....